Вспомогательный материал к теме 2.2




Тема 2.2.: Новая модель системы образования в РФ

План:

1. Новая модель системы образования РФ: понятие, структура, основные элементы.

2. Федеральные государственные стандарты и образовательные программы: понятие, функции, структура, нормативные требования.

3. Основные элементы управления системой образования в РФ.

4. Образовательный процесс: нормативно-правовое регулирование (прием, аттестация, документы об образовании и квалификации).

Понятия: для устного и письменного опроса: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), ФГОС основного общего образования (ФГОС ООО); образовательная программа; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы; универсальные учебные действия; основные, дополнительные, примерные, адаптированные образовательные программы,; учебный план; зачётная единица; государственно-общественный характер управления системой образования, принципы управления системой образования; государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование, государственная и общественная аккредитация; промежуточная и итоговая аттестация, документы об образовании и квалификации.

Источники:

1. ФЗ РФ от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – ст. 2.5-2.10, 2.22-2.23, 2.28; 10 -13; 108; гл. 6-10; гл. 12; ст. 55, 58-60.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приложение к приказу Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3. Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г. «О государственной аккредитации образовательной деятельности».

4. Постановление Правительства РФ № 966 от 28.10.2013 г. «О лицензировании образовательной деятельности».

Вопросы к теме 2.2.2

Ознакомьтесь с источниками и дайте краткие письменные ответы на воп росы:

1. Что такое система образования? Какие элементы в её структуре являются основными? (На основе анализа ст. 10 ФЗ-273 дайте собственное краткое определение понятию «система образования»).

2. Какие уровни образования в РФ подтверждаются документом об образовании? (ст. 60.6 ФЗ-273)

3. Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)? Каковы функции и структура данного документа?(ст.2.6; ст. 11 фз-273)

4. Что такое образовательная программа и каковы её обязательные компоненты? Какие виды образовательных программ и формы их реализации закреплены в законе? Какие общие требования к реализации образовательных программ регулируют образовательные отношения в современной школе? Что такое зачётная единица и какова её функция?(ст.12,13 фз-273)

5. Каковы требования ФГОС

А)к результатам освоения образовательных программ основного общего образования?

Б) к структуре образовательной программы основного общего образования?

В) к составу универсальных учебных действий (согласно требованиям ФГОС ООО к структуре образовательных программ)?

6. Какие принципы управление системой образования обеспечивают его государственно-общественный характер? Зачем нужна государственная регламентация образовательной деятельности и каковы её основные элементы? С какой целью осуществляется независимая оценка качества образования? Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

7. Какие особенности новой модели системы образования РФ способствуют развитию непрерывного образования? В чём заключается различие основных целей начального, основного и среднего общего образования?(ст.66 фз-273).Какова нормативная цель высшего образования?(ст. 69). По каким программам может осуществляться профессиональное обучение? (ст. 73)

8. Какие стадии образовательного процесса и виды аттестации регулируются нормами ФЗ-273? Что представляет собой итоговая аттестация? (гл. 6 ФЗ-273).

Задания к теме 2.2.

1. Установите на основе анализа источников, каково соотношение ФГОС и образовательной программы. Образовательной программы и программы учебной дисциплины? Изобразите графически схему сочетания данных понятий.

2. Составьте краткий конспект документа « Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования».

3. На основе анализа нормативных требований к личностным и метапредметным результатам освоения школьниками программы основного общего образования напишите эссе «Портрет современного учителя» (какие качества и способности учителя необходимы для реализации нормативных требований ФГОС)?), или

Подготовьте схему/презентацию «Государственная регламентация образовательной деятельности », или:

Изобразите графически структуру основной образовательной программы общего образования (на основе анализа требований ФГОС ООО).

4. Докажите, что права и свободы человека в образовательном законодательстве РФ согласуются / не согласуются/ с общепризнанными нормами Международного права:

А) в области прав человека на образование; или Б) в области защиты прав ребёнка; или

В) в сфере реформирования образования. Аргументы оформите в виде тезисов выступления (см. Вспомогательный материал «Источники..»).

 

Вспомогательный материал к теме 2.2

Тема 2.2. Новая модель системы образования РФ. С конца XX в. образование стало рассматриваться как ведущий фактор («локомотив») социального и экономического развития.

Причина такого внимания к образованию заключается в понимании того, что основным «капиталом» современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию обдуманных и нестандартных решений. Цель образования сегодня – создание условий для развития такого человека. Поэтому центром новой государственной образовательной политики становится личность человека – в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека. Реализация этого права потребовала принципиальных изменений системы образования России.

Термин «система» (от греч. «systema») определятся в толковых словарях как порядок расположения частей целого, форма организации чего-либо в одно целое. Правоведы рассматривают понятие «система» как соединение факторов, явлений и т.п. в одно целое, либо как совокупность частей, связанных с общей функцией.

Значение слова «модель» – (от лат. modulus – мера, образец, норма) толкуется в словарях как мысленный или знаковый образ какого-либо объекта (оригинала). Между моделью и оригиналом, который может представлять собой весьма сложную систему, должно существовать сходство в характеристиках. В педагогической литературе «модель образования» – это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию. В правоведении термин «модель системы образования» характеризуется с точки зрения государственной организации этой системы.

В. И. Шкатулла выделяет 4 модели российской системы образования. «Первая модель российского образования существовала до 1917года. Это – модель образования Российской империи. Вторая модель образования была создана и развивалась в советской России с 1917 года до 1992 года. Третья модель системы образования существовала с 1992 года, с момента принятия Закона РФ «Об образовании», до 1 сентября 2013 года. Четвертая модель образования предусмотрена Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», она действует с 2013 года» (Шкатулла В. И. Образовательное право России: учебник для вузов / В. И. Шкатулла. – М.: Юстицинформ, 2015. – С. 82 – 83).

Известная в мире советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в общество индустриальное. Массовое унифицированное образование людей предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же, в эпоху быстрой смены технологий, требуется новая система образования, адаптивная к потребностям человека на протяжении всей его жизни («непрерывное образование»). Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только освоение знаний, технологий, но и развитие творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Основными причинами реформирования советской модели стали попытки демократизировать систему образования, стремление гуманизировать образование в интересах отдельного человека, необходимость приспособления к новым экономическим условиям. Приоритеты реформы были закреплены Законом РФ «Об образовании» 1992 г.: демократизация образования, т.е. ликвидация монополии государства на образование, децентрализация управления, автономизация образовательных учреждений, государственно-общественный характер управления, вариативность образования; разрабатывались и использовались на практике инновационные авторские программы и методики. Темпы преобразований в условиях финансово-экономической и политической нестабильности породили явления, которые тормозили развитие реформы: несформированность нормативной базы, систематическое невыполнение установленных норм. Поэтому в 1996 г. в Закон «Об образовании» были внесены серьезные изменения и начинали формироваться основы новой нормативной базы, механизмыобеспечения качества образования.

Четвертая модель, предусмотренная Законом №273 - ФЗ, функционирует в условиях новой нормативно-правовой базы. Новый Закон существенно расширил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования (ст.9). 4 вида образования расширяют возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование): общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обуч ение. Изменилась уровневая модель образования: 8 последовательных уровней образования обеспечивать преемственность образования и достижение нового качества образования. Узаконены 2 формы получения образования: 1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). Их следует отличать от форм обучения – очной, очно-заочной, или заочной формы обучения,а так же от форм реализации образовательных программ – сетевой формы, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Новая модель системы образования может быть рассмотрена в единстве и взаимосвязи трёх её основных подсистем: 1) содержательной, 2) функциональной и 3) управленческой.

1. Содержательная подсистема. Основными элементами содержательной подсистемы образования выступают Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и образовательные программы (ОП)) различного вида, уровня и направленности.

«Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти» (ст. 2). Стандарт включает 3 обязательные требования ко всем уровням образования:

к структуре основных ОП,

к условиям реализации основных ОП, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

к результатам освоения обучающимися основных образовательных программ.

Функции этих стандартов существенно расширены Законом. ФГОС обеспечивают:

§ единство образовательного пространства РФ;

§ преемственность основных ОП;

§ вариативность содержания ОП соответствующего уровня,

§ государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований (ст. 11).

Именно ФГОС являются основой объективной оценки соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся установленным требованиям. Требования ФГОС, разрабатываемых по каждому уровню общего образования, включают 3 группы образовательны х результатов, т. е. результатов освоения школьниками основных программ:

Ø личностные результаты

Ø метапредметные результаты

Ø предметные результаты.

Достижение этих результатов – задача деятельности каждой школы, каждого учителя.

Содержание образования любого уровня определяется образовательной программой.

Образовательная программа – локальный нормативный правовой документ, в котором представлен «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации» (п. 9 ст. 2). Этот комплекс включает различные виды локальных нормативных правовых документов организаций ООД:

· учебный план

· календарный учебный график

· рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

В системе образования РФ реализуются 2 вида программ: основные ОП и дополнительные ОП, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией.

К основным ОП относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования (в соответствии с 4 уровнями общего образования);

2) основные профессиональные ОП: а) образовательные программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена; б) образовательные программы высшего образования – программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным ОП относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы – дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы – программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

2. Функциональная подсистема. Деятельность всех участников образовательных отношений – организаций ООД, педагогических работников, обучающихся – осуществляется в новых условиях функционирования системы образования. Важным элементом функциональной подсистемы остаются традиционные учебные заведения, обозначенные в Законе термином образовательные организации, которые по степени самостоятельности, в соответствии с законодательством РФ, могут быть

§ бюджетными

§ казёнными

§ автономными.

Образовательная организация (ОО) создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. ОО в зависимости от того, кем она создана (учреждена), может быть

§ государственной

§ муниципальной

§ частной.

ОО подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Устанавливаются следующие типы ОО, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная ОО, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация ООД по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная ОО, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) ОО высшего образования, осуществляющая образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

К типам ОО, реализующих дополнительные образовательные программы, отнесены:

1) организация дополнительного образования (осуществляет образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам);

2) организация дополнительного профессионального образования (осуществляет образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам).

Основное звено изменений – снижение темпов роста расходов бюджетов, создание условий для сокращения издержек и привлечения организациями дополнительных источников финансирования за счет осуществления деятельности, приносящей доход

3. Управленческая подсистема. Функции управленческой подсистемы в новой модели определяются государственно–общественным характером управления. Управление системой образования осуществляется «на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения» (п.1 ст.89). Органы управления образованием осуществляют деятельность на трех уровнях:

Первый, федеральный уровень, включает органы управления образованием общегосударственного значения. К ним относятся федеральные органы управления образованием (Министерство образования и науки РФ и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования).

Второй уровень управления – уровень субъектов РФ (Министерство образования Чувашии, Департамент образования г. Воронежа, и т.д.).

К третьему уровню относятся районные и городские органы самоуправления (органы управления при местных администрациях).

Управление системой образования – деятельность, которая включает: 1) формирование системы взаимодействующих федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 2) осуществление стратегического планирования развития системы образования; 3) принятие и реализацию государственных программ РФ, федеральных и региональных программ, направленных на развитие системы образования; 4) проведение мониторинга в системе образования; 5) информационное и методическое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования; 6) государственную регламентацию образовательной деятельности; 7) независимую оценку качества образования, общественную и общественно-профессиональную аккредитацию; 8) подготовку и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников.

Важным элементом управленческой подсистемы является государственная регламентация образовательной деятельности (п.1,ст.90), включающая:

1) лицензирование образовательной деятельности; 2) государственную аккредитацию образовательной деятельности; 3) государственный контроль (надзор)в сфере образования.

Лицензирование – комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензии, то есть специального разрешения на ведение образовательной деятельности. Процедура устанавливает соответствия условий осуществления образовательного процесса в конкретном учебном заведении тем требованиям, которые устанавливаются Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174). Лицензирование осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных Законом об образовании и Положением о лицензировании образовательной деятельности.

Аккредитация образовательной деятельности – процесс, в результате которого выявляется степень соответствия деятельности организаций ООД установленному в РФ Стандарту. Если при прохождении аккредитации организация подтвердила такое соответствие, она получает свидетельство о государственной аккредитации. Аккредитацию осуществляет Государственная инспекция по аттестации учебных заведений России при Минобразовании России и Управление лицензирования, аккредитации и аттестации Министерства образования и науки РФ. В случае положительных результатов экспертизы Минобразование России коллегиально принимает решение о государственной аккредитации организации (подтверждение, установление или изменение государственного аккредитационного статуса). Деятельность в сфере образования, в силу его общественной значимости, требует контроля со стороны государства.

Государственный контроль (надзор) включает и контроль соблюдения образовательного законодательства, и контроль качества образования. Качество образования – характеристика, отражающая степень соответствия достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Положение о государственном контроле (надзоре) в сфере образования утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.03.2011 № 164. Государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования и государственный контроль качества образования осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, которая находится в ведении Министерства образования и науки. Согласно Приказу Минобрнауки России от 02.05.2012 № 367 к проведению мероприятий по контролю привлекаются аккредитованные эксперты и экспертные организации.

Законом предусматривается привлечение общественно-профессиональных структур в процессы управления системой образования.

Педагогическая экспертиз а представляет собой оценку нормативного правового акта (или проекта) с точки зрения его соответствия интересам обучающихся, их развитию. Необходимость ее проведения определяется целесообразностью учета интересов и потребностей обучающихся.

Закон устанавливает возможность проведения независимой оценки качества образования, причем исключительно на добровольной основе. Порядок проведения такой оценки отдается на усмотрение организации, проводящей оценку. В ряде государств вместо государственной аттестации и аккредитации учебных заведений существует их независимая оценка, которую проводят рейтинговые агентства и профессиональные сообщества.

Цель общественной аккредитации организаций ООД – повысить качество образования. Общественная аккредитация проводится на добровольной основе и не влечет финансовых обязательств со стороны государства, но требует финансовых затрат от самих образовательных учреждений.

Мониторинг в системе образования – форма наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов. Главное внимание при мониторинге обращается на такие показатели как контингент обучающихся, их учебные и внеучебные достижения, профессиональные достижения выпускников, состояние сети организаций ООД. Проведение мониторинга неразрывно связано с информационной открытостью системы образования (ст. 97).

«Открытость» предполагает, что информация о работе системы образования и происходящих в ней изменениях должна быть доступной для заинтересованных лиц и структур, в том числе, публиковаться в сети «Интернет». Методы информатизации могут повысить эффективность управления, снизить уровень злоупотреблений, в том числе, в сфере образования. В единые информационные базы данных федерального и регионального уровня вносятся сведения о результатах ЕГЭ, о результатах итоговой государственной аттестации обучающихся, о выданных документах об окончании учебного заведения, о результатах государственной аккредитации учебных заведений, о результатах государственного надзора в сфере образования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: