Технология автоматической идентификации штриховых кодов в логистике и УЦП




 

 

Через каждое звено логистической цепи проходит большое количество единиц товаров. При этом внутри каждого звена товары неоднократно перемещаются по местам хранения и обработки. Для того чтобы иметь возможность эффективно управлять этой динамичной логистической системой, необходимо в любой момент иметь информацию в детальном ассортименте о входящих и выходящих из неё материальных потоках, а также о материальных потоках, циркулирующих внутри неё.

Данная проблема решается путем применения технологии автоматической идентификации движущихся товаров.

В основе технологии штрихового кодирования и автоматического сбора данных лежат простые физические законы. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины, построенных в соответствии с определенными правилами. Изображение штрихового кода наносится на предмет, который является объектом управления в системе. Для регистрации этого предмета проводят операцию сканирования. При этом небольшое светящееся пятно или луч лазера от сканирующего устройства движется по штриховому коду, пересекая попеременно темные и светлые полосы. Отраженный от светлых полос световой луч (в отличие от падающего луча имеет дискретный характер) улавливается светочувствительным устройством и преобразуется в дискретный электрический сигнал. Вариации полученного сигнала зависят от вариаций отраженного света. ПК, расшифровав электрический сигнал, преобразует его в цифровой код.

В основе автоматической идентификации движущихся товаров лежит цепь операций:

1. товару присваивается уникальный номер (товарный номер);

2. товарный номер зашифровывается в виде специального символа – штрихового кода;

3. штриховой код (зашифрованный товарный номер наносится на товар);

4. штриховой код автоматически считывается с товара (при выполнении логистической операции с товаром);

5. штриховой код расшифровывается специальным устройством (декодер) и предстает в цифровом виде, т.е. в виде первоначального товарного номера;

6. товарный номер передается в компьютер, на котором выполняется та или иная функция управления товародвижением.

Использование в логистике технологии автоматической идентификации штриховых кодов позволяет существенно улучшить управление материальными потоками на всех этапах логистического процесса. Основные преимущества:

На производстве:

* создание единой системы учета и контроля движения изделий и комплектующих его частей на каждом участке, а также за состоянием логистического процесса на предприятии в целом;

* сокращение численности вспомогательного персонала и отчетной документации, исключение ошибок.

В складском хозяйстве:

* автоматизация учета и контроля материального потока;

* автоматизация процесса инвентаризации материальных запасов;

* сокращение времени на логистические операции с материальным и информационным потоком.

В розничной торговле:

* создание единой системы учета материального потока;

* автоматизация заказа и инвентаризации товаров:

* сокращение времени обслуживания покупателей.

Существует множество символик – способов изображения товарного номера в виде штрихового кода. Наиболее известными являются:

* EAN-13;

* код 2 из 5 с чередованием (код ITF-14);

* код 128 и др.

Поскольку номер товара уникален, компьютер «узнает» товар, т. е. выполняет функцию человека, причем делает это быстро и безошибочно. Полученная информация обрабатывается в режиме реального масштаба времени, что дает возможность управляющей системе реагировать на неё в необходимые сроки.

Цифровой номер товара информации о его свойствах не несет, а является лишь адресом ячейки памяти в компьютере, которая содержит об этом товаре все сведения, необходимые для управления материальным потоком и формирования соответствующих документов.

Совокупность этих сведений образует базу данных о товаре, формировать которую целесообразно на предприятии-изготовителе. В последующем база данных должна передаваться по цепи товародвижения с помощью сети электронной связи или на машиночитаемых носителях.

Номер товара EAN/UCC-13 содержит 13 цифр. Первые три цифры обозначают код национальной организации (страны), который присвоен ей ассоциацией EAN Inteгnational в установленном порядке. Принято называть эту часть кода префиксом. Указывают не страну происхождения товара, а страну, в которой зарегистрировано предприятие, представившее товар на рынок. Следующие шесть цифр – регистрационный номер предприятия внутри национальной организации. Совокупность кода страны и кода предприятия является уникальной комбинацией цифр, которая однозначно идентифицирует зарегистрированное предприятие. Одинаковый по названию и изготовленный по одной и той же технологии, но на разных (!) предприятиях товар будет иметь разные номера. При этом отличие обязательно будет иметь место уже в первых девяти цифрах номера.

Следующие три цифры — порядковый номер товара внутри предприятия, присвоенный товару по усмотрению предприятия. При этом кодирование можно просто начать с нуля и продолжать до 999. Главное условие – любое изменение в потребительских свойствах товара (сорт, вес, вид упаковки и т. п.) должно повлечь за собой изменение идентификационного номера и, соответственно, штрихового кода на упаковке.

Таким образом, первые двенадцать цифр номера EAN/ UCC-13 однозначно идентифицируют любой товар в общей совокупности товарной массы.

Последняя, тринадцатая цифра кода является контрольной. Она рассчитывается по специальному алгоритму на основе двенадцати предшествующих цифр. Неправильная расшифровка одной или нескольких цифр штрихового кода приведет к тому, что ПК, рассчитав по двенадцати цифрам контрольную, обнаружит ее несоответствие контрольной цифре, нанесенной на товаре. Контрольная цифра обеспечивает надежное действие штрихового кода, является гарантией устойчивости и надежности всей системы.

Значение номера EAN/UСС 13 дублируется арабскими цифрами в нижней части штрихового кода (13 знаков).

Код EAN-13 применяется для маркировки единичных упаковок (отдельных товарных единиц) или групповых упаковок. Единичная упаковка — отдельная единица товара, которая проходит через кассу магазина. Групповая упаковка – объединение в единой таре группы единичных упаковок для продажи через кассу.

Однако в складском и транспортном звеньях объектом учета и контроля чаще являются товары в транспортной упаковке. На транспортную упаковку в виде штрихового кода наносится 14-разрядный номер EAN/UCC-14. При этом используется графическая символика «2 из 5 с чередованием» (англ. Inteгleaved 2 of 5, иначе «ITF») Поэтому и штриховой код сокращенно называют ITF-14.

Код ITF-14 имеет прямоугольный контур, характеризуется относительно большими размерами изображения штрихового кода (ширина - 152,4 мм, высота - 41,4 мм) и менее строгими техническими требованиями к поверхности. Так штриховой код ITF-14 можно печатать не только на этикетках, но и непосредственно на стенке картонной коробки. Даже в этом случае он будет успешно считываться сканерами.

По 14-разрядному номеру можно определить номер EAN/UCC-13 продукции, которая находится внутри транспортной упаковки. Код имеет в своем составе 12 информационных разрядов EAN/UCC-13 (кроме контрольного), которые указывают на упакованную продукцию. Если же внутрь транспортной упаковки помещены изделия в групповых упаковках, то в ITF-14 включается номер EAN/UCC-13 групповой упаковки.

В логистике дополнительно к другим кодам может применяться код 128. Этим кодом могут быть закодированы номер партии, дата изготовления, срок реализации и т. д.

5. Технология электронного обмена данными
(EDI) в цепях поставок

 

 

Системы ЭОД (EDI – electгonic data inteгchange) обеспечивают оборот стандартизованных документов между компьютерами разных организаций и заменяют такие традиционные формы связи, как почта, пересылка с курьерами и факсы.

Массив логистической информации образуют поступающие в режиме реального времени данные об операциях организации, в том числе о движении материальных потоков, состоянии производства, запасах готовой продукции, отгрузке заказов потребителям, получении новых заказов. Системы ЭОД актуальны как для внешнего обмена информацией с поставщиками и потребителями, так и внутри организаций.

Стандарты ЭОД разделяются на:

· Коммуникационные стандарты определяют характеристики приема, преобразования сигнала и скорость передачи данных.

· Информационные стандарты характеризуют структуру и вид документов, которые должны быть переданы по информационной сети.

EDI – это технология автоматизированного обмена электронными сообщениями в стандартизированных форматах между бизнес-партнерами.

При этом документы передаются между различными партнерами в стандартном «электронном» формате (при помощи конвертора (на входе) и деконвертора (на выходе соответственно)). Технология гарантирует как правильность конвертации данных, так и саму доставку сообщений адресатам и последовательность доставки сообщений. При этом обеспечиваются достоверность и конфиденциальность передаваемой информации.

Технология EDI предполагает использование единого способа идентификации товаров и контрагентов на базе стандартов GS1: идентификация товарных позиций ведется с использованием кодов GTIN (штриховых кодов), идентификация контрагентов ведется с использованием GLN-номеров. Присвоение кодов GTIN и GLN номеров осуществляет национальная ассоциация GS1 (в РФ – Ассоциация Автоматической Идентификации ЮНИСКАН/ГС1 РУС).

Для перехода к использованию технологии EDI необходимо подключение партнеров к специализированной платформе обмена коммерческими сообщениями (платформа электронной коммерции), использование средств преобразования сообщений к стандартному формату и передачи «стандартизированных» сообщений адресату. Такая схема взаимодействия позволяет один раз подключиться к EDI и единообразно обмениваться сообщениями со всеми партнерами, а не создавать и настраивать способ обмена документами с каждым контрагентом.

Интеграцию систем, преобразование и передачу сообщений между партнерами осуществляют специализированные компании – авторизованные провайдеры EDI. Провайдер предоставляет своим клиентам надежный канал передачи (Интернет) сообщений всем контрагентам (доступ к своей платформе обмена коммерческими сообщениями) и поддерживает оговоренный уровень сервиса.

Варианты подключения (интеграции) к EDI:

• Полная интеграция учетной системы партнера с платформой провайдера. При этом предполагается автоматическая обработка входящих и генерация исходящих сообщений в учетной системе предприятия. Для интеграции необходимо разрабатывать и согласовывать форматы экспорта – импорта информации и технологию передачи сообщения в систему провайдера. При таком варианте возможно использовать преимущества EDI в полной мере.

• Частичная интеграция – использование Web-EDI. Взаимодействие с платформой EDI осуществляется через Web-браузер или специализированный Web-клиент, без непосредственной интеграции с учетной системой. Такой вариант работы не ведет к максимальному повышению эффективности, так как требует участия человека в приеме и передаче документов (ручной перенос данных из системы EDI в информационную систему и обратно), однако, характеризуется предельной экономичностью внедрения и использования.

Провайдер обеспечивает достоверность, конфиденциальность, оперативность и гарантированность передачи сообщений.

Типичная цепочка взаимодействия контрагентов при использовании EDI выражается следующей схемой:

1. Покупатель высылает поставщику заказ;

2. Поставщик автоматически загружает заказ в свою учетную систему;

3. Поставщик после корректировки по реальным остаткам на складе отсылает подтверждение заказа и формирует внутреннюю накладную на отгрузку;

4. Поставщик после отгрузки одним нажатием формирует и отсылает покупателю уведомление об отгрузке;

5. Покупатель после приемки по уведомлению об отгрузке автоматически формирует и высылает поставщику уведомление о приемке;

6. Поставщик на основании уведомления о приемке автоматически формирует расходную накладную;

7. Поставщик выгружает покупателю электронный вариант расходной накладной;

8. Покупатель загружает в свою учетную систему расходную накладную поставщика.

При этом все сообщения передаются максимально оперативно и с уведомлениями о гарантированной доставке.

Преимущества технологии:

• прямое снижение накладных расходов по ведению документооборота (объем первичных бумажных документов, трудозатраты персонала, курьерская служба, почтовые расходы, оплата услуг электросвязи и пр.),

• упрощение контроля операционной деятельности (товародвижение),

• упрощение взаимодействия с контрагентами,

• существенное увеличение скорости оборота и снижение объемов складских запасов,

• повышение рентабельности оборотного капитала,

• упрощение и увеличение эффективности внедрения средств (терминалов сбора данных) и технологий автоматизации учета,

• возможность внедрения новых технологий взаимодействия участников цепей поставок – VMI и CPFГ,

• оптимизация и повышение эффективности бизнеса.

Преимущества появляются за счет:

• повышения скорости всего процесса оформления, обработки и прохождения документов (полностью автоматизированный процесс),

• снижения числа ошибок (исключением «человеческого» фактора) и снижения затрат на поиск и исправление ошибок,

• использования технологий гарантированной доставки сообщений,

• использования единого способа идентификации товаров и контрагентов на базе стандартов GS1.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: