Организационный момент / Приветствие




ПЛАН ЛЕКЦИОНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Группа: 4 курс специальность – 5B011800 Русский язык и литература

Время проведения: 22.11.17. 15.00-15-50

Аудитория: 6

 

Тема: Молдавская литература. Творческая биография Ион Друцэ

 

Цель: ознакомить студентов с историей молдавской литературы, в чаастности с биографией и творчеством молдавского писателя ХХ века Иона Друцэ.

 

Задачи: провести лекцию по установленному плану, успепеть раскрыть все основные темы.

 

План лекции:

 

Организационный момент / Приветствие

Проверка присутствующих на занятии. Формулировка темы, цели, задач занятия, мотивации обучения. В этой части лекции озвучивается тема «Молдавская литература. Творческая биография Иона Друцэ», дается краткое описание того о чем пойдет речь в основной части лекции.

1) Появление письменности

2) Молдавскаят литература с средние века

3) Молдавская литертура в новое время

4) Ион Друцэ. Биография

5) Творчество Иона Друцэ

6) Анализ рассказа «Саморитянка»

 

2. Основная часть лекции (краткое содержание).

1)Термин «футуризм»

 

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

 

2)Футуризм в Италии. «Манифесты футуризма» Томмазо Маринетти, основоположник футуризма

 

Родинафутуризма Италия, главный идеолог итальянского и мирового футуризма, известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти. В1909г. на страницахпарижской газеты «Фигаро» опубликован его первый «Манифест футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Футуризм претендовална построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.

 

3) Основные отличительные черты футуризма как направления

 

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Слова футуристических произведений полностью освобождались от жестких рамок синтаксических периодов, от пут логических связей. Они свободно располагались в пространстве страницы, отвергая нормативы линейного письма и образуя декоративные арабески или разыгрывая целые драматические сцены, построенные по аналогии между формой буквы и какой-либо фигурой реальности: гор, людей, птиц и т. д. Таким образом, слова превращались в визуальные знаки.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность.

 

4) Футуризм в России, основные фигуры.

 

Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.

В своей основе русский футуризм был все же течением преимущественно поэтическим: в манифестах футуристов речь шла о реформе слова, поэзии, культуры. А в самом бунтарстве, эпатировании публики, в скандальных выкриках футуристов было больше эстетических эмоций, чем революционных. Почти все они были склонны как к теоретизированию, так и к рекламным и театрально-пропагандистским жестам.

Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.

 

5)Маяковский и его вклад в литературу.

 

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха.

Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!»

Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды – интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, т.е. смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского являетсягипербола. Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

 

4. Подведение итогов занятия (заключительная часть)

Вывод касательно футуризма в целом, основные признаки футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

— культ техники, индустриальных городов;

— пафос эпатажа.

Вывод касательно творчества Маяковского:

Поэзия Маяковского стала основой для традиции акцентного или интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Асеев, С. Кирсанов, А. Вознесенский, Я. Смеляков.

Литература:

1. Банникова Н.В. «Серебряный век русской поэзии». М., «Просвещение», 1993.

2. Владимиров С., Молдавский Д. «Вл. Маяковский: Биография писателя». Л., «Просвещение», 1974.

3. Владимиров С.В. Об эстетических взглядах Маяковского Л.,1976.

4. Дворецкая Е. «В.В.Маяковский: Избранные сочинения. Том 1». М., «Художественная литература», 1982.

5. Дементьев А. «Советская литература». М., «Просвещение», 1970.

6. Дуганов Р.В. Велимир Хлебников. Природа творчества. М., 1990.

7. Иванов А. «Великие русские люди». М., «Молодая гвардия», 1984.

8. Ланн Ж.К. Велимир Хлебников. - В кн.: Русская литература ХХ века. Серебряный век. М., 1995.

9. Маяковская А.А. «Детство и юность Владимира Маяковского». «Детгиз»,1955.

10. Медведев В.П. «Изучение лирики в школе». М., «Просвещение», 1985.

11. Михайлова А. «В.В. Маяковский». М., «Правда», 1987.

12. Перцов В.О. Маяковский. Жизнь и творчество: в з-х т., М.. 1969-72

13. Поляков М.Я Велимир Хлебников Мировоззрение и поэтика// Хлебников В. Творения. М., 1986.

14. Смирнова Л.А. «Русская литература». М., «Просвещение», 1989.

15. Спивак Р.С. Дооктябрьская лирика Маяковского. Пермь, 1980.

16. Степанов Н. Велимир Хлебников. Жизнь и творчество. М.,1975.

17. Харджиев Н.И., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского.М.1970

18. Чуковский К. «Современники. Портреты и этюды». М., «Молодая гвардия», 1962.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: