Рекреационные процессы в образовании




Лекция 14

Здоровье суть состояние достаточно широких функциональ­ных возможностей организма, необходимых для нейтрализации влия­ния вредных факторов окружающей среды [9]. Уровень здоровья населения современной России гораздо ниже, чем в развитых странах. Причины данной ситуации носят многофакторный характер.

Первая причина носит ярко выраженный социально- экономический характер. В результате реформ за чертой бедности оказалось более 80% россиян, причём у каждой третьей семьи доходы ниже прожиточного минимума. В результате семьи всё чаще отказываются от рождения детей, что в свою очередь отражается на демографической ситуации. Снижение уровня жизни сказалось на питании людей. Около 40 млн. россиян отказывают себе в полноценном питании. Дефицит энергии составляет в среднем 20%, белков – 25%, витаминов -30-50% [5]. Снизилась ожидаемая продолжительность жизни россиян. Общая социально- демографическая цена демократических реформ составила 650 млн. лет человеческой жизни [6, с.118].

Второй причиной является неблагополучная экологическая ситуация. Следствием аварии на Чернобыльской АЭС стало радиационное загрязнение 15-ти областей России с населением более двух миллионов человек. Столько же россиян живут на загрязнённых территориях в результате испытания ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. Были ещё испытания (Новая Земля) и аварии (Челябинская область, Томск-7).

Из-за промышленных и транспортных выбросов в 10 и более раз превышаются предельно допустимые нормы в 84 городах России с населением 36 млн. человек [5, с. 24].

Третья причина заключается в тяжёлом кризисе здравоохранения. По сути, была разрушена система всеобщего бесплатного здравоохранения. Основная ответственность за состояние здоровья была перенесена с государственных структур на самих граждан. Попытки создать медицину на страховых принципах пока не привели к положительным результатам [9]. С переходом на страховую медицину появился дефицит профи­лактического надзора. В перечень страховых видов медицинских услуг не вошли многие виды профилактической работы. Они не оплачиваются. Медицина еще больше стала медициной «пожар­ного» образца.

Здоровье детей является индикатором благополучия общества в целом. На данный момент 40% детей в России рождается с теми или иными отклонениями. Ослабленные в результате воздействия генетических факторов дети оказываются под влиянием неблагоприятных социальных и экологических проблем. Исследования выявили, что от элементарного недоедания страдает треть детей в России. Каждый шестой ел досыта раз в неделю, каждый девятый раз в месяц [6].

Практически здоровыми в школу приходят 10-14% детей. В начальной школе происходит резкое увеличение хронических заболеваний (15% против 4-5% в дошкольном возрасте) [10, с.46]. В среднем звене количество хронически больных достигает 18-19%. К наиболее распространённым хроническим заболеваниям относятся: желудочно-кишечные; болезни дыхательных органов; уха, горла и носа; расстройства обмена веществ. По мере взросления среди детей увеличивается частота желудочно-кишечных, отоларингологических, а также заболеваний половых и мочевых органов. Данные опросов родителей свидетельствуют, что значительный процент детей, не имеющих хронических заболеваний и не отнесённые к группе здоровых, постоянно находятся в предболезненном состоянии. В данном состоянии индивид располагает примерно половиной психофизиологических возможностей и страдает от различных недомоганий. Наиболее распространёнными являются расстройства невропатического характера (раздражительность). Частота недомоганий невропатического и психовегетативного характера усиливается по мере взросления детей. Всего же в России около двух миллионов детей страдают психическими заболеваниями.

На ухудшение самочувствия подростков влияет ежедневное увеличение уроков. Вряд ли оправданной в этом отношении является перевод детей на пятидневку. Наиболее страдают дети, обучающиеся по модульной системе, особенно если она совпадает с пятидневной учебной неделей. По сравнению с обычными школами в данных учебных заведениях в 2 раза увеличивается число детей с хроническими заболеваниями [10, с. 49].

Ученик проводит в школе от 20 часов в неделю в начале обучения до 36 в старших классах. Около 50% современных старшеклассников тратят на подготовку домашнего задания 6 часов. Если исходить из 5-7 часов, занятых уроками в школе и дополнительными занятиями, то общий ра­бочий день старшеклассника составляет 9,5 - 11,5 часов в сутки. В связи с этим возникают вопросы для дальнейшего изучения: реальная норма учебного времени, соответствие ее федеральным социальным нормативам, полная структура бюджета времени ученика, организация психологического и медицинского контро­ля и другие.

К старшему школьному возрасту уже 27-30% подростков находятся в группе хронически больных. Таким образом, за время обучения в школе в 5 раз возрастает патология органов зрения, желудочно-кишечного тракта. Число хронически больных увеличивается в 2-3 раза.

Не улучшает здоровье молодёжи обучение в высшей школе. Как правило, условия обучения не соответствуют санитарно- гигиеническим нормам. Занятия проходят в две, а иногда в три смены. Не соответствуют нормам рацион и режим питания. Более половины студентов питаются лишь два раза в сутки. Рацион состоит в основном из мучных и кондитерских изделий [4, с.75]. Студенты страдают от гипподинамии. Только 7% опрошенных делают утреннюю гимнастику, 5% регулярно занимаются спортом, 9% посещают бассейны, теннисные корты и другие спортивные сооружения с целью укрепления здоровья. Около 25% относятся к специальной медицинской группе, или освобождены от занятий физкультурой.

Учебные заведения могут и должны проводить целенаправленную рекреационную политику. Примером может служить создание классов «реабилитации здоровья» в начальной школе, для которых характерна:

- малая наполняемость класса (не более 16 учащихся);

- занятия только в первую смену;

- сокращение продолжительности уроков;

- удлинение динамических пауз между уроками;

- сочетание уроков физкультуры с часами здоровья;

- упразднение обязательных домашних заданий;

- предоставление учащимся по предписанию врача сокращённого учебного дня;

- правильного составления учебного расписания уроков и т.д. [11, с.12].

Следующим направлением является проведение в рамках образовательных учреждений активной политики по формированию здорового образа жизни учащихся. ЗОЖ— это комплекс устойчивых, полезных для здоровья привычек. Начинать их выработку необходимо в детстве при правильном сочетании стабильного режима дня, надлежащего воспитания, условий здорового быта и учебы. Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней, направленное на предотвращение не каждой болезни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно рацио­нален и экономичен. Здоровый образ жизни — это выработка у людей комплекса взаимосвязанных навыков и привычек. Надо добиться, чтобы человек автоматически выполнял правила в сфере быта и личной гигиены, не задумываясь над элементарными поступками и всегда придерживаясь при этом рекомендаций гигиенической науки, т. е. действовал с пользой для здоровья.

ЗОЖ включает в себя и культуру развлечения и досуга. У человека есть физиологически обоснованная потребность получать удовольствия. Но они должны быть естественными, а не искусственными (алкоголь, наркотики, токсические вещества). На что тратят свободное время российская молодёжь? На первом месте стоят встречи с друзьями, на втором прослушивание музыки, на третьем - телевизор. Следует учесть, что различные виды досуговой деятельности допускают совмещение с другими занятиями. Так, например, про­ведение свободного времени в компании друзей может сочетаться с прослушиванием музыки, посещением дискотек, азартными игра­ми, занятиями спортом, просмотром видео и так далее.

Лишь две трети молодых людей используют досуг для активных занятий спортом. Правда, поло­вина из них уделяет спортивным занятиям менее 30 минут в сутки. Среди занятий, которые чаще всего предпочитает молодёжь в свободное время, лишь 8,1% назвали посещение театров и концертов и 0,7% — участие в художественной само­деятельности и техническом творчестве [12].

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, спо­собный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья учащихся. Задачей педагогической социологии является изучение механизмов, форм, методов формирования ЗОЖ в системе образования.

 

Вопросы для самоконтроля

Что такое здоровье?

2. Назовите причины ухудшения здоровья населения России.

3. Какова динамика развития состояния здоровья учащихся?

4. Перечислите основные направления формирования ЗОЖ.

Литература

1. Башкова О. Г. В помощь школьному социологу. Рязань, 1996.

2. Горячев В. Здоровье детей – категория педагогическая // Воспитание школьников. 1999. №1.

3. Иващенко Г. М., Плотник М. М. Помочь детям выжить // Педагогика. 1993. № 4.

4. Ишмухаметов И.Б., Юсупова Л.С. Общие и региональные проблемы здоровья студентов //Реализация национально-регионального компонента в содержании образования: Материалы IX межвузовской научно-методической конференции, 12 марта 2002 г.: В 3 ч. /Отв. Ред. А.Н. Козлов, Л.К. Гребёнкина. –Рязань, 2002. –Ч.2.

5. Морозова Г.Ф. Деградация нации - миф или реальность? //СОЦИС. 1994. №12.

6. Назарова И.Б. О здоровье населения в современной России //СОЦИС. 1998. №11.

7. Найн А. А., Сериков С. Г. Проблема здоровья участников образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 6.

8. Пирогова М., Соболев Г. Сберкнижка Гиппократа //Социальная защита. 1998. №7.

9. Основы социальной работы /Отв. ред. П.Д. Павленок. -М., 1999. С.119-133.

10. Состояние здоровья молодого поколения России // Народное образование. 1993. № 5.

11. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации здоровья //Начальная школа. 2001. №11.

12. Шереги Ф. Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М., 1997.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: