Благословение старцев Святой горы




БРАК

И


Москва 2008

ДЕТОРОЖДЕНИЕ


Благословение старцев Святой горы

Посвящается моим многодетным, малоимущим, блажен­ным родителям Манолису и Элевтерии.

Эта книга — частное богословское мнение по проблеме деторождения, рассматриваемой в разных аспектах. Автор с болью говорит о современных проблемах, таких, как нежела­ние иметь детей, поиск оправданий своих противозаконных действий, упорства в грехе и лицемерии, как простых мирян, так и клириков Элладской Православной Церкви, а также о причинах этих проблем и о путях их решения, о поучении в Слове Божием.

Перевод с новогреческого И. Петрачковой

Художественное оформление: Владимир Панкратов Компьютерное макетирование: Юлия Зайцева

Архимандрит Николас Эмм. Аркас

Брак и деторождение.

— М: ОБРАЗ, 2008. — 160 с.

© ОБРАЗ, 2008

© Архимандрит Николас Эмм. Аркас, 2008


От редакции

Если понятие целомудрия и девственности для со­временного человека по большей части чужды и старо­модны, вызывая иногда интерес как примечательная странность, то многодетность в наше время многим ка­жется несвоевременной и несовременной.

На многочадные семьи батюшек и православных прихожан смотрят с недоумением. Для «нормальной» семьи сегодня считается в порядке вещей иметь двоих, ну троих детей (хорошо еще, что не одного, как раньше!), а уж больше — хлопотно, сложно, да и... не нужно. Имен­но здесь корень зла: не нужно...

Разговоры о социальных трудностях (фарисейское «зачем плодить нищету?» и т.д.) в основе своей содержат один вопрос: «Зачем?» — «Ведь дети, это — непонятная, несовременная, но такая ощутимая обуза для жизненных перспектив...» И начинается «планирование семьи». Без­нравственность абортов еще как-то можно объяснить людям, но труднее заставить задуматься о глубокой ко­щунственности самих понятий «планирования семьи», «предохранения», «безопасного секса»... Ведь именно здесь мы вторгаемся в запретную для человека область


Божественного Промысла и, по сути, пытаемся «плани­ровать» Божественную благодать и «предохраняемся» от Господней милости — к стыду и позору нашему.

Дети — одна из милостей Божиих к человеку, воис­тину благословение Божие семье, — так это всегда пони­малось в традиционном православном обществе, умев­шем ценить дары и отвечать на них благодарностью. Те­перь же мы как бы отмеряем себе объем щедрот и ми­лостей Господних, который устраивает нас, входит в наши планы, а от «ненужного» отказываемся, греша при этом преступлениями Господних заветов1.

Время нравственного одичания делает свое сата­нинское дело везде — даже в тех семьях, которые вроде бы живут благопристойно. Распад самого института се­мьи сегодня весьма глубок, и его проявления — не только разводы, аборты и брошенные дети — это все лежащие на поверхности последствия утраты того основания, на

1 Приводим дословно текст красочного плаката, вывешенно­го на видном месте в одной из московских поликлиник (ком­ментарием к нему является вся наша книга): «Перечень основа­ний для прерывания беременности по социальным показаниям: 1) наличие инвалидности 1 -и или 2-й группы у мужа; 2) смерть мужа во время беременности; 3) пребывание беременной или ее мужа в местах лишения свободы; 4) женщина или ее муж при­знаны в установленном порядке безработными; 5) наличие реше­ния суда о лишении или ограничении родительских прав; 6) жен­щины, не состоящие в браке; 7) расторжение брака во время бе­ременности; 8) беременность в результате изнасилования; 9) от­сутствие жилья, проживание на частной площади, в общежитии; 10) женщины, имеющие статус беженца или вынужденного пе­реселенца; 11) многодетность (число детей три и более); 12) до­ход на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, ус­тановленного для данного региона. (Записка из Постановления правительства РФ от 08.05.96 г. за №567)».


котором держится брак. Далее в благополучных семьях так редко сегодня можно встретить понимание семей­ного служения, благоговейное отношение к семье, как к малой Церкви Христовой, благодарность за Божие бла­гословение чадами...

Семья зиждется на любви и немыслима без ответ­ственности. На любви в Боге и ответственности перед Ним. Об этой ответственности нелегко даже вспоминать — столь сильно мы перед ней виноваты. Но делать это не­обходимо, если мы хотим, чтобы жизнь по заповедям Божиим оставалась не только словами.

Глубоко символично, что автор книги, которую Вы держите в руках — монах, архимандрит. Снова, как на 1 -ом Вселенском Соборе, когда сторонников целибата для свя­щенства, нападавших на брак, осудил суровый подвиж­ник и аскет Палладий, назвавший целомудрием сочета­ние с законной женой, именно подвижник-монах при­зывает нас вернуться к полноте понимания семьи и бра­ка. Излечиться от ущербности «спланированной» семьи и вернуться в семью, где с радостью и верой встречают Господню милость — детей, не ограничивая своими «воз­можностями» дары Божии, сегодня непросто. И, может быть, для кого-то из православных читателей эта книга покажется резкой — но разве без потрясения можем мы сегодня заставить себя выбраться из комфортного лаби­ринта поблажек и отговорок, от неисполнения Божиих заповедей?

Поэтому пусть не озадачивает вас, дорогой читатель, типично греческая эмоциональность аргументации и взволнованная напористость автора. Как бы суров и ре­зок в некоторых своих выводах он ни был, зачастую не успевая всмотреться в многообразие жизненных ситуа­ций, резкость авторской ревности о благом не спутаешь


с резкостыо ригоризма и морализаторства. Пусть, чита­тель, частности не помешают нам воспринять основные идеи книги, которые, без сомнения, содержат в себе то лекарство, которое с Божьей помощью да исцелит в нас наше больное восприятие чудных Божиих Таинств и да­ров — брака и деторождения.

Предисловие ко второму изданию

Одобрительные отзывы и благосклонное принятие первого издания книги со стороны преосвященнейших архиереев, возлюбленной братии, священства и сведущих в данной теме благочестивых мирян придают мне сил для ее повторного издания, дополненного и исправленного.

Горячо благодарю всех тех, кто удостоил меня таких одобрительных отзывов. Однако и те возражения, кото­рые составляют меньшую долю в отзывах, принесли мне значительную пользу, заставив быть более внимательным в дальнейшем исследовании темы и в изложении новых мыслей, которые еще глубже развивают ее. Оставляя рас­суждения о положительных отзывах, остановлюсь лишь на возражениях, которые, по моему мнению, могут слу­жить источником многочисленных вопросов. А ответы на них помещены в конце книги, в приложении с подза­головком «Ответные суждения». Надеюсь, уважаемый чи­татель не пренебрежет и этой дополнительной главой, и уверен, что он почерпнет полезные знания и раскроет для себя тему с наибольшей полнотой.

Считаю также важным отметить, что читатель най­дет в книге положения, которые лишь избранным пока­жутся правомерными. Ленивые же и конформисты со­


чтут их крайними, преувеличенными и неприменимы­ ми в жизни. «Ты хочешь от нас совершенства! Но сми­луйся, возможно ли это?»

Таковые совсем не поняли, что Христос пришел, что­бы человечество стало новой тварью и что для достиже­ния этого не допускаются полумеры.

Не я хочу совершенства, его требует Он. Когда Выш­ний Судия предписывает: будьте святы и совершенны, кто Ему отважится возражать, ссылаясь на недостижи­мость этого?

Господь дал заповедь плодитесь и размножайтесь, и она будет неизменной до скончания века.

Новый Завет этой заповеди не отменяет, даже не видоизменяет. Он ее совершенствует. Он раскрывает до­полнительные требования к браку, отмечая его целомуд­рие: брак честен и ложе нескверно.

Когда Святый Дух говорит: ненавидящий брата сво­его убийца есть, Он не отменяет заповеди неубий. На­против, Он относит к убийцам и тех, кто только ненави­дит. И когда говорит: всякий, смотрящий на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце сво­ем, это не значит, что Он отменяет заповедь не прелюбо­действуй. Совсем напротив. Он называет прелюбодеем всякого, кто и на свою жену смотрит по плоти и желает ее по плоти2.

Так не будем же, братия, относиться к нашей вере как только лишь к словам. Она есть жизнь. В этом прехо­дящем мире мы призваны участвовать в «игре» под на­званием «вечность». И в такую «игру» мы не можем иг­рать с закрытыми глазами и отвлеченным умом. Каждый здравомыслящий человек знает, что такой труд (а не игра,

2См. стр. 149.


конечно!) требует борьбы, достойной нашего предназна­чения.

Никому не поможет применение полумер или про­сто терпимости. Оно приведет к проклятью.

Господь хочет именно того, что выражено словами могущий вместить да вместит. Но способностями ру­ководит сам Иисус, поэтому каждый, кто захочет, смо­жет.

Желаю всем прочно обосноваться рядом с Всесиль­ным Господом и не впасть в дезертирство на войне, где главнокомандующий — Сам Сладчайший Иисус. Он ясно сказал: Кто не собирает со Мной, тот расточает. Сам будучи Истиной, Он призвал: Познайте истину, и исти­на сделает вас свободными. Но если истина предполага­ет в себе сомнения, она уже не есть истина. И такая фаль­шивая «истина» никогда не принесет спасения.

Ступай, брат, по дороге Господней честно, и тогда ты увидишь, что слова суть ничто перед счастьем, которое может тебя наполнить навеки. Но если ты скажешь: «Я не могу справиться с этим», то тебя будет вечно терзать горькое несчастье.

В конце концов, подражай тому, кто хочет добиться успеха и при этом не считается с мучительным трудом, работает в поте лица день и ночь. А позже радуется слад­ким плодам сурового труда. А если ты уподобишься лу­кавому и ленивому рабу, всю жизнь будешь жалким не­удачником.

Религия никогда не служила легким жизненным пу­тем. «Она требует каждодневной борьбы, которую чело­век ведет во имя своего духовного здоровья» (Мише Друа. Жизнь. 1977, 344).

Стараюсь, чтобы язык мой был простым даже там, где пользуюсь чужими мыслями. Пусть эта книга будет


доступной для всех. Я не прибегал к большому числу источников. Не стремился удивить кого-то мудростью. Я полагаюсь на Священное Писание и на творения Святых Отцов. Только они могут быть авторитетами в таких вопросах. Только на них может положиться человек истинной веры и чистого сердца.

Все это отдаю на суд читателя, обращаясь в особен­ности к братьям по вероисповеданию, с надеждой, что для их духовной жизни и борьбы мой труд принесет ка­кую-то пользу.

Н.А.

Примечание переводчика. Цитаты из Книг Ветхого и Нового Завета приводятся по русскому «Синодальному» переводу 1876 г. Примечания и комментарии автора приводятся в скобках. В некоторых случаях (когда цитата указана ошибочно) перевод не сверяется с подлинником, но остается воль­ным.

Введение

На тему брака, бесспорно, написано множество тру­дов. Этот вопрос изучают с разных сторон богословы, педагоги, социологи, антропологи... Его глубоко и разносторонне исследуют в самых разных аспектах. Именно поэтому не найдется человека, тем более среди истинно верующих, который не знал бы о сути института брака и о проблемах, связанных с ним. Вероятно, каждый считает, что у него есть своя позиция по отношению к вопросам брака.

Но более глубокое изучение вопроса показывает обратное. Каких только поверхностных, безответственных


и даже кощунственных определений не допускается по отношению к браку! Вот что трагично! И те, кто Самим Божественным Установителем брака поставлены для его защиты, нагородили таких измышлений, теорий, кото­рые по большей части лишь создают дополнительные проблемы. Так они сами содействуют семейным разла­дам, даже полному разложению семьи. То, что сегодня греческая семья — одна из первых кандидатур на выми­рание, — безусловно должно заставить задуматься лиц ду­ховных, которые с легкостью поддаются вредному влия­нию, уподобляясь сему развращенному веку3.

То, что я не преувеличиваю, покажут примеры и до­казательства в соответствующих главах.

Но должен отметить, что существуют еще добро­совестные люди — верные и благоразумные домопра­вители 4, богобоязненные братья во Христе которые сре­ди строптивого и развращенного рода 5непоколебимо стоят за спасение Божие 6 и не преклонили колени перед Ваалом 7. Их цель — спасение свое личное и всех ближ­них.

К читателю

Ты сделаешь доброе дело для своей семьи и Родины если передашь эту книгу другим семьям, которые сегод­ня так нуждаются в истинном просвещении.

3См.: Рим. 12,2.

4Лк. 12,42.

5Флп. 2,15.

6Деян. 28,28.

7Рим. 11,4.


Атеистический бунт

Тема деторождения требует от читателя особого вни­мания, поэтому необходимо сразу отметить один очень серьезный факт: такое явление, как отказ от де­торождения, — это результат атеистической и сатанин­ской пропаганды на международном уровне. Воистину, состоящий в браке и избегающий рождения детей не только нарушает заповедь Божию, не только разрушает священное Таинство, но и, предав Бога, сдается в плен врагу. Это важно понимать каждому.

Привожу цитату из книги приснопамятного Сера­фима Папакосты «Проблема чадородия»8:

«Распространение идей и методов, направленных против деторождения, с начала нашего века было пред­метом пропаганды так называемых «атеистов», которые, работая секретно или под каким-либо благовидным пред­логом, добились в этом вопросе огромных успехов. Поз­же у них появилось много других единомышленников, и до сих пор, как в Америке, так и в Европе, продолжается движение против чадородия как дело главным образом врагов веры... Многочисленная группа людей, которые проповедуют разрушительные учения в среде молодежи (среди них социалисты и романтичные феминистки), хочет заменить установленные правила морали на то, что они сами называют «правом на любовь» и что они свое­вольно ставят в один ряд с иными нуждами человека, та­кими, как пища и сон». (По словам известного врача Р. де Гуштенира). Сам автор, излагая историю возникновения неомальтузианства, пишет, что за два последних деся­

8 С. Папакоста. Проблема чадородия. Афины. 1969, с. 20.


тилетия XIX века неомальтузианцы, «преступившие все нравственные границы, твердят о праве человека на на­слаждение прелестями чувственной страсти, исключая, однако, всякую ответственность. Мерзко выдвижение этой губительной идеи, которая зарождалась тайно, а проповедуется явно...

«Во Франции была особенно активна пропаганда, распространявшая все самое разрушительное и омер­зительное, направленное против брака и идеи нрав­ственности... им удалось представить в глазах обще­ственности, что уклонение от деторождения — это пря­мо-таки проявление уважения общественных устоев, но, однако, такого уважения, которое удовлетворяет всем требованиям гедонизма под видом законности, то есть искусственного обеспложивания (стерилизации) в браке, с целью сохранить все преимущества свободного секса, безо всякой опасности.

«Последствием такой ловкости и такой соблаз­нительной подачи греха... было быстрое распространение его в Англии и в Америке через активную пропаганду. Сотни тысяч книг, журналов, листовок распространялись пропагандистами греха.

Специальные клиники по обучению методам обесп­ложивания и особые конгрессы организовывались фана­тичными женщинами и вообще активистами пропаган­ды... Большую работу проделывали они и в отношении стран Европы. В том числе и Греции.»

Но самое веское свидетельство того, что кампания против деторождения — это дело врагов христианской веры и нравственности, следует из слов нехристианского писателя, американского социолога Вальтера Липпмана:

«Правы христианские Церкви в том, что они выс­тупают против уклонения от деторождения, независимо


от того, выгодно ли это с точки зрения евгеники, здоро­вья или экономики. Ведь это самое революционное яв­ление за всю историю этики полов». И продолжает: «Пропаганда отказа от деторождения — это ветвь более широкого движения, цель которого — разрушить перенятую нами от прадедов нравственность»9.

Думаю, что ничего больше не требуется, чтобы каж­дый, кто еще сохранил в себе хоть каплю христианской совести, понял, что уклонение от рождения детей — на­стоящее отступление от Бога Живаго и что каждый, кто избегает детей, не может считаться и христианином. По правилам, такой извергается вон и засыхает 10, подобно ветви, не приносящей плода.

Чтобы каждый мог понять, в какие он попадает сети, достаточно констатировать, что уклонение от деторождения — это изобретение богоборцев, которые сотнями ухищрений борются с христианской догматикой и нравственностью, чтобы они исчезли с лица земли и воцарилось во всей вселенной атеистическое государство.

В «Протоколах»11 ясно говорится, что следует раз­нообразно и настойчиво пропагандировать уменьшение рождаемости, чтобы государства истощились, ослабли, чтобы над ними было легче господствовать.

Итак, трезвитесь, бодрствуйте, потому что про­тивник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ищи, кого поглотить 12. Братья! Противостаньте диаволу, и убе­жит от вас 13.

9 Там же, стр. 22.

10 Ин. 15,6.

11 См. С. Нилус, «Близъ есть при дверех», С. Посад, 1917.
121 Пет. 5,8.

13Иак.4,7


Существо брака

Чтобы разобраться в сущности такого явления, как брак, и сделать в отношении него правильные выводы, не­обходимо направить духовные очи в глубину его смысла.

Брак — это прежде всего таинство.

«Брак — таинство, в котором с благословения Цер­кви физическое соединение мужчины и женщины, ко­торые становятся одним целым в равноправном союзе, освящается и возвышается над бывшим у праотцев до гре­хопадения святым состоянием. Это состояние им дается благодатью Божией для достижения божественной цели, которую и преследует брак»14.

Именно поэтому с самого начала основания Церкви существует Таинство Брака, совершаемое в церкви свя­щенником. Святой Игнатий Богоносец так выражает свои мысли о том, как подобает объединяться в брачный союз: «С согласия и благословения епископа, чтобы брак был согласен с волей Божией, а не был бы просто след­ствием плотских вожделений»15. Тертулиан, великий цер­ковный писатель и апологет ранней Церкви, утвержда­ет, что «незаконные и тайные союзы, предварительно не объявленные Церковью, рассматриваются как прелюбо­деяние и блуд».

Таинство брака считается настолько чистым и свя­тым, что все непристойное в свадебной церемонии (не­скромная атмосфера, неприличные танцы, развратные песни и т.д.) рассматривается святыми отцами, и особен­но божественным Златоустом, как: осквернение Таинства

14П.Трембела, «Догматика», III, 320.

13Св. Игнатий Богоносец. Послание к св. Поликарпу, гл. 5, п.2.


О глубокой святости этого Таинства говорит еще то, что в Древней Церкви оно совершалось во время Боже­ственной литургии, чтобы новобрачные причастились, очищенные заранее Таинством исповеди. — Мы это знаем, — скажете вы. Согласен, что это известный факт. Но не уверен, что мы следуем примеру древних христиан. Сомневаюсь, что мы вникаем в суть этого примера.

Приглашаю Вас, брат читатель, с благоговением и ответственностью исследовать этот вопрос.

К истокам

Обратимся во глубину веков, к появлению первых людей. Адама и Еву Бог сотворил подобными друг другу и равночестными в отношении их духовности, но различными по внешним и физиологическим признакам. Мужчину и женщину сотворил их16. Мужчину — Адама, женщину — Еву.

Прежде них создал Творец мир ангельский. Но как — это знает только Он Сам. Мы же знаем одно: ангелы не имеют пола, они не мужчины, но и не женщины. Поэтому нигде и не отмечается, как ангелы создают ангелов. Между прочим, мы знаем и то, что ангельский мир численно бесконечен. Но создан ли он весь сразу или ему дан способ постепенно увеличиваться в числе? Это вопрос, на который мы не найдем определенного ответа ни в Писании, ни у Святых отцов.

То, что зависит от нас, это — иметь веру в их реальное существование. Остальное — дело Божественной Премудрости.

16 Быт. 1,27.


Что касается человека, то сначала он был создан в единственном числе. Позже Творец рассудил, что не­хорошо быть человеку одному. Когда Создатель привел всех животных к Адаму, чтобы увидеть, какие имена даст каждому из них первый человек, тут Он и убедился в этом. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым. Но для человека не нашлось помощника, подобного ему 17.

И навел Господь на человека крепкий сон, и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену18.

И дал Господь ее Адаму в помощницы.

Но какую же помощь она могла ему оказать? Одеж­да тогда была не нужна. Все для жизни имелось в гото­вом виде. И благоразумен был Адам в блаженном раю. И окружение у него было приятное: грациозные животные всякого рода, дикие и ручные. Осознавая присутствие Божие, Адам был в безопасности и в благоденствии.

В чем же могла помочь ему Ева? Может быть, в ду­ховном развитии? Но он жил, как невинное дитя: с чи­стым сердцем и светлым умом.

Какая же была первоначальная цель создания жен­щины как помощницы мужа?

Об этом ясно говорят дальнейшие слова Книги Бы­тия. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю (чадами своими)19.

Прежде Он также благословил и животных. Плоди­тесь и размножайтесь и наполняйте моря и землю 20.

Но животных Господь с самого начала сотворил двух

17Быт.2,20.

18Быт.1,21.

19Быт.1,28

20Быт.1,22.


полов, именно для того, чтобы им размножаться. А у че­ловека изначально не было такой возможности, какую он видел у животных. Потому что у него не было того, кто бы ему помог в создании потомства.

Вот для какой цели благословил Бог Адама помощни­цей — женой.

Существует мнение, что если бы человек не согрешил, он размножался бы неким другим способом. Но, как го­ворит Писание, Господь предвидел падение и поэтому сотворил и жену, чтобы число людей росло при ее содей­ствии. Первое — предположение. Второе — реальность. Она-то нас и интересует.

То, что жена не могла быть изначально помощницей мужа только лишь в одном — в рождении детей — об этом нетрудно догадаться. Как муж, так и жена были ду­шами, созданными по образу Божию, то есть их предназ­начение было и в том, чтобы помогать друг другу в работе над достижением цели быть воистину подобными Богу. То есть их любовь к Богу и близкое с Ним общение должны были, несомненно, довести их до нравственного со­вершенства. Но невозможно понять, как бы им удалось достичь этого, если бы они не принимали или с лукав­ством искажали благословение Божие плодитесь и раз­множайтесь.

Но не надо забывать и то, что хотя Бог одним толь­ко мановением мог создать тысячу людей в любой мо­мент, Он этого не сделал. Он возложил эту высокую честь на человека. С этой точки зрения, Бог возвел его в долж­ность «сотворца», как отмечает Иоанн Златоуст. Святи­тель подчеркивает: «Сотворил Бог жену, взяв часть пло­ти от мужа. Из этой-то части и суждено было произой­ти всему человеческому роду, корень которого Адам имел в своем теле»21. И далее: «Жену Он не сотворил из


какого-то другого вещества, потому что целью было про­должение человеческого рода. Бог устроил так, что вся родословная человечества идет от первой супружеской пары... Для того это сделал Бог, чтобы тысячи народов впоследствии могли сослаться на первых своих предков. Чтобы не подумал кто-нибудь, что у каждого человека своя, отличающаяся от других, природа»22.

Насколько важно создание потомства, видно из того, что Бог повторяет свое благословение, данное Адаму и Еве, во второй раз, благословляя Ноя после Потопа23.

Итак, не может быть возражений, что первона­чальная помощь жены мужу состояла в рождении де­тей и в нравственном взаимообогащении супругов. Жена стала Божиим благословением и честью для мужа. А дары Божии непреложны 24. Значит и не подле­жат отмене! Благословение остается неизменным во­веки. Нигде ни Священное Писание, ни Святое Преда­ние не говорят, что Бог в связи с переменой эпох, по­колений или обычаев отменил Свое благословение или заменил его на новое. Всегда совет Господень вовек пребывает, помышления сердца Его в род и род 23. Именно по этой причине в Ветхом Завете чадородие всегда считается особенным благоволением Божиим к человеку, бесчадие же — позором.

21 Свт. Иоанн Златоуст. На Книгу Бытия. Слово Шестое.

22 П. Трембела. Догматика, 1,464, сноска 17.

23 Быт. 6,7 и 9,1.

24 Рим. 11, 29.23 Пс 32, 11.


Новый Завет и брак

В Новом Завете не только никак не отменяется древнее благословение брака, но — наоборот — оно возвышается и получает духовный смысл. Речь идет о Великом Таинстве. Теперь брак символизирует союз Христа с Его Церковью.

Апостол Павел говорит о браке: Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви 25. (Таинство брака велико, так как образует собой единение Жениха Христа с Невестой Церковью). Так же, как Христос оставил небесный мир и спустился на землю для объединения с Церковью, так и муж отделяется от родителей, семьи и всех родных, чтобы всецело и навсегда объединиться с супругой.

Это не просто красивые слова, не риторика, это сама реальность. Это подтверждает завет Святаго Духа: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь 26. А если мы должны проявлять такую же любовь, значит, у нас и подобный союз.

Какой же должна быть эта любовь? Прежде всего, если иметь в виду любовь Христову, она призвана служить чисто духовным отношениям — бескорыстным, невинным. Но если иметь в виду любовь супружескую, то она — и духовная любовь, и плотская. Это отношения, в которых у людей обычно выступают на первый план плотские похоти 27.

Посмотрим конкретно, каковы проявления любви Христовой. Христос, — отмечает апостол, — возлюбил

25Ефес.5,32. 26Ефес.5,25. 27II Пет. 2,18.


Церковь и предал Себя (на смерть) за нее 28(ради этой любви).

Обрати внимание, дорогой читатель; главное прояв­ление этой любви есть жертва Иисуса ради спасения Церкви.

Здесь уместно уточнить, что мы имеем в виду, говоря «Церковь». Церковь — это совокупность всех тех, кто верит в Господа Иисуса Христа, кто принимает за бесспорную истину все, что Он нам заповедует, и кто следует Его заповедям неуклонно и с благоговением. Эти души, составляющие Церковь, Иисус любит с Божественной заботой, так же, как и жених любит свою невесту. Он принял за эти души терновый венец. Был приговорен к позорной смерти. Распят на Кресте. Пролил Кровь. И распятым Пречистым Телом Своим и Кровью общается с этими душами в Таинстве Божественной Евхаристии.

И апостол Павел обращает внимание на это: (все это Христос сделал безо всякой корысти, только лишь) чтобы освятить ее (Церковь), очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе (рядом с Собою) славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного (что бы могло ей повредить), но дабы она была свята и непорочна 19.

Что же получается? В браке муж должен обращаться с женою так же, как Господь с Церковью. А жена с мужем — как Церковь со Христом. Ведь в Таинстве брака на обоих сходит Святый Дух. И с этого момента жених перестает быть только лишь существом мужского пола. Невеста также уже не есть только существо женского пола. Происходит нечто с их природой. Муж принимает

28Ефес. 5,26.

29Ефес. 5,27


на себя характер Христа. Жена принимает характер Церкви. Внешне же ни они сами, ни окружающие не различают этого. Но поэтому это и называется Таинством. Кроме внешнего действа происходит и невидимое для нас, Божественное. Оно не открыто нашему глазу, но - совершается!

Возьмем другой пример. Высшее Таинство Церкви — Божественная Евхаристия. Не облегчит ли нам этот пример понимание преображения жениха и невесты? Прежде чем священнику призвать сошествие Святаго Духа для пресуществления, хлеб и вино находятся на Престоле как Честные Дары, но еще не как Тело и Кровь Христовы. Однако после произнесения молитвы, во время пения на клиросе «Тебе поем» хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Это не значит, что они меняются по природе (как ошибочно принимает Католическая Церковь). Ведь перед нашими глазами не предстают мышечные волокна или кровь. Несмотря на это, мы верим, что теперь это действительное Тело и истинная Кровь Христа, и ве­рим в это, потому что нас в этом убеждает Сам Господь, приносящий их за жизнь мира. «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... И, взяв чашу..., сказал: пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя», 30— произнес Он, первым совершая Таинство и причащая учеников.

Но и в Таинстве брака Сам Святый Дух освящает, преображает и уверяет, что муж теперь принимает ха­рактер Христа, а жена — Церкви. В этом не должно быть ни малейшего сомнения.

Следовательно, «христианский брачный союз выше райского супружества. Христианин — уже часть мистического Тела Богочеловека, Которому принадлежат и его

30 Мф. 26,27.


тела, и душа. Так что, когда христиане вступают в брак, они не только две человеческие личности. И не только две души, наделенные благодатью. Но две освященные части мистического Тела Христова (Который есть Глава Церкви). Они соединяются, чтобы посвятить себя увели­чению Церкви — Тела Христова. Чтобы родить чад, кото­рым предстоит также присоединиться к Телу Христову.

Разумеется, участники Таинства брака не ведут себя, как хотят, но в соответствии со смыслом Таинства, долж­ны действовать согласно с духом своего Божественного Главы (Христа). Они все будут делать во имя Главы, если они части Тела. (Так же, как и все части нашего тела дви­гаются по воле головы.) Они не могут распоряжаться сво­ими телами с целью размножения без благословения и помощи Христа (хотя и беззаконники, невенчанные мо­гут иметь много детей). Их тела уже не есть их собствен­ная плоть. Это Тело Христово».31

В соответствии с вышесказанным, поскольку супру­ги соединились в Теле Христовом, получается, что они от­ныне навеки живут и действуют во Христе. А значит и их брачное ложе непорочно и свято, как Сам Христос.

И тут возникает вопрос как они ведут себя, будучи в этом Пресвятом и Пречистом Теле? Кротко, как два не­винных голубя? А может быть, как ворона с голубкой? Или просто валяются и развратничают, как две голые улитки?

Этот вопрос пусть будет делом их совести.

Дело в том, что этот священный союз во Христе име­ет и другое последствие. Муж перестает видеть свою жену и обращаться с ней, как с обычной женщиной, инстру­ментом слепого полового инстинкта, жена перестает вос­принимать мужа, как свое плотское восполнение и опо­

31 Шибен, по П.Трембела, упомян. труд, сноска 7.


ру в своей лсизни. Муж будет приближаться к жене так, как будто он входит в храм. Жена к мужу — с благогове­нием кровоточивой. Кроме всего - со взаимным чувством, что между ними, как звено в цепи, неразрывно находит­ся Христос.

И тогда их дом превращается в домашнюю Церковь 32, рай на земле. Ведь их каждодневная общая радость на­полнит их жизнь смыслом. А в этом случае никакие труд­ности, неудачи, искушения не смогут нарушить их без­мятежное счастье.

Напротив, если они дадут своему браку плотское на­полнение и будут его поддерживать сладострастными за­менителями, то никогда не насытятся и, к тому же, будут раздражаться, ссориться, ворчать друг на друга. Их жизнь превратится в бесконечную неудовлетворенность, без смысла и содержания. У них будет больше ощущения бал­ласта, чем полезного груза. Они будут все время находить­ся в желаниях своих и в желаниях своей плоти.

Но не думайте, супруги, что я вас склоняю к мона­шеской жизни. Наоборот! Вы призваны к наслаждению супружеством — законному, подлинному, идеальному.

От вас требуется ставить на первый план не слепое плотское удовольствие, но райское, относящееся к уча­стию вашей души. А о нем можно говорить только там, где царит взаимоуважение и святой долг в отношениях супругов. И этому опять же поможет их глубокое осоз­нание, что они оба — совершители таинства.

«Мы же совокупляемся, и мы же совершители та­инства?» — возразят многие.

«Да, конечно, — отвечаем мы, — ведь это важная вещь, которую должны усвоить все супруги.»

Поэтому крайне вредны и неприемлемы сомни­

32 Рим. 19,5; 1 Кор. 19,19.


тельного качества книжки новоиспеченных социологов, биологов и т.п. о разнообразных возбуждающих играх перед совокуплением. Ведь супругов-христиан к полово­му акту ведет не какой-то стимул возбуждения, но глубо­кое чувство долга, святого долга, у которого нет нужды в дополнительных возбуждающих ухищрениях, свойствен­ных блуду.

Таинство продолжается во времени

Очень важно то, дорогой читатель, что в слиянии, как говорится, (имеется в виду не только слияние тел, но и душ) поистине совершается Таинство. Происходит то же самое, что со священником, когда он служит Божествен­ную литургию.

Чтобы не оказаться голословными, давайте рас­смотрим Таинство священства. В день, когда священни­ка рукополагают в сан, он, конечно, принимает участие в Таинстве Божественной Евхаристии и причащается Свя­тых Тайн. Но он не совершает таинство сам. Ему дается достоинство отныне совершать таинства самому, когда бы он ни служил Божественную литургию. Мнение, буд­то бы Святый Дух благословляет сексуальные отношения, выходящие за рамки таинства, противоречит богословию, и мы никак не можем его принять. Он благословляет суп­ругов соблюдать условия таинства пожизненно и благо­говейно. Не только с целью вместе взбираться по лестни­це добродетелей к нравственному совершенству, но и для самого главного — чтобы дать жизнь новым существам, чистым и невинным, призванным стать чадами Божии­ми.


Конечно, для этого требуются соответствующая подготовка, трезвость, невинные чувства, ум Христов 33. Разумеется, не исключаются и самые нежные проявления: объятия, поцелуи, теплые, ласковые слова. Только они должны исходить из душевных побуждений священной любви. Тогда все происходит в рамках благопристойности, самоуважения, взаимоуважения и почитания не только друг друга, но и в первую очередь Христа, Который посреди супругов. А словам вульгарным, жестам непристойным, телодвижениям блудным нет места в браке.

В противном случае это осквернение Таинства.

Повеление Святаго Духа, благословившее союз суп­ругов, недвусмысленно: Имея такие обетования, очис­тим себя от всякой скверны плоти и духа (совершая святыню в страхе Божием)34. И в другом месте: Изгоняйте из своей жизни всякую нечистоту.... И снова: Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть...35. И еще: отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших... 36.Эти повеления, конечно, даются не только монашествующим. Они являются универсальными заповедями, касающимися каждого верующего. В особенности, супругов, которые полу­чили благословение двух святых таинств. Предназначе­ние которых — дать миру личностей, цельных духовно и телесно, во славу их Небесного Жениха Христа.

И пусть не говорят некоторые, что раньше мир был совсем другой, а сейчас, в век научно-технического прогресса; т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: