Раздел 2. Искусство Древнего мира




Искусство Древнего Египта.

Древний Египет! Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Более 90 % территории Египта занимает пустыня, так называемая «Красная земля». Жизнь там была возможна только в оазисах и в долинах высохших рек. Но благодаря разливам Нила земля эта была одной из плодороднейших в мире. Именно поэтому экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозяйстве в плодородной долине Нила. Надо было только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. Это требовало общих усилий, общей организованности, которые возможны только при сильном централизованном государстве.

В конце 4 тыс. до н.э., в то время когда Европа жила в каменном веке, в Северной Африке, в долине Нила уже созревала высокоразвитая цивилизация.

Древние египтяне, как и многие люди в давние эпохи, и в наше время, верили в то, что у человека есть душа, которая покидает его тело после смерти. Они считали, что душа после смерти летает между двумя мирами – земным и потусторонним. Чтобы душа могла свободно выходить из могилы и затем туда возвращаться, в стене надземной части гробницы устраивался символический выход в виде слегка заглубленной ниши.

Среди египетских амулетов был широко распространен образ жука-скарабея. Древние египтяне верили, что скарабей обладает животворящей силой. Он был символом вечной жизни. Скарабей, катящий шарик – символ движения солнечного диска по небосклону.

В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – г робницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.
Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии).

Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.

 

Основные черты (особенности) искусства Древнего Египта
Египетская цивилизация явилась создательницей:
- великолепной монументальной каменной архитектуры
- скульптурного портрета
- прекрасных изделий художественного ремесла.

Периодизация

(по Матье М.Э. Искусство Древнего Египта.)
1. Додинастический период. Кон. 5 - 4 тыс. до н.э. Объединение Верхнего и Нижнего Египта. Ок. 3000 г. до н.э.
2. Раннее царство. Нач. 3 тыс.до н.э. (с 3000 по 2800 гг.до н.э.)
3. Древнее царство. 3-е тыс. до н.э.
4. Среднее царство. 21 в. – 18 в. до н.э.
5. Новое царство. Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
6. Позднее время. 11 в. – 9 в. до н.э.
7. Эллинистический Египет. 332 г. до н.э.(завоевание Александром Македонским) – 30 г. до н.э.

Додинастический период

Кон. 5 - 4 тыс. до н.э.
Уже во времена додинастического периода древние египтяне, жившие родовыми общинами, особенно тщательно оформляли могилу вождя, так как считалось, что «вечное» существование его обеспечивало благоденствие всей общине.
Первый памятник, очень ясно показывающий сложение древнеегипетского стиля, и имеющий общегосударственное значение – плита Нармера. Она относится к важному времени формирования египетской цивилизации и возникновению первого древнеегипетского государства. Плита сделана в ознаменование объединения Верхнего (южного) и Нижнего (северного) Египта в единое государство. После победы царь Менес основал новую столицу в Мемфисе, на границе двух стран, что позволяло ему успешнее править объединенным государством. Плита дошла до нас от его преемника Нармера.

Содержание:
На одной стороне царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне. На другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побеждённого Севера идёт с приближёнными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.

В этом памятнике уже можно проследить основные черты складывающегося древнеегипетского стиля:
- Построчное изображение
- Сложение законченной композиции с композиционным центром (принцип доминанты и соподчинения)
- Выразительность силуэтов.
- Последовательность и симметрия в изображении фигур.
- Отдельные фигуры делаются большими, чем остальные, чтобы подчеркнуть их важную роль.

Раннее царство

С 3000 по 2800 гг. до н.э. Архитектура
Ведущее положение в египетском искусстве уже с самых ранних времен заняла архитектура.
Жилая архитектура из дерева и кирпича-сырца (из необожженной глины) не сохранилась.
В области архитектуры гробниц к концу Раннего царства сформировался облик погребений египетских царей и знати. Здание из кирпича и камня включало в себя подземные погребальные камеры и прямоугольное сооружение над поверхностью земли. Стены его были наклонены внутрь, а сверху завершалось плоской крышей. В надземной части устраивали культовые помещения для статуй богов и владельца гробницы с жертвенником перед так называемой ложной дверью, то есть перед изображением двери, как бы ведущей в «вечное жилище» умершего. Название этих построек – мастаба (от арабского скамья).

Древнее царство

28 – 23 вв. до н.э.
Время окончательного сложения всех основных форм египетского искусства.
Архитектура. Именно в период Древнего царства складывается самый известный египетский тип гробницы – пирамида. Перед древнеегипетскими зодчими стояла задача произвести впечатление подавляющей мощи и силы власти фараона. С этой целью для увеличения надземной части гробницы была изобретена форма пирамиды.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккара. Древнее царство, середина 27 в. до н.э. Зодчий Имхотеп. Скорее всего, замысел архитектора был поставить несколько мастаб уменьшающегося размера друг на друга.

Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары - в современной Гизе. Ансамбль пирамид в Гизе. Три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура). Сложены из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны, которые держаться силой собственной тяжести. Ансамбль включает в себя малые пирамиды цариц и заупокойные храмы, примыкавшие к пирамиде с восточной стороны. Рядом с нижним заупокойным храмом нередко помещали сфинкса. Сфинкс - лежащий лев с человеческим лицом. Он воплощал сверхчеловеческую сущность фараона. У нижнего заупокойного храма Хефрена помещён Большой Сфинкс. Считается, что он имеет портретное изображение фараона. Высечен из монолитной известковой скалы. У статуи отсутствует нос, повреждение шириной в один метр.

Великая пирамида Хеопса. Зодчий Хемиун. Вторая четверть 26 в. до н.э. Одно из «семи чудес света». Построена на массивном природном скальном возвышении, которое оказалось в самой середине основания пирамиды, его высота около 9 метров. Была сделана облицовка пирамиды, отчего она сияла на солнце.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с позолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиски - «Каменные иглы». Обелиск с египетскими письменами.

Скульптура. Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение. В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией.
В эпоху Древнего царства сложились основные черты скульптуры:
- симметрия и фронтальность в построении фигур
- четкость и спокойствие поз.
- геометризм и обобщенность формы.
- обязательное сохранение портретных черт.

Изображение фигуры целиком:
1. стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности.
2. Сидящей на кубообразном троне.

3. В позе «писца» со скрещенными ногами на земле.

Статуи царевича Рахотепа и Нофрет. 27 век до н. э. Древнее царство. Каирский музей.
Торжественно восседают перед нами знатные супруги. По канону мужская фигура окрашена в кирпично-красный цвет, женская — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Нет полутонов, декоративность.

 

Писец Каи. Из его гробницы в Саккара. Известняк с раскраской, инкрустация глаз. 25 – 1 пол. 24 в. до н.э. Н - всего 53 см. Тело тонировано в традиционный для мужских фигур «цвет загара». Изображен без парика. Пристальный, внимательный взгляд, готов записывать.
Статуя найдена во время раскопок в кон. 19 в. Когда рабочие пробились в гробницу, глаза изваяния сверкнули так ярко, что бедняги в ужасе разбежались. А потом, приняв ее за воплощение дьявола, захотели разбить. Начальнику раскопок пришлось защищать древнее изваяние с пистолетом в руках. Так статуя Каи едва не погибла благодаря силе художественного эффекта инкрустированных глаз.
Белки делались из непрозрачного кварца; роговица – из хрусталя, покрытого коричневой смолой, которая просвечивая сквозь хрусталь, создавала иллюзию карих глаз. Зрачком служила капелька черной смолы, заполнявшая небольшое углубление на задней стороне «роговицы».

Новое царство

Ок. 1600 г. – 11 в. до н.э.
После раскола Среднего царства объединенный Египет восстал с новой силой в Новом царстве. Это период наивысшего расцвета, торжество египетской мощи.
Строительство по-прежнему имеет целью утверждение божественного характера царской власти. Но вместо пирамид теперь возводятся храмы.
Усыпальницы фараонов сооружаются в так называемой «Долине царей» - Дейр-эль-Бахри напротив Фив. Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Ок. 1500 г. до н.э. Зодчий Сенмут.
Все части храма расположены по горизонтальной оси. Три террасы возвышаются одна над другой. Чередующиеся горизонтали олицетворяют бесконечность или вечность. На террасах помещались водоемы, густо обсаженные деревьями. Залы храма высечены в скале. Дейр-эль-Бахри. Храм Хатшепсут. Залы храма были украшены великолепной живописью и скульптурами с изображением экспедиций в дальние страны. Как и сами храмы все перед ними дышало торжественностью и величием: аллеи сфинксов, гигантские изваяния фараонов – колоссы. Гигантомания отличает многие памятники эпохи Нового царства.
Храм Рамзеса.
Статуи фараона у входа в храм поражают своими размерами – 20 м в высоту. Храм посвящен фараону и трём богам: Амону, Ра, и Птаху.

Самыми грандиозными постройками Нового царства считаются Карнакский и Луксорский храмы.

Храм в Карнаке
Архитектор Инени. Посвящен верховному богу – Амону. Строился несколько столетий - от Среднего царства до эпохи Птолемеев. Каждый фараон старался увековечить здесь свое имя.
Храм представлял собой вытянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной.
Карнак. План. 1. Аллея сфинксов. 12 в. до н. э. 2. Большой двор с храмами фараонов Сети II и Рамсеса III. 3. Гипостильный зал. 15—13 вв. до н. э. 4. Двор. 5. Главная часть храма бога Амона-Ра (16—12 вв. до н. э.) с руинами храма Среднего царства и храмом фараона Тутмеса III. 6. Храм бога Хонсу. 12 в. до н. э. Римскими цифрами обозначены пилоны.

 


Храм состоял из комплекса сооружений, расположенных по продольной оси храма: От Нила к храму вела дорога – аллея сфинксов.


Аллея сфинксов начинается от древней пристани на берегу Нила и ведет к первому пилону. Аллея была создана при Рамсесе II (XIX династия, Новое царство). Сфинксы с телом льва и головой барана. Баран — священное животное бога Амона. В правление фараона Нектанебо I (30-я династия, Птолемеев, Поздний период) трехкилометровая дорога, соединявшая храмы Луксора и Карнака, была украшена каменными изваяниями сфинксов. Часть аллеи, начинавшаяся в Карнаке, состояла из сфинксов с телом льва и головой барана; от Луксорского храма шла аллея, в которой сфинксы имели человеческие головы.
Вход в храм называется пилоны. Обычно перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. После пилон следовали несколько внутренних дворов, сменявших друг друга: обнесенный по периметру колоннадой двор – перистильный (перистиль). В центре двора располагался жертвенный камень.

Храм в Луксоре
Несколько меньше Карнака, но гармоничность и ясность скрашивают «чрезмерности». Посвящен также богу солнца Амону-Ра. Расположен на правом берегу Нила, в южной части Фив, в пределах современного города Луксор. С Карнаком он был соединен мощёной аллеей сфинксов. Древнейшая часть — основана при Аменхотепе III. Рамсес Великий пристроил северный перистиль и пилон.

Луксор. Аллея сфинксов и пилоны. У северного входа Луксорского храма — четыре колосса и два обелиска, из которых один перевезен в 1830-е гг. в Париж, на площадь Согласия.
Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет. Возле развалин его заупокойного храма в прошлом веке была раскопана аллея из сфинксов, изваянных из розового асуанского гранита. Два из них стоят ныне на Университетской набережной в Санкт-Петербурге напротив Академии художеств.

Луксор. Рамессеум – гипостильный зал, построенный Рамзесом Великим. Стройность колонн с капителями в виде раскрытых метелок и бутонов папируса производит неизгладимое впечатление.

Искусство середины Нового царства Время правления Аменхотепа IV (Эхнатона)

(Рельеф в храме, фараон Тутанхамон, статуи фараонов, росписи)

Выводы
Основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, геометричность, массивность, сочетание стилизации и натуралистичности в одном изображении, устойчивость традиций и др. Cоздание единой державы, искусство выражало прежде всего мощь государства и непостижимость обожествляемой власти.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: