Содержание и методы коррекционно-развивающей работы
Содержание развивающего блока КРР.
Развивающий блок КРР включает проведение коррекционно-развивающих занятий; организацию коррекционно-развивающей среды; педагогическую работу с социальным окружением ребёнка.
Основные направления КРР и их содержание
Основные направления КРР определяются ограничениями ребёнка в различных жизненных областях: жизнеобеспечение, коммуникация и речь, социализация, досуг, познание и др.
К таким ограничениям относятся:
– получение информации об объектах окружающей действительности, объяснение её явлений;
– беспрепятственное и безопасное перемещение в пространстве;
– удовлетворение основных физиологических и повседневных бытовых потребностей;
– выражение потребностей, инициация, завязывание и поддержание диалога;
– сотрудничество с другими людьми;
– выбор путей и способов использования свободного времени;
– выбор профессии и оценки своей готовности к профессиональному обучению;
– мотивация и планирование деятельности, её самоконтроль и самооценка.
Содержание КРР составляет формирование функциональных умений, дифференцированных с учётом возраста и ситуации развития каждого ребёнка, которые позволяют преодолеть имеющиеся ограничения и обеспечивают достижение максимально возможного независимого образа жизни. Среди основных направлений КРР формирование таких умений, как познавательные, двигательные, коммуникативные и речевые, социальные, бытовые, трудовые и профессиональные, регуляторные.
Реализация КРР в указанных направлениях предусматривает не восстановление, компенсацию, развитие отдельных психофизических функций, а нормализацию деятельности ребёнка в различных жизненных сферах.
Методы и специфические приёмы коррекционно-развивающей работы
Словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, работа с книгой). Специфические приёмы: установка на внимание; актуализация представлений; создание проблемной ситуации; вариативные пояснения; уточняющие вопросы; усиление образности речи; проговаривание; максимальная конкретизация речи; привлечение личного опыта; словарная работа.
Наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).
Специфические приёмы: обеспечение лучшей видимости; снятие второстепенных нагрузок в изображении; внесение цветоконтрастных характеристик; рассматривание на полисенсорной основе; длительное целенаправленное восприятие; наводящие вопросы; аналогия; соотнесение наглядной информации с содержанием текста.
Практические (упражнение, опыт, практическая работа).
Специфические приёмы: расчленение действия на отдельные операции (вдевание шнурка в нижнее отверстие ботинка, складывание шнуров "накрест", продолжение шнуровки до конца, завязывание шнурков на один бантик, завязывание шнурков на двойной бант); планирование работы; выполнение действий руками ребёнка; многократные повторения; многократная вариативность видов упражнений одного типа; вариативное инструктирование ребенка и последовательное усложнение инструкции; использование алгоритма.
1. Задания, в которых решение задачи должно осуществляться одновременно и интеллектуально и практически:
– разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки) в определённом порядке (от большого к маленьком, от светлого к тёмному) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз);
– дополни или дорисуй недостающие детали, части;
– переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;
– составь узор, выложи его из мозаики;
– сгруппируй картинки по определённому признаку;
– составь целое из частей;
– расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;
– расставь предметы в пространстве так, как это изображено на схеме;
– расставь силуэты предметов так, как это нарисовано на картине;
– составь лицо человека с выражением определённой эмоции;
– подбери то, чего не хватает на картинке
2. Задания, в которых решение задачи выполняется практически, т.е., в процессе решения ребёнок должен выполнить конкретное действие и получить определённый результат:
– подбери такой же объект, сделай наложение, соедини линией;
– спрячь объект на цветовом фоне;
– обведи рисунок по трафарету;
– поставь фишки одного цвета
3. Задания, в которых решение задачи осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта (а), либо оформляется словесно (б)
а) – выдели (найди, оставь, закрой, отметь) заданный элемент;
– сравни объект с образцом, найди лишнее, что изменилось, чего не достаёт;
– найди пару предложенному образцу;
– назови и покажи все элементы предложенного множества;
– найди ошибку в изображении;
– покажи, какой объект находится ближе – дальше;
– выбери объект по описанию;
– узнай по эмоции, позе героя картины;
– найди лишнего по позе, мимике
б) – узнай и назови эталоны, предметы, изображения;
– запомни, перечисли по памяти;
– найди и опиши, что перепутано в изображении;
– опиши предмет с помощью алгоритма;
– составь описательную загадку.
На коррекционно-развивающем занятии осуществляется последовательный переход от заданий первого типа к заданиям третьего типа согласно логике усложнения учебного материла.