Методы и специфические приёмы коррекционно-развивающей работы




Содержание и методы коррекционно-развивающей работы

Содержание развивающего блока КРР.

Развивающий блок КРР включает проведение коррекционно-развивающих занятий; организацию коррекционно-развивающей среды; педагогическую работу с социальным окружением ребёнка.

Основные направления КРР и их содержание

Основные направления КРР определяются ограничениями ребёнка в различных жизненных областях: жизнеобеспечение, коммуникация и речь, социализация, досуг, познание и др.

К таким ограничениям относятся:

– получение информации об объектах окружающей действительности, объяснение её явлений;

– беспрепятственное и безопасное перемещение в пространстве;

– удовлетворение основных физиологических и повседневных бытовых потребностей;

– выражение потребностей, инициация, завязывание и поддержание диалога;

– сотрудничество с другими людьми;

– выбор путей и способов использования свободного времени;

– выбор профессии и оценки своей готовности к профессиональному обучению;

– мотивация и планирование деятельности, её самоконтроль и самооценка.

Содержание КРР составляет формирование функциональных умений, дифференцированных с учётом возраста и ситуации развития каждого ребёнка, которые позволяют преодолеть имеющиеся ограничения и обеспечивают достижение максимально возможного независимого образа жизни. Среди основных направлений КРР формирование таких умений, как познавательные, двигательные, коммуникативные и речевые, социальные, бытовые, трудовые и профессиональные, регуляторные.

Реализация КРР в указанных направлениях предусматривает не восстановление, компенсацию, развитие отдельных психофизических функций, а нормализацию деятельности ребёнка в различных жизненных сферах.

 

Методы и специфические приёмы коррекционно-развивающей работы

Словесные (рассказ, объяснение, беседа, инструктаж, работа с книгой). Специфические приёмы: установка на внимание; актуализация представлений; создание проблемной ситуации; вариативные пояснения; уточняющие вопросы; усиление образности речи; проговаривание; максимальная конкретизация речи; привлечение личного опыта; словарная работа.

Наглядные (демонстрация, иллюстрация, наблюдение).

Специфические приёмы: обеспечение лучшей видимости; снятие второстепенных нагрузок в изображении; внесение цветоконтрастных характеристик; рассматривание на полисенсорной основе; длительное целенаправленное восприятие; наводящие вопросы; аналогия; соотнесение наглядной информации с содержанием текста.

Практические (упражнение, опыт, практическая работа).

Специфические приёмы: расчленение действия на отдельные операции (вдевание шнурка в нижнее отверстие ботинка, складывание шнуров "накрест", продолжение шнуровки до конца, завязывание шнурков на один бантик, завязывание шнурков на двойной бант); планирование работы; выполнение действий руками ребёнка; многократные повторения; многократная вариативность видов упражнений одного типа; вариативное инструктирование ребенка и последовательное усложнение инструкции; использование алгоритма.

1. Задания, в которых решение задачи должно осуществляться одновременно и интеллектуально и практически:

– разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки) в определённом порядке (от большого к маленьком, от светлого к тёмному) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз);

– дополни или дорисуй недостающие детали, части;

– переведи через кальку, выдели другим цветом заданную часть объекта;

– составь узор, выложи его из мозаики;

– сгруппируй картинки по определённому признаку;

– составь целое из частей;

– расставь предметы в пространстве под словесную диктовку;

– расставь предметы в пространстве так, как это изображено на схеме;

– расставь силуэты предметов так, как это нарисовано на картине;

– составь лицо человека с выражением определённой эмоции;

– подбери то, чего не хватает на картинке

2. Задания, в которых решение задачи выполняется практически, т.е., в процессе решения ребёнок должен выполнить конкретное действие и получить определённый результат:

– подбери такой же объект, сделай наложение, соедини линией;

– спрячь объект на цветовом фоне;

– обведи рисунок по трафарету;

– поставь фишки одного цвета

3. Задания, в которых решение задачи осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта (а), либо оформляется словесно (б)

а) – выдели (найди, оставь, закрой, отметь) заданный элемент;

– сравни объект с образцом, найди лишнее, что изменилось, чего не достаёт;

– найди пару предложенному образцу;

– назови и покажи все элементы предложенного множества;

– найди ошибку в изображении;

– покажи, какой объект находится ближе – дальше;

– выбери объект по описанию;

– узнай по эмоции, позе героя картины;

– найди лишнего по позе, мимике

б) – узнай и назови эталоны, предметы, изображения;

– запомни, перечисли по памяти;

– найди и опиши, что перепутано в изображении;

– опиши предмет с помощью алгоритма;

– составь описательную загадку.

На коррекционно-развивающем занятии осуществляется последовательный переход от заданий первого типа к заданиям третьего типа согласно логике усложнения учебного материла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: