Представлены: боярство, духовенство, дворянство, купечество,




ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ

1276—1303


ЮРИЙ 1303—1325 ИВАН I КАЛИТА 1325—1340

СЕМЕОН ГОРДЫЙ 1340—1353 ИВАН II КРАСНЫЙ 1353—1359
    ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ 1359—1389

 
 


ВАСИЛИЙ I 1389—1425 Юрий Звенигородский
   
ВАСИЛИЙ II ТЕМНЫЙ 1425—1462  
  Василий Косой Дмитрий Шемяка
ИВАН III 1462—1505  
 
ВАСИЛИЙ III 1505—1533  
 
ИВАН IV ГРОЗНЫЙ 1533—1584  
  ФЕДОР 1584—1598

 

Московская династия Рюриковичей в XIII—ХVI вв.

(годы правления)

В середине 70-х гг. власть в Орде захватил Мамай. Усобицы прекратились. Он в определенной мере сумел восстановить могущество Орды.

В 1375—1377 гг. Орда совершала набеги на Нижегородское княжество. Московско-нижегородское войско в 1377 г. на р. Пьяне потерпело поражение. На следующий год Дмитрий разгромил ордынцев на р. Воже (в Рязанской земле).

Мамай понимал, что, если он не возьмет реванш, Русь станет свободной. Он собрал войско (100 тысяч человек) и пошел на Русь. Дмитрий с таким же большим объединенным войском выступил навстречу. Перед выступлением его благословил Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле возле впадения в Дон р. Непрядвы состоялась битва. Мамай был разгромлен. В сражении особо отличились монахи-богатыри Пересвет и Ослябий, посланные с войском Сергием Радонежским, боярин Михаил Бренок, сражавшийся в доспехах и под стягом князя Дмитрия. Победа на Куликовом поле: а) окончательно закрепила за Москвой место национального центра в борьбе за независимость и объединение русских земель; б) восстановила веру народа в свои силы; в) показала, что победа над Ордой возможна, но ее можно достичь, лишь объединив все силы под единым руководством.

Захвативший власть в Сарае хан Тохтамыш в 1382 г. пошел на Русь. Опасаясь за свою судьбу, суздальско-нижегородские князья присоединились к нему. Взять Москву приступом он не смог (впервые при обороне использовались русские пушки-«тюфяки»). Тогда нижегородские князья убедили москвичей в том, что хан удовлетворится только выражением покорности. Но открывшая ворота Москва была разгромлена и сожжена. Затем были разграблены Владимир и города Московского княжества. Русь вновь стала платить дань.

В 1389 г. Дмитрий Донской умирает. В своем завещании он передает владимирский великокняжеский престол по наследству как свою «вотчину», не упоминая о ханском ярлыке. Тем самым происходит слияние территории Владимирского и Московского княжеств, демонстрируются сила и самостоятельность Москвы. Правда, существует версия, что право передачи престола наследнику было выкуплено у Орды.

 

2.2. Русь в конце XIII — середине ХV в.

Говоря об экономическом положении этого периода, необходимо отметить, что Русь постепенно восстанавливалась после нашествия Батыя. Заселяются опустевшие села, строятся города, возникают новые виды ремесел.

Формируется и социальная структура. Феодалы делились на великих, удельных и служилых князей, бояр, слуг вольных, слуг под дворским (управляющие княжеским хозяйством). Последние получали от князя землю за свою службу. Из их землевладения впоследствии развилась поместная система.

В крупного феодала-землевладельца начинает превращаться церковь.

Вотчины — княжеские, боярские, монастырские — были немногочисленными, еще преобладали земли так называемых «черных крестьян». Они платили налоги непосредственно князю, а не через феодалов и жили в селах, не принадлежавших отдельным феодалам. Их общины именовались волостями, а крестьян часто называли волостными.

Вопрос о социальной природе «черных крестьян» до сих пор дискуссионен. Одни исследователи их считают феодально зависимыми от государства. Налоги, которые платили «черные крестьяне», они рассматривают как форму феодальной ренты. Другие историки считают, что «черное крестьянство» — это свободное население. С их точки зрения, земли были полной собственностью крестьянских общин, а дань — обычным налоговым обложением. Феодалы вели постоянное наступление на «черные земли», пытались их «обоярить».

В конце ХIV в. в оборот вводится термин «крестьяне». Уровень эксплуатации крестьянства еще не был высоким. Натуральный оброк служил основным видом феодальной ренты. Некоторые ремесленники работали уже на рынок. Но в целом товарные связи были случайными.

Во второй половине ХIV в. северо-восточная Русь с центром в Москве стала именоваться Великой Русью.

Василий I (1389—1425) продолжал политику своего отца Дмитрия Донского. В 1392 г. он присоединил Нижегородское, Муромское и Тарусское княжества, земли коми.

Перестраивается система управления страной. Появляются административно-территориальные единицы — уезды, как правило, бывшие самостоятельные княжества. Управляют уездами великокняжеские наместники. Московский князь теперь реально руководил всеми вооруженными силами страны. В дипломатических отношениях с Ордой и другими государствами он выступал от имени всей русской земли.

Среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан) разгромил войско Тохтамыша, разорил Сарай и появился в пределах Руси. Василий I с войском выступил навстречу. Однако битва не состоялась. Две недели простоял Тимур на окраине Рязанской земли, разгромил Елец и ушел обратно. Тогда Русь отказалась от посылки дани и поездок в Орду за ярлыками.

В 1408 г. эмир Орды Едигей неожиданно с огромным войском напал на Русь, разгромил города Серпухов, Ростов, Нижний Новгород, но взять Москву ему не удалось. Получив денежный выкуп, он вернулся в Орду. Иго, несколько ослабленное на рубеже ХIV—ХV вв., было восстановлено.

Процесс политического объединения русских земель замедлила феодальная междоусобная война второй четверти ХV в. Поводом стал вопрос о принципе престолонаследия, а по сути — столкновение двух политических тенденций: централизации государства и феодального сепаратизма, столкновение центра и севера Руси.

После смерти Василия I на великокняжеский престол стали претендовать его младший брат галицкий князь Юрий Дмитриевич и 10-летний сын Василий. По завещанию Дмитрия Донского после Василия великим князем должен был стать Юрий. Но тогда Дмитрий Донской еще не знал, что у Василия I родится сын. Сам Василий I завещал великокняжеский престол своему сыну Василию, но так как сын был малолетним, то опекуном к нему он назначил великого князя литовского Витовта, на дочери которого был женат.

Юрий отстаивает древний родовой принцип старшинства, а Василий — принцип наследования от отца к сыну.

Юрий не мог вести борьбу с Витовтом и вначале признал своего племянника великим князем. После смерти Витовта Юрий в 1433 г. разбил войско Василия II и занял великокняжеский престол. В 1434 г. Юрий умер. Василий II снова стал великим князем.

Сыновья Юрия (Василий Косой и Дмитрий Шемяка), вначале признав Василия II великим князем, затем начали долгую кровавую борьбу. В 1436 г. войско Василия Косого было разбито. В 1445 г. казанский хан взял в плен Василия II и власть захватил Шемяка. Вскоре Василий вернулся, пообещав выкуп хану. В феврале 1446 г. Шемяка во второй раз захватывает власть в Москве. Василия II ослепили и отправили в ссылку в Углич. Василий поклялся, что не будет стремиться к великокняжескому престолу и стал удельным князем в Вологде. Но Шемяка вызывал у москвичей недовольство, так как московских бояр оттеснили шемякины приближенные, местным феодалам возвращались вотчины захваченные или купленные московскими боярами (например, в Нижегородском княжестве). Кроме того, Василия II подержали не только бояре, но и церковь и служилые люди, а также тверской князь Борис Александрович. В конце 1446 г. Шемяка был изгнан из Москвы. Потерпев поражение в решающем сражении (1450), Шемяка бежал в поддерживающий его Новгород, где вскоре умер. Феодальная война, охватившая и разорившая большую часть Руси, закончилась победой сил централизации.

В 1456 г. Василий Темный разбил новгородское войско, и по договору, заключенному в Яжелбицах, Новгород уплатил Москве контрибуцию, отказался от права внешних сношений, признал переход части своих владений в состав Московского княжества. Судебная власть вече ограничивалась, новгородская печать заменялась великокняжеской. В 1461 г. признал свою зависимость от Москвы Псков.

К середине ХV в. меняется положение русской церкви. После смерти митрополита Фотия (1431) Москва предприняла попытку поставить митрополитом епископа рязанского — Иону. Но патриарх константинопольский назначил Исидора (последний митрополит на Руси из греков). В 1439—1441 гг. Исидор на Вселенском соборе во Флоренции участвовал в заключении унии между православной и католической церквями, признал верховную власть папы римского и приехал в Москву в сане кардинала. Василий II не принимает его и отстраняет. В 1448 г. без санкции патриарха константинопольского митрополитом избран Иона. После падения Константинополя (1453) русская церковь окончательно становится независимой. В 1458 г. в Киеве поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две самостоятельные митрополии: московскую и киевскую, объединение которых произойдет только после воссоединения Украины с Россией.

Таким образом, в ХIV — середине ХV в., хотя еще сохранилась экономическая раздробленность, были подготовлены условия для создания единого государства.

 

2.3. Завершение объединения русских земель

Объединение русских земель было ускорено политикой Ивана III (1462—1505) Васильевича. Опираясь на московских дворян, горожан, духовенство, он присоединяет Ярославское и Ростовское княжества. Новгородские бояре и часть купечества во главе с вдовой посадника Марфой Борецкой и его сыновьями заключают антимосковский договор с польско-литовским государством взамен на обещания сохранить новгородские вольницы и защиту от Москвы.

Иван III в 1471 г. на р. Шелони разбил новгородцев. Бояре обязались порвать союз с Литвой, уплатить контрибуцию, принять московского наместника. В 1475 г. Иван III арестовал в Новгороде бояр литовской ориентации, часть из них отправил в Москву. Не выдержав очередного похода московского войска, Новгород капитулировал в январе 1478 г. Вечевой колокол был увезен в Москву, само вече отменялось, боярские земли стали раздавать московским служилым людям. В состав Московского княжества вместе с Новгородом вошли Карельская, Двинская, Пермская земли. В 1485 г. присоединяется Тверь, что практически означало создание единого государства, а Иван III титулует себя государем всея Руси.

Одновременно Ивану III удалось решить и другие внешнеполитические вопросы. Так, в частности, войны с Литвой и Ливонией (1487—1494 и 1500—1503) закончились перемирием, по которому к России присоединяются Чернигово-Северская земля, восточная часть Смоленской земли (около 25 городов), преимущество получает западная русская торговля, Ливония обязуется платить «вечную дань». Казань в 1487 г. становится вассалом Москвы.

С ликвидацией политической раздробленности Руси создались предпосылки освобождения от ордынского ига. Золотая Орда в это время переживала упадок, от нее отпал ряд территорий, на которых возникли самостоятельные ханства: Казанское, Сибирское, Казахское, Узбекское и Ногайская Орда. В 1476 г. Москва последний раз отправила дань в Орду. Хан Ахмат, пытаясь восстановить выплату дани в 1480 г., со 100-тысячной армией пошел на Русь. Войско Ивана III двинулось навстречу. Русские дружины заняли броды на р. Угре (приток Оки). Обе стороны не начинали активных действий. Ахмату дважды не удалось переправиться через Угру. Переговоры ни к чему не привели. К тому же во владения Ахмата вторгся крымский хан, союзник Ивана III. 11 ноября 1480 г. Ахмат увел свои войска, а вскоре погиб. Ордынское иго закончилось. В 1502 г. Орда прекратила свое существование.

Объединительную политику продолжал Василий III (1505—1533). При нем были присоединены Псков (1510), Смоленск (1514) и Рязань (1521). Таким образом, был закончен процесс политического объединения русских земель и создания единого государства. Территория Московского государства с 1462 по 1533 г. увеличилась в 6 раз, достигнув почти 3 млн кв. км. Население составляло около 7 млн человек.

 

2.4. Социально-экономическое и политическое развитие

в конце ХV — начале ХVI в.

 

Формирование единого государства оказало влияние на развитие экономики и социального строя Руси.

Изменения произошли в структуре феодальной собственности на землю. В присоединенных княжествах бояре приобретали новые вотчины, что делало их заинтересованными в укреплении единого государства.

Параллельно шел другой процесс: многие старые феодальные вотчины в результате семейных разделов мельчали, некоторые вотчинники разорялись. Это не отвечало государственным интересам, так как каждый вотчинник должен был на свои средства приобретать вооружение.

Увеличение вооруженных сил требовало земельных раздач со стороны великого князя. Феодалов, переселенных на новые места, стали называть помещиками, а их владения — поместьями. Поместья уже мало чем отличались от вотчин: они практически наследовались, помещики обязаны были служить великому князю, являясь его главной опорой, однако поместья нельзя было продавать и дарить.

Развитие поместной системы привело к резкому сокращению количества черносошных крестьян в центре, что послужило одной из предпосылок формирования крепостничества. В связи с активными переходами крестьян от одного землевладения к другому появляются такие категории, как «старожильцы» — долго живущие на данной местности поселенцы и «новики» — недавно пришедшие.

Холопы, работавшие на хозяина и получавшие небольшой надел земли, назывались страдниками (от слова «страда»). Пашенные холопы по социальному положению приближались к положению крепостных крестьян. Кабальные холопы отрабатывали своим трудом проценты долга.

Таким образом, холопство-рабство по-прежнему занимало большое место в хозяйстве феодала.

Развивается ремесленная специализация. В крупных городах появляются слободы, населенные ремесленниками одной специальности. В Москве был создан Пушечный двор. Расширяются торговые связи между областями страны. Однако господствующим еще оставалось натуральное хозяйство.

С конца ХV в. начинает употребляться термин «Россия». Политический строй Русского государства развивался в сторону централизации. Во власти Ивана III появились атрибуты самодержца: скипетр, держава, великокняжеская корона (шапка Мономаха), бармы (оплечья), герб — двуглавый орел.

Создаются предпосылки превращения великого княжения в сословно-представительную монархию. При Василии III уже никто не решался ему противоречить — «воля государя есть воля божья».

Совещательным органом при великом князе была Боярская дума. В нее входило от 5 до 12 бояр и не более 12 окольничих (думный чин).

Начинает складываться исполнительная власть в виде общегосударственных ведомств: Дворец и Казна. Дворец возглавлял дворецкий, он ведал личными (дворцовыми) землями великого князя. Казну возглавлял казначей, она была главным государевым хранилищем. Здесь хранились не только деньги и драгоценности, но и государственный архив и государственная печать. Фактически Казна была государственной канцелярией.

Видную роль в складывающемся аппарате власти играли дьяки. Они вели делопроизводство. Были они выходцами из низших слоев феодалов, купечества и духовенства.

Вся страна делилась на уезды. Границами уездов являлись границы бывших княжеств, а потому размеры их были различными. Уезды делились на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, в станах и волостях — волостелям. Наместники и волостели получали управление территориями «в кормление». Они брали себе судебные пошлины и часть налогов. Кормление было вознаграждением не за исполнение административных и судебных обязанностей, а за прежнюю службу в войсках.

Численность армии достигла 200 тысяч человек. Формировалась она по территориальному принципу. В основе построения войск во время сражений лежала пятиполковая система — большой полк, передний полк, полки правой и левой руки, сторожевой (засадный) полк. Главной силой становится войско служилых людей (дворян). На вооружение принимается огнестрельное оружие.

В 1497 г. был принят Судебник — первый свод законов единого государства. Главное в Судебнике — организация центральной и местной судебно-административной системы. Вводилось три вида суда: 1) великого князя; 2) наместников; 3) волостной. Определялась компетенция должностных лиц, устанавливались меры наказания за особо опасные преступления. Вводилась смертная казнь за посягательство на феодальную собственность. За перепашку межи предусматривались наказания кнутом и денежный штраф.

Впервые в русском законодательстве упоминается поместное землевладение, которое наряду с «черными землями» ставится в более привилегированное положение по сравнению с боярскими и монастырскими вотчинами.

Статья 57 Судебника означала начало юридического оформления крепостного права. По Судебнику крестьяне могли переходить от одного землевладельца к другому после окончания полевых работ, за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него. Это было первое государственное ограничение крестьянской свободы. Чтобы затруднить этот переход, крестьянина обязывали еще уплатить землевладельцу «пожилое» — аренду за двор. Судебник ограничивал также рост холопства.

Таким образом, в России во второй половине ХV — первой половине ХVI в. сложилась самодержавная монархия, в которой великому князю принадлежала значительная политическая власть, но разветвленный государственный аппарат еще не сложился.

 

2.5. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного

При Иване III права удельных князей были урезаны, но они все же представляли собой серьезную политическую оппозицию великому князю. Так, бояре не поддержали решения Василия III развестись со своей бездетной женой Сабуровой и жениться на племяннице литовского князя Михаила Глинского — Елене. Возникла опасность династической смуты. Решительными действиями Василий III пресек эти попытки.

В 1533 г. Василий III умер, оставив наследником трехлетнего Ивана IV. Фактической правительницей стала его мать — Елена Глинская.

Попытки Юрия Дмитровского, Андрея Старицкого (братья Василия III), Михаила Глинского (дядя Елены) захватить власть были решительно пресечены, а Старицкий удел ликвидирован. В правление Елены Глинской проведен ряд реформ: 1) губная — на местах из дворян выбирались губные старосты как судебные исполнители по делам о разбоях и кражах, что раньше было в ведении наместников, что ограничивало полномочия бояр-кормленщиков и усиливало роль дворянства в местном управлении; 2) денежная — вводится единая монетная система (1535); 3) военная — вооружение армии, строительство крепостей. После таинственной смерти Елены в 1538 г. началась острая борьба за власть между группировками бояр Шуйских и Бельских, проходившая на глазах малолетнего Ивана IV. В 1543 г. Иван IV отстранил от власти Шуйских.

В январе 1547 г. Иван IV впервые в истории России официально принял титул царя. Митрополит Макарий в Успенском соборе венчал Ивана Грозного на царство. К этому времени резко ухудшилось положение народных масс, обострилась социальная борьба. Летом 1547 г. вспыхнуло восстание в Москве. Поводом послужил пожар в столице. Сгорело 25 тысяч домов, погибло 3 - 4 тысячи человек. Главными виновниками посчитали Глинских. Их дворы были разгромлены. Одновременно начались волнения в Пскове, Устюге. Чтобы прекратить народные волнения и укрепить центральную власть, нужны были реформы.

В 1549 г. при Иване IV сложился правительственный кружок — Избранная рада. В нее вошли А. Адашев, митрополит Макарий, придворный священник Сильвестр, князья А. Курбский, М. Воротынский, Д. Курлятев, дьяк Посольского приказа И. Висковатый и др.

В 1549 г. был созван первый Земский собор (сословно-представительный орган), в состав которого вошли Боярская дума, представители духовенства и дворян. Собор принял решение о разработке нового Судебника и сформулировал программу реформ, главные из которых — земская и военная. Земские соборы собирались нерегулярно и не стали постоянным органом власти.

Своеобразным теоретическим обоснованием преобразований, их сущности, явились челобитные дворянского публициста Ивана Пересветова. Он считал идеалом монарха турецкого султана (отстранение вельмож от власти плюс успехи во внешней политике). По его мнению, настоящей опорой сильной царской власти могут быть только дворяне, воины. Царь вместе с ними держит в повиновении мятежных бояр: «государство без грозы, что конь без узды». При назначении на должность учитывается не «порода», а способности и таланты. Пересветов предлагал отменить кормления, ограничить права наместников. Вместе с тем, учитывая обострение обстановки в городах и деревнях, он считал важным упразднение холопства.

В 1550 г. был принят новый Судебник, основанный на Судебнике 1497 г., но несколько расширенный. Главное его отличие состоит в том, что отправление правосудия впервые ставилось под контроль представителей местного населения — старост и «целовальников» (присяжных участников суда, целовавших крест). По Судебнику ответственность за преступления крестьян возлагалась на боярина, землевладелец теперь именовался «государем» крестьянина, тем самым юридическое положение крестьянина приближалось к статусу холопа. Было увеличено «пожилое» при крестьянских переходах. Это был еще один шаг на пути к крепостничеству. Более жесткими стали наказания для людей, обвиняемых в разбоях, введены наказания для бояр и дьяков — взяточников, ограничены права наместников и волостелей.

Ликвидированы привилегии монастырей не уплачивать подати в казну. Запрещено продавать в холопы детей боярских. Дворяне освобождались от подсудности боярам – наместникам.

В середине XYI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов – большая соха. В зависимости от плодородия почвы и социального положения владельца земли соха составляла 400 – 600 га земли. С «сохи» выставлялась также определенное количество ополченцев («посошные люди»).

Создавались органы центрального управления — приказы – первые функциональные органы государственной власти; впервые в письменных источниках упоминаются в 1512 г. К началу царствования Ивана IY их насчитывалось около 20. Например, Посольский приказ (занимался внешней политикой), Челобитный приказ (рассматривал жалобы на имя царя), Поместный приказ (ведал землевладением феодалов), Разбойный приказ (разыскивал и судил «лихих» людей), Разрядный приказ (ведал войсками), Сибирский и Казанский приказы (ведали управлением этих территорий) и др.

В 1550 г. было создано стрелецкое войско. Сначала стрельцов было около 3 тысяч, а к концу XYI в. около 25 тысяч. Они получали денежное жалованье, огнестрельное оружие и обмундирование. Ведал стрельцами Стрелецкий приказ. В армии учреждалось воеводское единоначалие.

Была завершена губная реформа: суд по делам о разбое был изъят у наместников и передан губным старостам (губа — округ), выбираемым из дворян.

В 1555 - 1556 г. были отменены кормления. Население теперь вместо «кормленичного дохода» платило «кормленичий откуп» — общегосударственный налог. Суд и административная власть теперь сосредотачивались в руках губных и земских старост, которые должны были заниматься раскладкой налогов и повинностей, осуществлять сыск и следствие по особо важным государственным делам. За счет «кормленичьего откупа» служилым людям платили «помогу» для выхода на военную службу. Отмена кормлений завершила складывание аппарата государственной власти в форме сословно-представительной монархии.

В 1556 г. было принято «Уложение о службе», согласно которому с каждых 170 гектар земли должен выходить на службу вооруженный конник. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел больше людей, чем полагалось, или имел владение меньше 170 гектар. Тот, кто вывел меньше людей, платил денежный штраф. Служба неслась пожизненно. Военная служба для дворян переходила по наследству и начиналась с 15 лет.

В уездах и в городах население выбирало земских старост (обычно они избирались из наиболее зажиточных слоев черносошного и посадского населения).

В 1552 г. была составлена Дворовая тетрадь. Это был полный список Государева двора, в который входило около 4000 человек. Из состава двора назначались воеводы, дипломаты, администраторы и т. п. Все, кто входил в Государев двор, назывались дворовыми детьми боярскими или дворянами. Просто дети боярские составляли нижний слой служилых людей.

Было упорядочено местничество, которое возникло на рубеже ХV—ХVI вв. Суть местничества состояла в том, что при назначении на военные или государственные должности решающее значение имело происхождение служилого человека. Учитывалась не абстрактная знатность, а служба предков и родственников. Местничество давало аристократии некоторые гарантии сохранения ее господствующего положения, но прежде всего выдвигало тех, кто издавна и верно служил великим князьям московским.

С целью избежания споров в середине ХVI в. был составлен официальный родословный справочник — «Государев родословец». Все назначения записывались в разрядные книги, которые велись при Разрядном приказе.

Основной денежной единицей страны стал московский рубль. Но чеканили и новгородскую «деньгу», она равнялась двум московским рублям.

Таким образом, реформы, проведенные Избранной радой, были шагом вперед в направлении централизации и преодоления пережитков раздробленности.

Реформы затронули и церковь. В 1551 г. по инициативе Ивана IV и митрополита Макария церковным собором был утвержден сборник правил церковного порядка и благочиния, содержавший 100 глав и получивший название «Стоглав». Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы; унифицировал церковные обряды; создал единый пантеон святых; приняты меры для искоренения безнравственности духовенства; церкви запрещено ростовщичество; было решено передать в руки царя земли, приобретенные церковью до Собора, а впредь приобретать и продавать земли только с царского разрешения. Церковь в ХVI в. владела и распоряжалась огромной земельной собственностью. Земли вместе с крестьянами жертвовали церкви великие князья и бояре. Часть земли отходила к церкви по завещанию там, где прерывался род.

Дискуссия о церковной собственности развернулась при Иване III. Она известна как борьба нестяжателей и иосифлян. В основе спора было отношение церкви к власти, собственности и ересям.

Ересь — это религиозное учение, противоречащее ортодоксальным догматам церкви. Первая известная на Руси ересь стригольников возникла в ХIV в. в Новгороде. Происхождение названия неясно. Стригольники критиковали Библию, отвергали церковные обряды, осуждали возвеличивание духовенства, выступали против закабаления свободных людей. Эта ересь была распространена среди низшего духовенства и ремесленников до середины ХV в.

Во второй половине ХV в. возникла ересь жидовствующих. Название связано с тем, что ее последователи использовали религиозные сочинения иудейских авторов. Жидовствующие отрицали церковную иерархию, троичность божества, обряды, иконы. В 1490 г. церковный собор осудил ересь жидовствующих. В 1504 г. церковный собор осудил еретиков на смерть.

 

 
 

Ц А Р Ь  
БОЯРСКАЯ ДУМА   МИТРОПОЛИТ (с 1589 г. патриарх)
 
 


ЗЕМСКИЙ СОБОР

Представлены: боярство, духовенство, дворянство, купечество,

Государственный аппарат

 
 


П Р И К А З Ы

Городовые, приказчики, губные старосты, земские старосты, излюбленные головы, воеводы

Органы власти и управления во второй половине ХVI в.

 

 

В конце ХV в. среди духовенства возникают два направления: нестяжательство и иосифлянство. Сторонники нестяжательства призывали утверждать христианскую добродетель, основанную на евангельских принципах. Настаивали на раздаче собственности нищим, осуждали неправедное богатство и требовали от служителей церкви строгого соблюдения монашеских обетов: нестяжания, послушания, целомудрия. Выступали за отделение церкви от великокняжеской политики. Идеологом нестяжательства был монах Нил Сорский, проповедовавший аскетический образ жизни.

Лидером иосифлян стал основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий. Иосифляне отстаивали право церкви вести торгово-предпринимательскую деятельность, выступали против ликвидации церковного землевладения и собственности. Важнейшим было положение о единстве церкви и государства. (При Василии III иосифляне провозгласили великого князя наместником Бога на земле, единодержавным властителем.) В области вероучения они выступали за догматическое православие, против изменений в этой области, за жестокость по отношению к еретикам.

Дискуссия закончилась победой иосифлян. Их поддержал Стоглавый собор. На соборе была провозглашена верность древней вере, подтвержден принцип единения церкви и государства. Иван IV объявил церковно-монастырское землевладение неприкосновенным. Однако купля-продажа церковных земель могла осуществляться только с разрешения царя.

Стоглавый собор унифицировал церковные обряды, принял меры для искоренения безнравственности духовенства.

Но Избранной раде не удалось завершить комплекс преобразований. В 1560 г. внезапно умерла жена Ивана IV Анастасия. Царь обвинил в ее смерти Сильвестра и Адашева, что стало одним из поводов разрыва между ними и Иваном IV. Истинная же причина разрыва заключалась в разном понимании самодержавия царем и его окружением. Сильвестр и Адашев суть самодержавия видели в самостоятельности государства, не одобряли бесперспективную политику в Ливонии. Иван Грозный стремился к неограниченной власти.

Сильвестр был сослан в Соловецкий монастырь, братья Адашевы арестованы.

Падение Избранной рады стало прологом к началу одного из самых мрачных периодов России — опричнине.

В декабре 1564 г. Иван IV с семьей и казной в сопровождении верных ему бояр и дворян отправился из Москвы на богомолье в Троице-Сергиев монастырь, а затем остановился в Александровской слободе. Отсюда он отправил в Москву две грамоты, которые были оглашены на Красной площади.

В первой грамоте, обращенной к митрополиту Афанасию, он говорил, что положил гнев и опалу на высшее духовенство и бояр за то, что они изменяют царю, расхищают казну и земли, а церковные иерархи их покрывают. В связи с этим он решил отказаться царствовать.

Во второй грамоте, обращенной к посадским людям Москвы, царь заверял их в своем к ним уважении и в отсутствии на них злобы. Это был рассчитанный демагогический прием: царь противопоставлял знать и посадских, выдавая себя за защитника простых людей от насилия родовитой знати.

Московские черные люди потребовали, чтобы бояре и духовенство уговорили царя вернуться на престол, угрожая расправой с его врагами. Бояре и духовенство направили царю делегацию. Царь принял делегацию и согласился вернуться на престол, но с условием: всякого, кто государю непослушен, наказывать вплоть до казни; учредить для царя опричнину (от слова «опричь» — кроме, особо), чтобы в ней действовала своя Боярская дума и были созданы свои особые войска. (В ХIV—ХV вв. опричниной назывался удел, который выделялся во владение жены великого князя.)

По воле Ивана IV страна раскололась на две части: опричнину и земщину (управлялась Боярской думой). Вопрос о причинах и целях опричнины остается до сих пор спорным. Существуют следующие точки зрения: 1) опричнина — это следствие личных качеств Ивана Грозного (жестокость, неуравновешенность, мания преследования и др.), и поэтому она не имела политического смысла; 2) опричнина — это продуманный шаг, направленный на а) подрыв боярско-княжеского могущества, б) ликвидацию удельной старины, новгородского сепаратизма и могущества церкви.

В опричнину как личный удел царя вошли земли с развитым феодальным землевладением — Поволжье, Центр, Поморье — и на западе страны. Все частные собственники в опричных землях должны были признать верховные права царя. Князья, бояре, дворяне и приказные люди, которые не признавали новый порядок, насильственно выселялись из опричных земель, а их собственность конфисковывалась. Большие вотчины князей, княжат и бояр делились на мелкие поместья и раздавались за государеву службу служилым людям на правах ненаследственного владения.

Выселения, конфискации собственности сопровождались кровавым террором. Особенно пострадал Новгород, где существовала сильная оппозиция центральной власти. Поводом для погрома послужил ложный донос о том, что новгородцы хотят перейти под власть польского короля. Новгородский погром продолжался 6 недель (январь—февраль 1570 г.). Кровавые погромы прошли в Твери и Торжке. Громили не только крупных собственников, но и свободных крестьян-общинников. Однако репрессиям прежде всего подвергалась высшая аристократия, что дало основание некоторым историкам рассматривать опричнину как метод борьбы дворянства против родовых бояр.

Летом 1570 г. начались казни горожан и приказных людей. По доносам погибли тысячи ни в чем не повинных москвичей.

Опричное войско, выросшее с одной до шести тысяч человек, постепенно теряло свое боевое значение, превращаясь в царских телохранителей, занимающихся убийствами и грабежом. В 1571 г. опричники должны были преградить крымским татарам путь к Калуге, но не выполнили своих обязанностей. Царь убедился, что опричники не способны защищать ни его, ни страну. В 1572 г. для борьбы с крымским ханом он объединил опричников и земских людей. Объединенное войско разбило татар недалеко от Москвы и спасло ее от разорения.

Осенью 1572 г. Иван IV отменяет опричнину (некоторые историки считают, что она продолжалась до 1584 г.). Наиболее скомпрометировавшие себя опричники (М. Скуратов, В. Грязной, А. Басманов) были казне



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь