Возрождения и Реформации




ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

(Планы семинарских (практических) занятий)

 

 

Курс 1

Семестры 1, 2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника магистр

 

 

Воронеж 2016


Составитель: Малиновская Н.В., к.ю.н., доцент кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП»

______________ «____» ___________ 2016 г.

 

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

 

 

Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» __________2015 г.

 

 

Заведующий кафедрой теории и истории права и государства ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП» к.ю.н., доцент Канищев В.П.

_______________ «____» _________ 2016 г.

 

 

Учебно-методический комплекс одобрен учебно-методическим советом ЦФ ФГБОУ ВО «РГУП», протокол № __ от «____» ___________ 2016 г.

 

 

© ЦФ ФГБОУВО «РГУП», 2016.

© Малиновская Н.В., 2016.

 

Тема 1. Предмет и методология истории политических и правовых учений (2 часа- очная форма обучения)

Семинарское занятие

Цели занятия:

- сформировать представление о месте и роли истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин;

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выстроить верное представление у магистранта о периодизации истории развития мысли о государстве и праве;

- сформировать представление о методологических основах истории политических и правовых учений;

- закрепить у магистранта осознание значимости конкретно-исторических закономерностей для развития политико-правовой мысли, появления и развития основополагающих политико-правовых понятий и категорий;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

 

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Предмет истории политических и правовых учений.

2. Структура политико-правового знания (конкретно-исторический и теоретический аспект).

3. Методология истории политических и правовых учений: разнообразие подходов и их значение для формирования политико-правового знания.

4. Исторический подход и его значение для истории политических и правовых учений. Особенности периодизации этапов развития мысли о государстве и праве.

5. Сравнительно-правовой метод и его значение для истории политических и правовых учений.

6. История становления дисциплины «История политических и правовых учений». Роль изучения истории политических и правовых учений в современной России.

 

 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная**:

1. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

 

Дополнительная:

1. История политических и правовых учений: учебник / Под общ. ред. О.В. Мартышина. - М.: Норма, 2007. - 912 с.

2. Луковская Д.И. Политические и правовые учения: историко - теоретический аспект / Д.И. Луковская. - Л.: Изд-во Ленинград, гос. ун-та, 1985.- 161 с.

3. Сапрыкин Ю.М. Методология и методика исследования политических учений / Ю.М. Сапрыкин. - М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1973. - 131 с.

 

Тема 2. Политические и правовые учения в странах Древнего мира (4 часа - очная форма обучения)

Семинарское занятие

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание значимости своей будущей профессии на основе понимания значимости политико-правовых идей для построения государственности и правовой системы (ОК-1);

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выработать у магистранта способность анализировать политико-правовые идеи и концепции, полно и логически последовательно аргументировать отстаиваемую точку зрения по политико-правовой проблематике;

- сформировать у магистранта навыки в практике подготовки и презентации доклада по политико-правовой проблематике;

- выработать у магистранта понимание основных исторических закономерностей развития политико-правовых идей и концепций, их конкретно-исторической обусловленности;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Особенности возникновения и развития политико-правовой мысли в странах Древнего Востока.

2. Политические и правовые идеи в Древней Индии. Брахманизм. Буддизм.

3. Политико-правовое значение трактата «Артхашастра».

4. Политические и правовые идеи в Древнем Китае. Даосизм и моизм.

5. Этико-политическое учение Конфуция и его значение для государственной идеологии Китая.

6. Учение о государстве и праве легистов.

7. Особенности возникновения и основные этапы развития политико-правовой мысли в Древней Греции.

8. Пифагор и пифагорейцы.

9. Политико-правовые взгляды Гераклита. Демокрит о государстве и законах.

10. Софисты и Сократ о праве и справедливости.

11. Особенности политико-правовых взглядов Платона.

12. Политико-правовое учение Аристотеля.

13. Политико-правовые идеи киников.

14. Эпикуреизм и стоицизм как выражение кризиса древнегреческой теории.

15. Концепция «круговорота» политических форм Полибия.

16. Особенности развития древнеримской политико-правовой мысли.

17. Цицерон о понятии государства и его формах.

18. Правовые идеи римских юристов.

19. Особенности политико-правовых взглядов римских стоиков.

 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

Доклады

Тематика для подготовки докладов:

1. Древневостосточная и античная традиции развития политико-правовой мысли: сравнительный анализ.

2. Влияние религии на становление политико-правовой мысли Древнего Востока.

3. Соотношение морали и права в политико-правовой мысли Древнего Востока и Античности.

4. Светско-рационалистические идеи трактата «Артхашастра».

5. Особенности политико-правовых идей моизма.

6. Представления о «естественных законах» в античной политико-правовой мысли.

7. Нравственно-правовой релятивизм софистов.

8. Понятие формы государства и его особенности в учениях античных мыслителей.

9. Понятие «смешанной формы» государства и его значение для развития политико-правовой мысли.

 

Доклад подготавливается магистрантом в письменной форме, на семинарском занятии осуществляется его устная презентация. Доклад должен логически связно и последовательно отражать заявленную тематику. При его выполнении необходимо использовать, в первую очередь монографии и научные статьи по исследуемой проблеме. Литература, на основе которой выполнен доклад, указывается на последней странице его письменного варианта. Письменный объем доклада должен быть выполнен шрифтом Times New Roman 14 размера полуторного интервала. Поля страницы: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 1,5 см, правое - 2, 5 см. На титульном листе должна быть указана тема доклада, а также сведения о лице, его подготовившем (Ф.И.О., курс, группа, форма обучения). Письменный вариант доклада не должен превышать 10 страниц. Устная презентация доклада не должна превышать 7-10 минут. Презентация осуществляется с использованием письменного варианта, однако должна отражать владение магистрантом излагаемой информацией.

После презентации доклада аудитория задает вопросы докладчику по исследованной им проблематике. Общее время, отводимое для ответов на вопросы, не должно превышать 5-7 минут.

 

Критерии оценки доклада: полнота проведенного исследования; логическая стройность изложения материала; количество использованной литературы и ее соответствие исследуемой теме; владение магистрантом изложенным в докладе материалом и проблемой в целом; способность аргументированно отвечать на задаваемые аудиторией вопросы.

Список рекомендуемой литературы по теме

 

Основная*:

1. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

3. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: хрестоматия / Сост. В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru

Дополнительная:

1. Батиев Л.В. Закон и право в философии Аристотеля / Л.В. Батиев // Правоведение. - 2004. - № 3. - С. 165 - 178.*

2. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2011. - 592 с.*

3. Занин С.В. Античный рационализм и естественный закон / С.В. Занин // История государства и права. – 2013. - № 11. *

4. История политических и правовых учений: хрестоматия в 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 995 с.*

5. Кашников Б.Н. Концепция общей справедливости Аристотеля: Опыт реконструкции [Электронный ресурс] / Б.Н. Кашников // Режим доступа: https://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em2/6.pdf

6. Луковская Д.И. Становление политико-правовой мысли в Древней Греции / Д.И. Луковская // История государства и права. – 2008. - № 11. – С. 25 – 29.*

7. Медведев В.Г. Сущность морально-этической концепции конфуцианства и правовой доктрины легизма и их влияние на развитие права в Древнем Китае / В.Г. Медведев // Правоведение. – 2012. - № 6. – С. 190 – 198.*

8. Ударцев С. Ф. История политических и правовых учений. Древний Восток / С.Ф. Ударцев. – СПб.: Издательский Дом С.-Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета СПбГУ, 2006. – 664 с.

9. Юнусов С.А. Справедливость и право во взглядах древнегреческих философов / С.А. Юнусов // Государство и право. - 2014. - № 10.*

 

Тема 3. Политические и правовые учения Средних веков,

Возрождения и Реформации

(4 часа - очная форма обучения, 2 часа - заочная форма обучения)

Семинарское занятие

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание значимости своей будущей профессии на основе понимания значимости политико-правовых идей для построения государственности и правовой системы (ОК-1);

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выработать у магистранта способность анализировать политико-правовые идеи и концепции, полно и логически последовательно аргументировать отстаиваемую точку зрения по политико-правовой проблематике;

- сформировать у магистранта навыки в практике подготовки и презентации доклада по политико-правовой проблематике;

- выработать у магистранта понимание основных исторических закономерностей развития политико-правовых идей и концепций, их конкретно-исторической обусловленности;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Особенности политико-правовой мысли Средневековья.

2. Христианство как идеологическая основа средневековой политико-правовой мысли. Раннее христианство о государстве и праве.

3. Учение Аврелия Августина и его роль в формировании христианской политико-правовой идеологии.

4. Учение Ф. Аквинского. Теократическая интерпретация идей Аристотеля.

5. Политико-правовое учение М. Падуанского и его особенности.

6. Средневековые юристы и их значение для юридической науки.

7. Особенности политико-правовой мысли эпохи Возрождения.

8. Учение Н. Макиавелли и его роль в становлении политической науки.

9. Политико-правовые идеи Реформации.

10. Политические идеи тираноборцев.

11. Теория государственного суверенитета Ж. Бодэна.

12. Теории утопического социализма (Т. Мор и Т. Кампанелла).

13. Политические и правовые учения в странах Арабского Востока. Политико-правовая идеология ислама. Концепция «двух истин» и ее роль в развитии политико-правовой мысли в странах Арабского Востока (Аль-Фараби, Ибн-Хальдун).

14. Становление русской политико-правовой мысли. «Слово о законе и благодати» Иллариона. Проблема организации и осуществ­ления государственной власти в «Поучении» Владимира Мономаха. Политико-правовые идеи в «Молении» Даниила Заточника.

15. Основные направления политико-правовой мысли в период образования рус­ского централизованного государства.

16. Вопрос о государственной власти и независимости Русского государства в политической литературе XV-XVI вв. Теория «Москва – третий Рим».

17. Политико-правовое учение нестяжателей. А. Курбский.

18. Политико-правовые взгляды иосиф­лян. И.С. Пересветов.

 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

Доклады

Тематика для подготовки докладов:

1. Становление и развитие христианской традиции: общее и особенное.

2. Теократические идеи эпохи Средневековья.

3. Учение М. Падуанского в конкретно-историческом контексте Средневековья.

4. «Политический макиавеллизм»: соотношение права и морали в учении Н. Макиавелли.

5. Утопические идеи Т. Мора.

6. Проблема государственного суверенитета.

7. Концепция «двух истин» и ее развитие в учениях Арабского Востока.

8. Политико-правовые течения Реформации: общее и особенное.

9. Идеи о государстве и праве в древнерусской политико-правовой мысли.

10. Проблема дуализма политико-правовых идей в период становления русского централизованного государства.

 

 

Доклад подготавливается магистрантом в письменной форме, на семинарском занятии осуществляется его устная презентация. Доклад должен логически связно и последовательно отражать заявленную тематику. При его выполнении необходимо использовать, в первую очередь монографии и научные статьи по исследуемой проблеме. Литература, на основе которой выполнен доклад, указывается на последней странице его письменного варианта. Письменный объем доклада должен быть выполнен шрифтом Times New Roman 14 размера полуторного интервала. Поля страницы: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 1,5 см, правое - 2, 5 см. На титульном листе должна быть указана тема доклада, а также сведения о лице, его подготовившем (Ф.И.О., курс, группа, форма обучения). Письменный вариант доклада не должен превышать 10 страниц. Устная презентация доклада не должна превышать 7-10 минут. Презентация осуществляется с использованием письменного варианта, однако должна отражать владение магистрантом излагаемой информацией.

После презентации доклада аудитория задает вопросы докладчику по исследованной им проблематике. Общее время, отводимое для ответов на вопросы, не должно превышать 5-7 минут.

 

Критерии оценки доклада: полнота проведенного исследования; логическая стройность изложения материала; количество использованной литературы и ее соответствие исследуемой теме; владение магистрантом изложенным в докладе материалом и проблемой в целом; способность аргументированно отвечать на задаваемые аудиторией вопросы.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная*:

1. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

3. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: хрестоматия / Сост. В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru

Дополнительная:

1. Васильев А.А. Правовая доктрина постглоссаторов / А.А. Васильев // История государства и права. – 2010. - № 23.*

2. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2011. - 592 с.*

3. История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение / Под ред. В. С. Нерсесянца. – М., 1986. – 349 с.

4. История политических и правовых учений: хрестоматия в 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 995 с. *

5. История политических и правовых учений: хрестоматия в 2 ч. Ч. 2 / Сост. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 892 с.

6. Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: учебник / И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 854 с.

7. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: курс лекций / И.Ю. Козлихин. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 384 с.*

8. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя / Ф.Ч. Коплстон. – Долгопрудный: Вестком, 1999. – 274 с.

9. Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения: учеб. пособие / Карпов И.И. [и др.]. - М.: Ведомость, 1993. - 382 с.

10. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней / Дж. Реале, Д. Антисери. – Т.2. Средневековье. – СПб.: Петрополис, 1994. – 354 с.

 

Тема 4. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XVII - XVIII века) (2 часа - очная и заочная формы обучения)

 

Семинарское занятие

(с применением интерактивных форм обучения)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание значимости своей будущей профессии на основе понимания значимости политико-правовых идей для построения государственности и правовой системы (ОК-1);

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выработать у магистранта способность анализировать политико-правовые идеи и концепции, полно и логически последовательно аргументировать отстаиваемую точку зрения по политико-правовой проблематике;

- сформировать у магистранта навыки участия в научной дискуссии по политико-правовой проблематике;

- выработать у магистранта понимание основных исторических закономерностей развития политико-правовых идей и концепций, их конкретно-исторической обусловленности;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Общая характеристика политико-правовой мысли эпохи Просвещения.

2. Зарождение теории естественного права в учении Г. Гроция и Б. Спинозы.

3. Политико-правовое учение Т. Гоббса. Политический абсолютизм.

4. Дж. Локк о правах человека и задачах государства.

5. Политико-правовые идеи французского Просвещения. Вольтер.

6. Ш. Монтескьё о праве и государстве.

7. Теория «народного суверенитета» Ж.-Ж. Руссо.

8. Особенности политико-правовой идеологии утопического социализма и коммунизма (Мелье, Морелли, Бабеф).

9. Особенности политико-правовой идеологии немецкого Просвещения (С. Пуффендорф, Х. Томезий, Х. Вольф).

10. Особенности политико-правовой идеологии Итальянского Просвещения (Дж. Вико, Ч. Беккариа).

11. Политико-правовые идеи американских конституционалистов. (Т. Пейн, Т. Джефферсон, А. Гамильтон). «Федералист».

12. Политические и правовые учения в Германии во второй половине ХVIII. Ценностный подход к праву и человеку в учении И. Канта. Идея правового государства.

13. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII─XVIIIвв. (Ю. Крижанич, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев)

14. Проект конституционной монархи С. Е. Десницкого.

15. Политико-правовое учение А.Н. Радищева.

 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

Научная дискуссия

Проблемы, выносимые на обсуждение:

1. Политический абсолютизм Т. Гоббса: за и против.

2. Теория общественного договора: Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо.

3. Историзм права Ш. Монтескье: за и против.

4. Американский конституционализм: за и против демократии.

Преподавателем определяется одна или несколько тем научной дискуссии. Студенты разделяются на группы (количество участников определяется индивидуально с учетом количества тем дискуссии), каждая из которых отстаивает особенную (либо противоположную) позицию по обсуждаемой проблеме. Студенты в каждой группе самостоятельно определяют одного или двух выступающих, которые кратко (в течение 5-7 минут) обосновывают позицию по обсуждаемой проблеме). Каждой из групп поочередно предоставляется возможность высказаться, после чего участники групп по очереди задают вопросы друг другу. Задача участников групп: максимально аргументированно обосновать правильность своей позиции по обсуждаемой проблеме. В конце дискуссии подводятся итоги, в рамках которых студенты - участники соответствующих групп - отмечают, какие аргументы соперников показались им наиболее убедительными. Общий итог подводит преподаватель, оценивая результаты дискуссии и выводя (по возможности) компромиссную позицию по обсуждаемой проблеме.

Критерии оценки научной дискуссии: общая активность группы; умение донести до аудитории и грамотно аргументировать отстаиваемую позицию; умение ставить проблемные вопросы по теме дискуссии и давать ответы на них; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная*:

1. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

3. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: хрестоматия / Сост. В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru

Дополнительная:

1. Батиев Л.П. Политические и правовые учения XVII в. / Л.П. Батиев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2006. - 348 с.*

2. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2011. - 592 с.*

3. Занин С.В. Рождение учения о естественном праве в эпоху Нового времени: Иоанн Альтузий и Гроций / С.В. Занин // История государства и права. – 2013. - № 14.*

4. История политических и правовых учений. XVII – XVIII вв./ Под. ред. В. С. Нерсесянца. – М., 1989. – 448 с.

5. История политических и правовых учений: хрестоматия в 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 995 с. *

6. Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: учебник / И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 854 с.

7. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: курс лекций / И.Ю. Козлихин. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 384 с.*

8. Мир Просвещения. Исторический словарь [Электронный ресурс] / Под ред. В. Ферроне и Д. Роша // Режим доступа: https://knigi.tor2.net/index.php?id=3979480

9. Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII в.: Очерки / Х.Н. Момджян. – М.: Мысль, 1983. – 447 с.

10. Парринггон В.Л. Основные течения американской мысли / В.Л. Паррингтон.- Т. 1. - М.: Весть, 1962. - 421 с.

11. Поздняков В.П. Правовая философия либерализма и проблема революции: историко-методологические аспекты / В.П. Поздняков // История государства и права. – 2014. - № 20.*

 

Тема 5. Политические и правовые учения Нового времени в Западной Европе (XIX – начало XX века)

(2 часа - очная и заочная формы обучения)

 

Семинарское занятие

(с применением интерактивных форм обучения)

Цели занятия:

- сформировать у магистранта осознание значимости своей будущей профессии на основе понимания значимости политико-правовых идей для построения государственности и правовой системы (ОК-1);

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выработать у магистранта способность анализировать политико-правовые идеи и концепции, полно и логически последовательно аргументировать отстаиваемую точку зрения по политико-правовой проблематике;

- сформировать у магистранта навыки участия в научной дискуссии по политико-правовой проблематике;

- выработать у магистранта понимание основных исторических закономерностей развития политико-правовых идей и концепций, их конкретно-исторической обусловленности;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Общая характеристика политико-правовой мысли XIX - начала XX века. Консервативная реакция на идеи Французской революции.

2. Учение Гегеля о государстве и праве.

3. Историческая школа права (Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта).

4. Становление либерализма как основного направления буржуазной политической и правовой мысли первой половины ХIХ в. Английский либерализм и его особенности (И. Бентам, Дж.Ст. Милль).

5. Французский либерализм (Б. Констан, А. де Токвиль). Немецкий либерализм (В. Гумбольдт, Л. Штейен).

6. Юридический позитивизм как правовая теория победившего капитализма (Дж. Остин, К. Бергом и др.).

7. Особенности политико-правовой идеологии утопического социализма начала ХIХ века (А.Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

8. Политико-правовое учение марксизма.

9. Политическая доктрина анархизма (М.Штирнер, П-Ж. Прудон).

10. Особенности политико-правовой идеологии буржуазного либерализма второй половины XIX века (А. Эсмен, Г. Еллинек).

11. Социологический позитивизм О. Конта.

12. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.

13. Государство и право в социологической концепции Г. Спенсера.

14. Политико-правовые идеи «солидаризма» Л. Дюги.

15. Аристократическая концепция государства и права Ф. Ницше.

 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

«Круглый стол»

 

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Причины и особенности становления либерализма в XIX в.

2. Соотношение либерализма и этатизма в учении Г. Гегеля.

3. Причины и особенности распространения идей утопического социализма в XIX в.

4. Особенности политико-правового учения марксизма.

5. Политическая доктрина анархизма.

 

Каждый из вопросов, выносимых на обсуждение, готовится индивидуально одним студентом. Остальные студенты готовят все вопросы «круглого стола» в целом. В процессе «круглого стола» последовательно обсуждаются вынесенные на него вопросы. Студент, подготавливавший индивидуальный вопрос, делает по нему краткое сообщение длительностью не более 5-7 минут, после чего остальные студенты и преподаватель задают ему вопросы и участвуют в совместной дискуссии. В процессе «круглого стола» его участники задают вопросы не только участникам, подготовившим индивидуальные сообщения, но и друг другу, преподавателю, высказывают собственное мнение по обсуждаемому вопросу, активно участвуют в дискуссии.

Критерии оценки «круглого стола»: активность участника; объем информации, которой владеет участник; умение ставить проблемные вопросы и давать ответы на них; навыки самостоятельной оценки политико-правовой проблематики; научность языка дискуссии, владение специальной терминологией; корректность поведения в споре.

 

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная*:

4. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

5. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

6. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: хрестоматия / Сост. В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru

Дополнительная:

1. Дробышевский С.А. История политических и правовых учений: основные классические идеи: учебное пособие / С.А. Дробышевский. - М.: Норма, 2011. - 592 с.*

2. Европейская политическая мысль XIX века / [И.К.Пантин и др.]. - М.: Наука, 2008. – 486 с.

3. История политических и правовых учений: хрестоматия в 2 ч. Ч. 1 / Сост. В.В. Ячевский. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2000. - 995 с. *

4. История политических и правовых учений XIX в. / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: Наука, 1993. – 391 с.

5. Кечекьян С.Ф. Гегель и историческая школа права [Электронный ресурс] / С.Ф. Кечекьян // Режим доступа: https://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1131275

6. Козлихин И. Ю. История политических и правовых учений: учебник / И.Ю. Козлихин, А.В. Поляков, Е.В. Тимошина. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2007. - 854 с.

7. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: курс лекций / И.Ю. Козлихин. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 384 с.*

8. Коцюбинский Д.А. Консерватизм в контексте политической истории Нового времени (к проблеме использования понятия) [Электронный ресурс] / Д.А. Коцюбинский // Режим доступа: https://www.anthropology.ru/ru/texts/kotsyubinsky/conserv_05.html

9. Милль Дж. С. Огюст Конт и позитивизм / Дж. С. Милль. – М.: URSS, 2007. – 170 с.

10. Поздняков В.П. Правовая философия либерализма и проблема революции: историко-методологические аспекты / В.П. Поздняков // История государства и права. – 2014. - № 20.*

 

 

Тема 6. Политические и правовые учения Нового времени в России XIX – начала XX веков (2 часа - очная форма обучения)

Семинарское занятие

Цели занятия:

- сформировать у магистранта способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень (ОК-3) на основе изучения разнообразных отечественных политико-правовых концепций;

- развить способности магистранта квалифицированно проводить научные исследования в области политико-правовой мысли (ПК-11);

- выработать у магистранта способность анализировать политико-правовые идеи и концепции, полно и логически последовательно аргументировать отстаиваемую точку зрения по политико-правовой проблематике;

- сформировать у магистранта навыки в практике подготовки и презентации доклада по политико-правовой проблематике;

- выработать у магистранта понимание основных исторических закономерностей развития политико-правовых идей и концепций, их конкретно-исторической обусловленности;

- закрепить полученный объем знаний по теме.

 

Оценочные средства,
используемые при проведении семинарского занятия

Опрос

Вопросы для подготовки к опросу:

1. Кризис самодержавно-крепостнического строя и его отражение в политико-правовой идеологии. Либерализм и консерватизм на русской почве.

2. Политико-правовые проекты М.М. Сперанского, Н.М. Карамзина.

3. Политические программы декабристов (П.И. Пестель, Н.М. Муравьев).

4. Дискуссия западников и славянофилов о будущем России.

5. Теория «русского социализма» (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский).

6. Политические идеи евразийцев.

7. Политико-правовая идеология народничества (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К.Михайловский).

8. Буржуазно-либеральные учения о государстве и праве (Б.Н.Чичерин, С.А. Муромцев, Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский).

9. Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого.

10. Возникновение и распространение марксизма в России (Г.В. Плеханов). В.И. Ленин о революции, государстве и праве. Революционный радикализм и идея «перманентной» революции Л. Троцкого.


 

Критерии оценки опроса: точность и полнота ответа; правильность ответа; владение основными понятиями по теме; грамотное изложение материала; аргументированность ответа.

 

Доклады

Тематика для подготовки докладов:

1. Либерализм и консерватизм в русской политико-правовой мысли.

2. Политико-правовые проект М.М. Сперанского.

3. Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина.

4. Особенности политической программы декабристов.

5. Дискуссия западников и славянофилов о будущем России.

6. Теория «русского социализма».

7. Политико-правовая идеология народничества.

8. Буржуазно-либеральное учения о государстве и праве Б.Н.Чичерина.

9. Психологическая теория права и государства Л.И. Петражицкого.

10. Марксизм и «русский социализм»: общее и особенное.

 

 

Доклад подготавливается магистрантом в письменной форме, на семинарском занятии осуществляется его устная презентация. Доклад должен логически связно и последовательно отражать заявленную тематику. При его выполнении необходимо использовать, в первую очередь монографии и научные статьи по исследуемой проблеме. Литература, на основе которой выполнен доклад, указывается на последней странице его письменного варианта. Письменный объем доклада должен быть выполнен шрифтом Times New Roman 14 размера полуторного интервала. Поля страницы: верхнее и нижнее - 2 см, левое - 1,5 см, правое - 2, 5 см. На титульном листе должна быть указана тема доклада, а также сведения о лице, его подготовившем (Ф.И.О., курс, группа, форма обучения). Письменный вариант доклада не должен превышать 10 страниц. Устная презентация доклада не должна превышать 7-10 минут. Презентация осуществляется с использованием письменного варианта, однако должна отражать владение магистрантом излагаемой информацией.

После презентации доклада аудитория задает вопросы докладчику по исследованной им проблематике. Общее время, отводимое для ответов на вопросы, не должно превышать 5-7 минут.

 

Критерии оценки доклада: полнота проведенного исследования; логическая стройность изложения материала; количество использованной литературы и ее соответствие исследуемой теме; владение магистрантом изложенным в докладе материалом и проблемой в целом; способность аргументированно отвечать на задаваемые аудиторией вопросы.

Список рекомендуемой литературы по теме

Основная*:

1. История политических и правовых учений: учебник [Электронный ресурс] / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2014. - 704 с. – Режим доступа: https://znanium.com

2. История политических и правовых учений: учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Городец, 2002. - 688 с.

3. История политических и правовых учений [Электронный ресурс]: хрестоматия / Сост. В.П. Малахов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru

Дополнительная:

1. Азаркин Н. М. История юридической мысли России: Курс лекций М.: Юрид. лит., 1999.

2. Акашкин И. А. Политико-правовая доктрина российского либерализма (вторая половина XIX - начало XX веков): монография / И.А.Акашкин М.: Изд-во СГУ, 2009.

3. Васильев А. А. Очерки истории русской консервативной



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: