СБОР НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ




ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЁ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выполнение курсовой работы необходимо начинать с предварительного подбора научной информации по теме исследования (учебной и монографической литературы, статей, опубликованных в периодической печати, нормативной базы исследования и т.д.). Вначале целесообразно ознакомиться с соответствующим разделом учебников по гражданскому праву, понять содержание темы, определить её место и значение в изучаемом курсе, отметить, на какие работы делаются ссылки. Далее нужно ознакомиться с литературой, имеющейся в доступных студенту библиотеках. При этом не следует ограничиваться поиском только заранее намеченной литературы, а необходимо полностью просмотреть соответствующий раздел каталога библиотеки.

Помимо учебной и монографической литературы обязательным является использование статей, опубликованных в различных юридических журналах.

В библиотеках, выписывающих данные журналы, каждая статья отдельно вносится в библиотечный каталог, что значительно облегчает подбор статей по теме курсовой работы.

Список использованной литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, учебники и учебные пособия, журнальные статьи и нормативный материал.

После предварительного ознакомления с литературой по теме исследования студент составляет план курсовой работы. Правильно составленный план является одной из важнейших составляющих успешного написания курсовой работы. Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чёткость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд, сэкономить время. План должен состоять из введения, нескольких глав и заключения. Для более чёткого определения круга вопросов, которые необходимо рассмотреть, главы работы можно разделить на параграфы (подпункты). При этом следует помнить, что включение в план большого количества вопросов может привести к перегруженности работы, чрезмерному увеличению её объёма, к повторениям или поверхностному раскрытию вопросов.

Студенту рекомендуется согласовать план с научным руководителем, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу. После уточнения плана необходимо оценить достаточность подобранной учебной и монографической литературы, статей, опубликованных в периодической печати, нормативной базы исследования и в случае необходимости скорректировать данный список, исключив ненужные источники либо добавив дополнительную литературу.

 

АНАЛИЗ СОБРАННОГО МАТЕРИАЛА,

ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕМЫ

 

После подбора литературы и составления плана студент приступает к самой важной стадии выполнения курсовой работы — анализу собранного материала и изложению темы.

Содержательная часть курсовой работы состоит из введения, основной части и заключения.

Перед тем как перейти к написанию текста, следует досконально продумать логику изложения, систему аргументов для доказательства главной мысли.

Введение - очень ответственная часть работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы. Поэтому основные части введения следует рассмотреть более подробно.

Во введении автор курсовой работы должен, во-первых, обосновать актуальность темы, её теоретическую и практическую значимость. Актуальность предполагает насколько автор правильно эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах нескольких предложений показать главные факторы актуальности темы.

Во-вторых, следует показать степень разработанности темы в научной литературе. Для этого составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

В-третьих, от формулировки научной проблемы и доказательства того, что часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования. Цель курсовой работы должна вытекать из ее названия. Она состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов отдельной темы, недостаточно изученных проблем. Задачи производны от цели курсовой работы, т.е. их предстоит решать в соответствии с этой целью. Как правило, формулируются 3-5 задач. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, разработать методику… и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

Обязательным элементом введения научной работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении описываются и другие элементы научного процесса. К ним, в частности, относят указание, на каком конкретном материале выполнена работа, ее практическая часть. Здесь также дается характеристика основных источников получения информации (официальных, научных, литературных, библиографических), а также указываются методологические основы проведенного исследования.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

Объём введения не должен превышать 2-3 листов.

Не следует особенно перегружать основную часть, включая большое количество глав. В курсовой работе реально рассмотреть две, максимум три главы. Главы можно, в свою очередь, разделить на параграфы. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию.

В основной части работы последовательно раскрываются поставленные вопросы. Нужно соблюдать логику изложения, используя основные способы — от общего к частному или от частного к общему. Любой вопрос должны завершать обобщения (краткие выводы).

В основной части работы обязательно должны быть приведены и проанализированы существующие точки зрения по дискуссионным вопросам темы, сделаны сноски на ту литературу, в которой эти взгляды изложены. Сопоставление различных суждений, присутствие элементов научной полемики — непременное условие выполнения курсовой работы.

В работе должно быть показано глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение сопоставлять различные мнения и делать необходимые личные обобщения и выводы. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами и примерами практической деятельности.

Курсовая работа обязательно должна содержать примеры, используемые для иллюстрации теоретических положений. Не стоит пренебрегать яркими примерами из художественной и публицистической литературы. В ряде случаев они могут быть вполне уместны и свидетельствуют не только о глубине знаний, но и о широком кругозоре.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. Студент должен показать своё умение работать с нормативными актами. Ссылки на международно-правовые документы, Конституцию РФ, законы и подзаконные акты необходимо использовать при аргументации научных положений, которые нашли в них закрепление или требуют нормативной регламентации. При этом сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. Изложение материала исследования должно быть ясным, точным, научным. Следует исключить художественный, бытовой и наукообразный стили изложения.

Написание курсовой работы — самостоятельное, систематизированное, логически завершенное, творческое изложение студентом в соответствии с планом основных сведений по избранной теме, отражающее его понимание определенных научных проблем. Заимствование текста из чужих источников без соответствующей ссылки на них не допускается и влечет возвращение курсовой работы на доработку.

В заключении автор подводит итоги сделанной работы, формулирует основные выводы и предложения. Обобщения и выводы необходимо излагать кратко и своими словами. Заключение должно быть связано с целью и задачами работы. Выводы рекомендуется оформить в виде пронумерованных абзацев. Объём заключения не должен превышать 2-3 листов.

Объём курсовой работы должен составлять 30-35 листов (без учёта списка использованных источников и литературы, а также приложений, если последние имеются).

Курсовая работа должна быть написана логически последовательно, литературным языком.

Особое внимание следует обратить на стиль работы, который конкретизируется умением студента точно и обоснованно высказывать свои мысли языком юридической науки, умения раскрывать на конкретных примерах единство теории и практики, наличие в работе понятийного аппарата, вывода по каждому вопросу.

Следует помнить, что язык и стиль научной речи сложились под влиянием академического этикета, который характеризуется использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью. Выработались определенные традиции изложения научного текста.

Наиболее характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Это находит отражение во всей системе речевых средств. Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связанность.

Научному изложению не свойственно использование эмоционально-образных средств. Все слова употребляются, как правило, в прямом значении. Безусловно, в научной речи предполагается употребление терминов. Однако не нужно подменять терминологию профессиональным жаргоном и "засорять" текст излишним количеством терминов.

В то же время в работе не должно быть юридической сухости и деловой чопорности, она должна быть написана на основе не только сугубо юридических, но и общих знаний студента. В ней должна содержаться авторская оценка фактов, авторский взгляд на проблему.

Поэтому, необходимо постараться вложить в курсовую работу, кроме обязательных юридических знаний, немного своей образованности и начитанности, немного своего творчества и желания, не боясь высказывать свое недовольство и восхищение отдельными аспектами рассматриваемой проблемы. Как писал известный русский юрист А.Ф. Кони: «Образованный юрист (в данном случае можно сказать специалист) должен быть таким человеком, у которого общее образование идет впереди специального». Полагаем, что это замечательное высказывание можно отнести и к написанию курсовой работы.

Творческий студент так должен написать заданную курсовую работу, чтобы преподаватель, прочитав ее, понял, что студент постарался и вложил в нее всего себя.

Следует помнить, что материал должен излагаться обобщенно и кратко, без подробного пересказа первоисточников, то есть больше конкретики и меньше воды. Нужно помнить, что выделяют те аспекты, которые представляют интерес и взаимосвязаны с проблемой и темой курсовой работы. Полезно обогащать содержание текста примерами из практики, но не увлекаться и не сводить курсовую работу к анализу состояния дел на практике кратко, обобщенно.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа: «я наблюдал», «я считаю», «по моему мнению» и т.п. В то же время нельзя однозначно сказать, что стиль письменной речи – безличный монолог. Поэтому корректнее использовать местоимение «мы», хотя можно обойтись и без него. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», то есть фразы строятся с употреблением слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать также и такие выражения как: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако предпочтительнее писать «по мнению автора» (имеется ввиду автор курсовой работы, то есть – вы) или выражать ту же мысль вообще в безличной форме: «изучение опыта судебной практики свидетельствует о том, что..», «на основе проведенного анализа можно утверждать, что...», «выполненные исследования подтвердили...» и т.п.

В курсовой работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка

В научном тексте чаще встречаются сложноподчиненные, а не сложносочиненные предложения, поскольку в работах такого типа важным является аргументация, выявление причинно-следственных отношений. Активно используются в научном тексте односоставные предложения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: