Связь педагогической науки с другими науками




Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее пол­ное знание изучаемого.

Педагогика органично связана с психологией. Суще­ствует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них — предмет исследования этих наук. Психология изучает законы развития психики чело­века, педагогика разрабатывает законы управления разви­тием личности. Воспитание, образование, обучение челове­ка есть не что иное, как целенаправленное развитие пси­хики (мышления, деятельности). Следующий важный момент — общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологичес­кого поиска с успехом служат решению собственно педа­гогических проблем (психометрия, парное сравнение, пси­хологи­ческие тесты, анкеты и др.).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, кото­рые, будучи использованными в педагогической лекси­ка, спо­собствуют более точному определению явлений, фактов воспитания, образования, обучения, помогают выявить и определить сущностное в исследуемых проблемах.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется пси­хологическим знанием для выявления, описания, объясне­ния, систематизации педагогических фактов. Так, резуль­таты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкет и т. д.).

Своеобразным мостом между педагогической и психо­логической науками выступает педагогическая и возраст­ная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогичес­кими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понима­ния механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие, обучающие технологии, инструментарий, способствующий опти­мальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для реше­ния педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функци­онирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, соци­ология воспитания, социология студенчества и т. д.

Исходное значение для педагогической науки имеет философское знание. Оно является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период раз­вития педагогического знания. Теория познания поз­воля­ет опосредованно, благодаря общности законов, опре­делить закономерности учебно-познавательной деятель­ности и ме­ханизмы управления ею. Философские кате­гории необхо­димости и случайности, общего, единичного и особенного, законы взаимосвязи и взаимозависимости, развитие и его движущие силы и др. способствуют прогрессу исследователь­ской педагоги­ческой мысли. В связи с углубленным осмыс­лением феномена образования на современном этапе педа­гогического знания интен­сивное развитие получает одно из философских направ­лений — философия образования.

Новые, дополнительные возможности для иссле­дования процессов воспитания и обучения открывает перед педаго­гикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механиз­мы управления учебным процессом.

Завершая обзор межнаучных связей педагогики, отме­тим, что в педагогических исследованиях активно ис­поль­­зуются данные и многих других наук — юрисп­руденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этно­графии, этнологии, истории, технических наук.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Как произошло название науки о воспитании — педагогики и когда она выделилась в особую отрасль на­учного знания?

2. Какие деятели мировой педагогики оставили замет­ный след в развитии теории воспитания?

3. Что является предметом исследования педаго­гики, какие проблемы она разрабатывает?

4. Назовите основные категории педагогической науки и дайте им общую характеристику.

5. Как соотносятся основные педагогические катего­рии?

6. Какова структура педагогических наук?

7. Какие методологические посылки лежат в основе развития научной педа­гогики?

8. Как влияет совершенствование методов исследова­ния на развитие педаго­гики? Какие методы ис­следования составляют научную базу для разра­ботки педа­гогической теории?

9. Что такое педагогическая деятельность? Ее струк­турные элементы?

10. Чем отличается педагогическая задача от педаго­гической ситуации?

11. Какую ценность педагогического знания и опыта вы видите в общекуль­турном развитии современного чело­века?

12. Какие парадигмы образования сложились в миро­вой педагогической практике? Дайте краткий анализ.

13. Какие научные и практические задачи решает педагогика?

14. Как связана педагогика с другими науками?

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: