ПАЛЕОЛИТ, МЕЗОЛИТ, НЕОЛИТ, (35 тыс. до н.э. - 2 тыс. до н.э.)
Искусство эпохи первобытнообщинного строя. П. и. Возникло около 30 го тысячелетия до н. э., в позднем Палеолите, когда появляется человек современного типа.
Произведения изобразительного искусства появились уже в ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита).Важнейшие памятники искусства палеолита — пещерные изображения [пещеры в Испании Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР— Капова пещера], где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты(зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек.
Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и жёлтой минеральными красками, реже—в виде барельефов, часто основанных на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые ориньякско-солютрейские «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка накости и камне). Характерная черта палеолитического искусства — его наивный реализм. Поразительная жизненность многих палеолитических изображений зверей обусловлена особенностями трудовой практики и мировосприятия палеолитического человека. Меткость и острота его наблюдений определялись повседневным трудовым опытом охотников, вся жизнь и благосостояние которых зависели от знания животных, от умения выследить их. При всей своей жизненной выразительности искусство палеолита являлось, однако, в полной мере первобытным, младенческим. Оно не знало обобщения, передачи пространства, композиции в нашем смысле слова. В значительной мере основой палеолитического искусства было отображение природы в живых, персонифицированных образах первобытной мифологии, одухотворение природных явлений, наделение их человеческими качествами. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами.
|
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных.
Переход от охоты к земледелию и скотоводству способствовал развитию новых тенденций в искусстве. Появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия; сильнее, чем прежде, развилось декоративно орнаментальное направление, сложившееся уже в палеолите (украшение бытовых предметов, жилища, одежды).
В эпохи Неолита и Энеолита и отчасти в бронзовом веке у древних племён Египта, Индии, Передней, Малой и Средней Азии, Китая распространяется искусство, в основном связанное с земледельческой мифологией: крашеная керамика с орнаментами (криволинейные, главным образом спиральные; в Средней Азии, Иране, Индии, Месопотамии, Палестине и Египте — прямолинейно-геометрические узоры, нередко в сочетании с изображениями животных и стилизованными человеческими фигурами). Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно выразительная скульптура.
|
Мегалитическая архитектура.
Мегали́ты (от греч. — камень) — сооружения из огромных каменных глыб. Менгир простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные; древний обелиск.
Дольме́ны — древние погребальные и культовые сооружения, (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней) приподнятые на каменных опорах плиты, напоминающей стол.
Кро́млех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс. (Стоунхендж)
БРОНЗОВЫЙ ВЕК (2тыс. до н.э)
Эпоха бронзы. Бро́нзовый век — выделяемая на основе данных археологии эпоха человеческой истории, характеризующаяся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов, как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. (Сосуды, топоры, пряжки, навершие..)
|
Открытия бронзы (сплаву олова и меди) и ее распространения вызывали принципиальные изменения в жизни общества. Улучшилась обработка земли, что способствовало дальнейшему совершенствованию производства. Люди получили возможность вести хозяйство одной семьей, в распоряжении которой оставались все излишки выработанного. Зарождалась частная собственность, имущественная дифференциация. Значительно расширился обмен и контакты между отдельными районами. Начались войны за овладение скотом, пахотной землей, металлом. Появились военные руководители, возник культ вождя. Особенное отношение к вождю как к герою хранилось после его смерти. Именно в эпоху металла входят в обычай большие сооружения захоронений - курганы. Размеры курганов, количество и качество вещей, которыми их заполняли, свидетельствуют о статусе умершего в обществе. Много курганов эпохи бронзы изучено на территории Украины.
Обработка металла требовала большого мастерства и специализации, потому литейное дело, как и гончарная, а позже ткацкая, становится самостоятельной отраслью. Одним из основных видов творчества стала художественная обработка металлов. Достаточно быстро человек завладел разными ее видами: ковка, литье, чеканка, гравировка по металлу. Изготовлялись самые разнообразные металлические украшения: браслеты, перстеньки, сережки, подвески, бляшки, какие нашивалися на одежду, пояса, пряжки. Особенное внимание уделялось оружию. Появляются мелкие литые скульптурные изображения. Изменения в общественном строю подчеркивает такое обстоятельство: женские изображения исчезают, главным становится мужской образ. Дальнейшего развития набрала мегалитическая архитектура.
ЭПОХА ЖЕЛЕЗА (1 тыс. до н.э)
Эпоха железа. Железный возраст. Для многих народов последний этап развития первобытного строя связан с появлением железа в начале I тысячелетия к н. е. Новый металл был крепче и значительно более распространенным. Это дало возможность внедрять его во все отрасли производства, в отличие от бронзы, которую при изготовлении орудий труда почти не использовали. Там, где раньше не возникло государственности, железный возраст в общественном строю связан с "военной демократией". Появляется патриархальное рабство, крепчают связки между племенами (племенные союзы). Для этого времени характерные грабительские войны. Они содействовали развитию военной техники, военной организации, поднесению военных руководителей. Новым в развитии искусства можно считать появление специализации, выделяются художники, певцы, рассказчики. Ведущим видом творчества продолжает оставаться прикладное искусство.
Скифская культура. Из европейских культур железного возраста одна из самых ярких и наиболее интересных для нас - скифская культура (VII ст. к н. е. - III ст. н. е.). Скифская культура - это культура многих кочевых, полукочевых и земледельческих племен, какие жилы на широком пространстве Евразии - в Северном Причерноморье, на Кубани и на Алтае. Сохранились большое количество скифских могильщиков и городищ. Много сведений о скифах оставили античные авторы, особенно Геродот. Описание скифских племен есть в одном из произведений Гиппократа.
Скифы-земледельцы получали добрые урожаи пшеницы, которая конкурировала на греческом рынке с египетской. Высоко ценились скифские кони. В свою очередь, греки ввозили в Скифию вино, керамику, ювелирные изделия. Торговля шла через греческие колонии: Ольвию (вблизи современного Николаева), Херсонес (Севастополь), Пантикапей (Керчь) и другие.
По свидетельству Геродота, у скифов был обычай за пределами своего поселения выкладывать большие горбы из хвороста, а на их верхушку ставить меч. Такому сооружению поклонялись, а потом сжигали. Скифы возводили курганные насыпи значительных размеров, иногда завершая их каменными скульптурами мужчин-воинов. На Полтавщине несколько десятков лет ведутся раскопки так называемого Бильського городища, которое, по мнению некоторых авторитетных специалистов, является остатками столицы Скифии, - легендарного города Гелон.
В захоронениях скифов находят замечательные изделия прикладного искусства: украшения, парадное оружие, конскую сбрую, посуду. Всемирную популярность получила золотая пектораль из кургана Толстая могила на Днепропетровщине. В орнаментах, мелкой пластике, украшениях бытовых вещей одно из главных мест занимает животный мир, а именно: декоративные изображения животных или отдельных частей их тела (коготь, клюв, председатель). Такое направление в прикладном искусстве получило название "звериный стиль". Существовали определенные закономерности, например, рыба изображалась только на конских налобниках. Это доказывает, что изображения играли не только эстетическую, но и магическую роль. Скифский звериный стиль имеет свои особенности, одна из которых - объединение реализма с декоративными мотивами. Например, на золотом украшении для щита из Костромского кургана на Кубани тело оленя изображено реалистично, а рога - абсолютно неправдоподобной формы. Но композиционно возникает единственный образ: завитки рогов, расположенные вдоль всей спины животные, подчеркивают легкость и стремительность оленя. Уникальные достопримечательности культуры скифского времени найдены на Алтае, в Пазирикських курганах. Благодаря климатическим и геологическим особенностям вода, которая попала во внутрикурганный сруб, замерзшая, и таким образом сохранились изделия из дерева, кожи, меха, ткани. Археологи смогли даже выучить татуировку на теле похороненного вождя.