Рекомендации по организации самостоятельной работы в процессе изучения актуальных проблем теории государства и права




 

Специфика обучения в юридическом вузе предполагает необходимость активной самостоятельной работы в процессе изучения актуальных проблем теории государства и права. В данном пособии рекомендации по организации самостоятельной работы выделены в отдельный раздел преднамеренно, так как именно в ней более всего проявляются мотивация деятельности обучаемого, его целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность и самоконтроль и другие личностные качества[14].

В основе организации самостоятельной работы в вузе лежит целый перечень проблем. Как показывают материалы многих исследований, в большинстве своем курсанты не умеют самостоятельно работать. Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять[15]. В качестве основных трудностей, с которыми сталкиваются курсанты в процессе самостоятельной работы, в литературе отмечаются следующие: отсутствие нужного умения самостоятельно работать; нехватка умений применения теоретических знаний на практике, что свидетельствует о том, что проблема организации самостоятельно работы в педагогическом процессе вуза стоит достаточно остро[16].

Но, тем не менее, следует отметить, что самостоятельность учащихся не приходит сама по себе, существуют закономерности осуществления самостоятельной работы, которые необходимо принимать во внимание.

Как справедливо отмечает Е.А. Намаконова, способность человека к самостоятельному поиску нужной информации, усвоение ее на основе профессиональных знаний, умение творчески использовать их в различных ситуациях – это воспитуемые качества личности. Они формируются на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно в период обучения[17].

При изучении актуальных проблем теории государства и права самостоятельная работа сводится к следующим основным направлениям:

- самостоятельное изучение курса для получения общетеоретических знаний и подготовки к экзамену;

- написание курсовой или дипломной работы по данной дисциплине.

А в содержательном аспекте самостоятельная работа изучения актуальных проблем теории государства и права в основном базируется на работе с учебной и научной литературой, а также правовыми актами. Деятельность обучаемых при этом сводится к двум основным этапам:

1. Изучение литературы и правовых актов.

2. Конспектирование литературы и правовых актов.

При этом можно выделить следующие общие рекомендации по организации самостоятельной работы:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправлен­ный характер. Необходимо четко представлять, чего вы должны добиться, как будет оцениваться ваша работа.

2. Последовательность выполнения самостоятельных работ должна быть такова, чтобы выполнение каждой работы логически вытекало из предыдущих и готовило почву для выполнения последующих.

3. Не следует забывать, что при выполнении обучаемыми самостоятельных работ лю­бого типа руководящая роль всегда остается за преподавателем. Он определяет цель работы, формулирует познава­тельные задачи, сообщает необходимый фактический материал, разрабатывает и выдает задания, планирует порядок их выполнения, регулирует сложность и труд­ность, руководит работой учащихся при выполнении за­даний, контролирует и оценивает их деятельность. Поэтому следует организовать свою самостоятельную работу таким образом, чтобы была возможность проконсультироваться с преподавателем по поводу как проблемных моментов, так и последовательности выполнения определенных видов деятельности в процессе изучения актуальных проблем теории государства и права. Потому что в противном случае, оказавшись в условиях полной бесконтрольности, обучаемые за­частую действуют методом проб и ошибок, осуществляя бездумное копирование определенных видов деятельности по чьим-то образцам, не всегда являющимися удачными.

Необходимость конспектирования зачастую связана с анализом достаточно большого объема информации, которую необходимо рассмотреть, классифицировать, переработать и усвоить в максимальной степени. Ведение записей представляет собой наиболее эффективный метод обработки информации. Одной из наиболее распространенных форм записей прочитанного является конспектирование материала. Следует учитывать, что специфика актуальных проблем теории государства и права находит отражение в особенностях написания конспектов по данной учебной дисциплине:

1. В актуальных проблемах теории государства и права по одному и тому же вопросу может существовать несколько точек зрения, раскрывающих ее основные закономерности. При этом важно представить максимально широкий спектр мнений по анализируемой проблеме и попытаться классифицировать данные позиции для удобства работы с ними.

2. Не следует пренебрегать источниками прошлых лет. Ряд ученых справедливо отмечают, что «и в старых изданиях многие проблемы теории государства и права разработаны с научных позиций и не являются политически и идеологически коньюнктурными»[18]. Кроме того, такой подход позволяет создать необходимую базу для сравнительного анализа.

3. Особое внимание следует уделять конспектированию основных категорий и понятий, отмечая при этом авторов данных дефиниций и реквизиты их источников.

4. Необходимо сопровождать формирование материала конспекта выдержками из правовых актов (нормативно-правовых, интерпретационных и правоприменительных актов) с целью создания правового обоснования теоретических положений и гипотез. Правовую информацию можно найти в специальных периодических изданиях: Собрание законодательства РФ, Российская газета, Парламентская газета, а также в компьютерных информационных базах данных «Консультант плюс», «Гарант» и т.п.

5. Зачастую бывает весьма полезным целенаправленное конспектирование аналогичных разделов нормативно-правового акта как в действующей редакции, так и его текста, утратившего силу, с целью проведения в результате этого сравнительного анализа и формулирования ряда выводов.

Следует заметить, что при осуществлении конспектирования материала следует активно использовать периодические издания. Существенно обогатят конспект выписки из журналов: «Государство и право», «Известия вузов», «Журнал российского права», «Российская юстиция», «Законность», «Законодательство и право», «Право и политика», «Право и экономика», «Юрист» и других.

Исследовав весь перечень необходимой литературы и составив план конспекта, можно переходить непосредственно к написанию его текста.

Написание текста конспекта можно разделить на ряд этапов:

1. В соответствии со структурой конспекта необходимо произвести отбор и последующую запись наиболее существенного содержания оригинального текста (в форме цитат или в изложении, близком к оригиналу). Весьма полезно будет разделить лист бумаги на 2 части – в одной записывать основные положения, а в другой рассуждения и выводы.

2. Выполнить анализ записей и на его основе — дополнение записей собственными замечаниями, соображениями, заимствованной из других источников и т. п. (располагать все это следует на полях тетради для записей или на отдельных листах-вкладках);

3. Завершить формулирование и запись выводов по каждой из частей оригинального текста, а также общих выводов (в конце записей). Полезным будет перед формулированием выводов подождать небольшой период времени и еще раз обдумать записанное, чтобы информация сложилась в определенную систему и наступило ее более полное осмысление.

4. В завершение необходимо просмотреть зафиксированную информацию с целью определения следующих показателей:

- полноту выбора информации из исходного источника;

- качество фиксации материала;

- соответствие расположения зафиксированной информации определенной структуре письменной работы.

5. Сделать вывод, потребуется ли внесение уточнений в список исходных источников информации.

6. Необходимо критически оценить записанное, выделить подчеркиванием особо важные части текста.

 

 


Заключение

 

Обучение в высшем учебном заведении – сложная творческая деятельность. В одном пособии невозможно рассмотреть с одинаковой полнотой все его стороны, по этой причине основным объектом рассмотрения стали преимущественно вопросы методического характера.

Изучая данный труд, не следует забывать, что он не содержит готовых путей решения всех возникающих в процессе обучения проблем. Высказанные рекомендации являются наиболее общими, требующими индивидуальной корректировки в зависимости от способностей, уровня подготовленности, эрудиции и особенностей мышления.

Актуальные проблемы теории государства и права – интересная учебная дисциплина, и от каждого из учащихся зависит, как они воспримут ее положения, закономерности и концепции. Применительно к познанию теории государства и права следует отметить, что умение мобилизовать свои силы и оптимально распределить время для работы с учебниками, монографиями и нормативным материалом является важнейшей предпосылкой получения знаний.

Думается, что представленные методические рекомендации послужат необходимой базой, которая поможет сформировать пути познания всего интеллектуального богатства данной учебной дисциплины.

 


Список использованной литературы

 

1. Алексеев Е.В. Профессиональная подготовка слушателей заочной формы обучения в вузах МВД России. - Автореф. дис… канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2007.

2. Бабаев В.К. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие / В.К. Бабаев, В.М. Баранов, В.А. Толстик. – М., 1998.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М., 1985.

4. Быкова Н.Н. Совершенствование заочного обучения в высшей школе средствами открытого образования. – Дисс…. канд. пед. наук. - СПб, 2006.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М., 1999.

6. Дремов Ф.П. Педагогические условия повышения качества учебной деятельности слушателей факультета заочного обучения вуза МВД России: Автореф. дис… канд. пед. наук. – Барнаул, 2003.

7. Дипломная работа: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2004.

8. Иванова Л.Н. Обучение учению. Введение в специальность: Учебно-методическое пособие. – Н.Новгород, 2008.

9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2007.

10. Калинковская С.Б. Организационно-педагогические условия совершенствования содержания образовательного процесса в вузе при заочной форме обучения. Дисс…… канд. пед. наук. – Владимир, 2007.

11. Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А.В. Малько. – М., 2004.

12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.

13. Костенко И. Специфика самостоятельной работы заочника // Высшее образование в России. – 1999. - № 6. - С. 50-53.

14. Матузов Н.И. Теория государства и права: Курс лекций / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М., 1997.

15. Намаконова Е.А. Развитие культуры самостоятельной деятельности слушателей в условиях заочного обучения (на примере образовательных учреждений МВД России): Автореф. дис… канд. пед. наук. – Воронеж, 2007.

16. Нерсесянц В.С. Теория права и государства. – М., 2001.

17. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-е изд., перераб. и доп. − М., 2000.

18. Общая теория государства и права: Академический курс. В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. – М, 2004. – Т. 1. Теория государства.

19. Общая теория государства и права: Академический курс. В 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. – М, 2004. – Т. 2. Теория права.

20. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М., 2003.

21. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

22. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушкина. – М., 2006.

23. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999.

24. Рыжов В.Н. Дидактика. – М., 2004.

25. Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М., 2008.

26. Суворова А.В. Педагогические условия преодоления пассивности студентов-заочников в процессе профессиональной подготовки в вузе: Дис… канд. пед. наук. – М., 2003.

27. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2007.

28. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева – М., 2008.

29. Толстик В.А., Парфенов А.В. Баранова М.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород, 2007.

 


Приложение 1. Перечень наиболее основополагающих терминов курса теории государства и права

 

государство, право, власть, социальная норма, функции государства, механизм государства, республика, монархия, унитарное государство, федерация, конфедерация, государственный орган, принципы права, функции права, правосознание, правовая культура, правовое воспитание, источник (форма) права, правотворчество, нормативно-правовой акт, закон, правовой прецедент,

систематизация законодательства, кодификация, инкорпорация, норма права, гипотеза, диспозиция, санкция, система права, отрасль права, система законодательства, правоотношение, юридический факт, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, реализация норм права, применение норм права, аналогия в праве, толкование норм права, правомерное поведение, правонарушение, состав правонарушения, объективно-противоправное деяние, юридическая ответственность, законность, правопорядок, правовая культура, правовое воспитание, правовое государство, правовой закон, правовая система, правовая семья.

 


Приложение 2. Образец написания структурно-логической схемы.

 

Политическая ответственность Социальная ответственность    
       
  Моральная ответственность ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ    
         
  закономерность    
Норма права   Правомерное поведение   Позитивная юридическая ответственность   Норма права   Правонарушение
 
 


Санкция

 
 


Юридическая

ответственность

       
Позитивная ЮО   Ретроспективная ЮО  
           
    Штрафная   Правовосстановительная  
    1. Конституционная 2. Уголовная 1. Гражданско-правовая  
    3. Административная 2. Материальная ответственность работников предприятий  
    4. Дисциплинарная. 3. Иная имущ. ответственность  
           

 

 


[1] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева – М., 2008. – С. 20-23.

[2] Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева – М., 2008. – С 24.

[3] Рыжов В.Н. Дидактика. - М. – 2004. - С.74.

[4] Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М., 2008. С. 62.

[5] Толстик В.А., Парфенов А.В. Баранова М.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород, 2007. – С. 134.

[6] Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М., 2008. С. 65.

[7] Рыжов В.Н. Дидактика. - М. – 2004. - С. 76-77.

[8] Рыжов В.Н. Дидактика. - М. – 2004. - С 114.

[9] Цит. по: Конституционное право зарубежных стран: Учебно-методический комплекс / Под общ. ред. А.В. Малько. – М., 2004. – С. 63.

[10] Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие.- М., 2008. С. 68.

[11] Иеринг Р. Юридическая техника / Пер. с немецкого Ф.С. Шендорфа. – Санкт-Петербургъ, 1905. - С. 7-8 (репринтное издание).

[12] Опусов А.П. Введение в юридическую деонтологию. — Ростов н/Д, 1997. — С. 143.

[13] Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: Учебник для курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России юридического профиля / Под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – С. 348.

[14] Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2007. – С. 249.

[15] Цит. по: Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М., 2007. С. 255.

[16] Калинковская С.Б. Организационно-педагогические условия совершенствования содержания образовательного процесса в вузе при заочной форме обучения. Дисс…… канд. пед. наук. – Владимир, 2007. - С. 59.

[17] Намаконова Е.А. Развитие культуры самостоятельной деятельности слушателей в условиях заочного обучения (на примере образовательных учреждений МВД России): Дис… канд. пед. наук. – Воронеж, 2007. – С. 168.

[18]Толстик В.А., Парфенов А.В. Баранова М.В. Теория государства и права: Учебно-методический комплекс. – Нижний Новгород, 2007. - С. 12.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: