Общая характеристика системы и этапы ее реформирования




Система стандартизации в Российской Федерации

Задание:

1. Прочитайте лекцию. Составьте опорный конспект в тетради.

2. Письменно в тетради ответьте на вопросы тестирования (документ прилагается отдельным файлом).

В целях реализации ФЗ о техническом регулировании принят и начал действовать с 1 июля 2005 г. комплекс стан­дартов под наименованием «Стандартизация в Российской Федерации». В его составе девять национальных стандар­тов, в том числе ключевой документ — основополагающий стандарт ГОСТ Р.0 – 2004, определяющий основные по­ложения системы стандартизации в стране.

Указанный комплекс заменил ранее действовавший комплекс стандартов «Государственная система стандарти­зации Российской Федерации» (ГСС РФ). Разработчики нового комплекса, объясняя происхождение его наименова­ния, указали на то, что замена слова «государственная» на слово «национальная» была неприемлема, так как наиме­нование «национальная система стандартизации» отражает только один уровень стандартизации — национальный. Но­вый комплекс должен был охватить все уровни, в частности стандартизацию на уровне отдельных организаций. Как и в системе прежней ГСС, в новом комплексе также регламен­тируются работы по стандартизации на международном и региональном уровнях.

Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением на­ционального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и госу­дарства.

С принятием ФЗ о техническом регулировании началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1-й этап— начальный (2002 г.)— состояние Государ­ственной системы стандартизации (ГСС), функционирую­щей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

2-й этап — переходный (2003—2010 гг.)— преобразова­ние государственной системы стандартизации (ГСС) в на­циональную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добро­вольный.

3-й этап — окончание формирования национальной си­стемы стандартизации — системы, возглавляемой негосу­дарственной организацией и базирующейся на националь­ных стандартах только добровольного применения.

1. Начальный этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельно­сти России.

Государственное управление стандартизацией осущест­влялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно и через созданные им террито­риальные органы — Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных ак­тов, нормативных документов по стандартизации. Указан­ный фонд представлял четырехуровневую систему, вклю­чавшую:

1) техническое законодательство;

2) государственные стандарты, общероссийские класси­фикаторы технико-экономической и социальной информа­ции;

3) стандарты отрасли и стандарты общественных орга­низаций;

4) стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство, являясь правовой осно­вой ГСС, по существу, представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации» (которым утратил силу со дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании).

Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

государственными стандартами Российской Федерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартом Российской Федерации;

государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами);

правилами, нормами и рекомендациями по стандартиза­ции;

общероссийскими классификаторами технико-экономи­ческой и социальной информации (рассмотрены в разд. 7 данной главы).

Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общерос­сийские классификаторы.

Нормативные документы 3-го уровня были представ­лены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевы­ми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности — стандар­тами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Категория ОСТ была введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 46 тыс.).

Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разрабо­танные Российским обществом оценщиков и Научно-тех­ническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы 4-го уровня были представ­лены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

ТУ выступают в роли технических и нормативных документов.

2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановле­нием Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:

— с 1 июля 2003 г. — дня вступления в силу ФЗ о техни­ческом регулировании признаны национальными действу­ющие государственные и межгосударственные стандарты,введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации;

— впредь до вступления в силу соответствующих тех­нических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законода­тельства РФ о техническом регулировании.

Указанный акт не следует рассматривать как формаль­ное переименование государственных стандартов в нацио­нальные.

В результате преобразования ранее утвержденных госу­дарственных стандартов в национальные стандарты номен­клатура обязательных требований к конкретной продукции (до вступления в силу соответствующих ТР) должна быть скорректирована в соответствии с ФЗ о техническом регу­лировании (п. 1 ст. 46).

Роль главных инструментов государственного технического регулирования, которую выполняли государственные стандарты, переходит к ТР.

Несмотря на добровольный характер национальных стандартов, заменивших государственные, их требования могут стать обязательными для изготовителя, если он принял решение об их применении для производства и поставки продукции.

Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации, который в перспективе, как это принято в зарубежной практике, трансформируется в негосударственную организацию.

Одним из важнейших положений ФЗ о техническом регулировании является установление единой системы до­кументации по стандартизации: национальных стандартов, общероссийских классификаторов (в том числе правил их разработки и применения), стандартов организаций. Нор­мативные документы федеральных органов исполнитель­ной власти, например СанПиНы бывшего Минздрава Рос­сии,СНиПы бывшего Госстроя России, с принятием ТР на соответствующую продукцию будут заменены как носители обязательных требований техническими регламентами и добровольными в применении документами по стандарти­зации.

Таким образом, в переходный период, а также на после­дующих этапах содержание национальной стандартизации будет приведено в соответствие с ее формой.

С принятием ТР перейдут в разряд добровольных до­кументов нормы и правила федеральных органов испол­нительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований.

В ФЗ о техническом регулировании не предусмотрены такие категории, как стандарты отрасли как документы, при­нимаемые федеральными органами исполнительной власти. Это обусловлено следующими причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств; отсутствием этой ка­тегории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандар­ты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта кате­гория не потеряет практического значения.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 было утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое опре­делено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техниче­скому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая наци­ональная система стандартизации (НСС) окончательно приобретет форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она, как отмечалось выше, будет возглавляться негосударствен­ной организацией. В связи с окончанием формирования фонда ТР, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной систе­мы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11 — 17 ФЗ о техническом регулировании. В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов — «националь­ных стандартов» и «стандартов организаций» — определит сосуществование двух систем, исходя из сферы деятельно­сти: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ о техническом регулировании национальную систему стандартизации трактуют как си­стему, включающую:

— национальные стандарты:

— правила стандартизации, нормы и рекомендации в об­ласти стандартизации;

— общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации.

Категория «национальный стандарт» вклю­чает, кроме собственно национальных стандартов, нацио­нальные военные стандарты и межгосударственные стан­дарты, введенные в действие в Российской Федерации.

Локальная система стандартизации базируется на стан­дартах организаций, которые, по существу, начинают за­менять стандарты предприятий (СТО), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), стандарты отраслей (ОСТ), установ­ленных в свое время Законом РФ «О стандартизации».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: