Перечень практических занятий




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине

Б.1.1.41 «Практикум по психодиагностике»

 

направления подготовки

37.03.01 Психология

Профиль – психология труда

 

Квалификация (степень) – бакалавр

 

форма обучения – заочная

курс – 3

семестр – 6

зачетных единиц – 3

всего часов – 108

в том числе:

практические занятия – 12

самостоятельная работа – 96

зачет – 6 семестр

контрольная работа – 1

 

 


Цели и задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины: научить подбирать и использовать психодиагностический инструментарий адекватно поставленным практическим или научным задачам.

 

Задачи изучения дисциплины:

- научить грамотному подбору психодиагностического инструментария;

- познакомить студентов с наиболее известными и универсальными психодиагностическими методиками, направленными на диагностику базовых свойств личности, психических состояний, регулятивно-волевых компонентов личности, межличностных отношений и социальной адаптации личности;

- способствовать формированию у студентов навыков работы с различными методиками при соблюдении этических норм проведения исследований.

 

Место дисциплины в структуре ООП ВО

Программа дисциплины«Практикум по психодиагностике» опирается на общие теоретико-методологические основы психологии и относится к базовой части учебной программы по направлению 37.03.01 «Психология». Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для усвоения данной дисциплины: «Общая психология» (OK-1, ПК-6.7), «Общепсихологический практикум» (ПК-6.7), «Введение в профессию» (ОК-7, ПК-6,12), «Профессиональная этика» (ОК-6, 7 ПК-6), «Математические методы в психологии». (ПК-2). Результаты освоения дисциплины «Практикум по психодиагностике» являются базовыми для изучения следующих дисциплин учебного плана: «Специальная психология» (ПК- 3,9,11), «Организационная психология» (ОК-6, ПК- 8,12, 13) также успешного прохождения практик (ОК-7, ПК-6,7,8)

 

Требования к результатам освоения дисциплины

 

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций: ПК-2, 4,6.

- способностью к отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);

- способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

- способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6)

 

Студент должен знать:

Ø Основные методологические подходы в психодиагностике (объективный, субъективный, проективный).

Ø нормативные предписания разработчикам и пользователям методик; требования к методикам;

Студент должен уметь:

Ø применять на практике приобретенные знания по психодиагностике;

Ø использовать методы психодиагностики для изучения индивидуально-психологических особенностей людей;

Ø подбирать комплекс психодиагностических методик в зависимости от сферы, контингента и задач исследования.

Студент должен владеть навыками:

Ø анализа результатов, полученных в психодиагностическом обследовании и исследовании;

Ø построения психологического портрета личности;

Ø использования отдельных психодиагностических методик;

Ø обработки и интерпретации полученных диагностических данных.

Студент должен иметь представление:

о применении психодиагностических методик в различных сферах деятельности (клиническая, социальная, профессиональная, управление, консультирование и др.).

 

Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам

И видам занятий

№ мо-ду- ля № неде-ли № те-мы   Наименование Темы   Часы/из них в интерактивной форме  
  Всего Лекции Коллоквиум Практические   СРС
                 
6 семестр
  1,2   Классификация психодиагностических методик и процедур          
  2,3   Психодиагностические задачи и психодиагностический процесс          
  3, 4,   Контент-анализ как аналитический метод в психодиагностике          
  5,6   Психодиагностика умственных способностей (интеллекта).       2/2  
  7,8,9   Психодиагностика личности       2/2  
  9,10,11   Психодиагностика мотивационной сферы личности.       1/1  
  11,12   Психодиагностика самосознания       1/1  
  12, 13, 14, 15   Психодиагностика межличностных отношений       2/2  
  16, 17   Патопсихологическая диагностика       2/2  
      Диагностика детей и подростков          
      Диагностика супружеских и детско-родительских отношений       2/2  
      Психологическое заключение. Постановка психологического диагноза. Психологические рекомендации.          
Всего   - - 12/12  

Содержание лекционного курса

Лекционные занятия учебным планом не предусмотрены

Содержание коллоквиумов

Коллоквиумы

учебным планом не предусмотрены

 

Перечень практических занятий

№ Темы Всего часов № занятия Тема практического занятия. Задания, вопросы, отрабатываемые на практическом занятии Учебно-методическое обеспечение
         
4.     Семинар 1 Психодиагностика умственных способностей (интеллекта). Вопросы для обсуждения: 1. Интеллект и интеллектуальные тесты. Представления об интеллекте и его структуре интеллекта. 2. Методы диагностики интеллектуального уровня. Практические задания: Провести методики диагностики умственных способностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Ø Интеллектуальный тест (КОТ) Вандерлика Ø Тест интеллекта Айзенка Ø Культурно-независимый тест интеллекта Р. Кеттелла 1-3,12,15,16-18
5.     Семинар 2. Психодиагностика личности. Практические задания: Провести методики диагностики характерологических и личностных особенностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø опросник Кейрси. Ø Опросник Стреляу (определение типа темперамента) Характерологические акцентуации личности и нервно-психическая неустойчивость — ХАЛ-НПН (Шпаченко Д.И). Ø Многоуровневый личностный опросник "Адаптивность" — МЛО-АМ (Маклаков А.Г., Чермянин С.В.) Ø Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам (Э.Г. Эйдемиллер) Ø Тест жизнестойкости (Леонтьев, Рассказова) Ø рисуночный тест Вартегга. Ø тест MMPI (в модификации СМИЛ Л.Собчик) Ø Методика "жизненное предназначение" (О.И.Мотков) Ø Методика"Психологическая культура личности» (О.И.Мотков) Ø Методика «Тип поведенческой активности» (Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка)   ü 1-3,5.8.10, 16-18
6.     Семинар 3 Психодиагностика мотивационной сферы личности. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет психодиагностики мотивации. 2. Психологические принципы диагностики мотивации. 3. Основные методы изучения мотивации. - Прямые методы психодиагностики мотивационной сферы личности. - Личностные опросники для измерения мотивов. - Проективные методы психодиагностики мотивации. Практические задания: Провести методики диагностики умственных способностей, проинтерпретировать полученные результаты: Ø Опросник диагностики мотивации достижения и избегания неудач А. Мехрабиана Ø «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана Ø Мотивация личности к успеху Т.Эллерса Ø Мотивация к избеганию неудач Т.Эллерса Ø Методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А.Реана и В.А.Якунина Ø Методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И.Ильиной Ø Мотивационный личностный опросник — МЛО (Кулагин Б.В.) Ø Методика "Базовые стремления" О.И. Мотков   1-3,5.8.10, 16-18
7.     Семинар 4. Психодиагностика самосознания. Вопросы для обсуждения: 1. Самосознание как предмет психодиагностики. 2. Методы психодиагностики самосознания. - Стандартизированные самоотчеты. - Нестандартизированные самоотчеты. - Опросники самоотношения. - Методы измерения локуса контроля. - Идеографические техники в психодиагностике самосознания. - Проективные техники в исследованиях самоотношения и «Я–концепции». 3. Методы психодиагностики индивидуального сознания. - Основания техники репертуарных решеток. - Принципы составления репертуарной решетки. - Способы, с помощью которых задаются элементы репертуарной решетки. - Валидность репертуарных решеток.   Практические задания: Используя перечисленные ниже методики определить особенности самоотношения личности у испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø опросник самоотношения В.В.Столина и С.Р.Пантелеева (ОСО) Ø Методика исследования самоотношения С.Р. Пантилеева (МИС) Ø методика Q-сортировка В.Стефенсона Ø семантический дифференциал Ч.Осгуда Ø Методика диагностики уровня самооценки (С.А. Будасси) Ø Изучение уровня притязаний личности (методика Ф. Хоппе; методика В.К. Гербачевского; моторная проба К. Шварцландера) Ø Методика косвенного измерения системы самооценок (КИСС) Федотовой Е.О.   1-3,5.8.10, 16-18
8.     Семинар 5. Диагностика межличностных отношений Вопросы для обсуждения: 1. Основания систематизации методик диагностики межличностных отношений. 2. Методы диагностики индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. 3. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. 4. Методы изучения форм личностного поведения, влияющих на межличностное взаимодействие. 5. Проективные методики изучения межличностного взаимодействия. Практические задания: Используя перечисленные ниже методики определить межличностные отношения и уровень развития личностных качеств, влияющих на межличностное взаимодействие у испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири Ø Тест А. Ассингера (оценка агрессивности в отношениях) Ø Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификация В. В. Бойко) Ø Тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС) Ø Оценка уровня общительности – методика Ряховского Ø Индекс групповой сплоченности Сишора Ø Методика определения степени ценностно-ориентационного единства группы (ЦОЕ) Ø Тест-диагностика лидерских качеств «Колесо лидера» Ø Оценка микроклимата студенческой группы как коллектива (В. М. Завьялова) 1-3,11.12, 16-18
      Семинар 6 Патопсихологическая диагностика Вопросы для обсуждения: 1. Проблема нормы и патологии при тестировании 2. Методы изучения личности в клинической психологии. 3. Проективные методики в патопсихологической диагностике. 4. Патопсихологическая диагностика в экспертной практике. 5. Патопсихологическая диагностика в системе психогигиены и психопрофилактики. 6. Патопсихологическое обследование детей и подростков. Практические задания: Используя перечисленные ниже методики осуществить диагностику психических состояний испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. Ø Торонтская шкала алекситимии Ø Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина" Ø Тест Руки (описание жеста руки, предсказание открытого агрессивного поведения) (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер) Ø Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой Ø Шкала сниженного настроения – субдепрессии (ШСНС), основанная на опроснике В. Зунга и адаптированная Т.Н. Балашовой Ø Опросник определения уровня невротизации и психопатизации (УНП) 1-3, 5,6,9,16.17
      Семинар 7. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений Вопросы для обсуждения: 1. Современные модели изучения семьи. 2. Опросные методы изучения семьи 3. Опросники в диагностике супружеских отношений. 4. Диагностика структуры семьи. 5. Выявление семейно обусловленных психотравмирующих состояний. 6. Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре. 1-3,6.7,11,16.17.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: