Задания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов-заочников, изучающих курс «Статистика».

При подготовке к занятиям студентам рекомендуется знакомиться с имеющейся литературой по каждому изучаемому разделу и отдельным темам. То есть, начиная изучение темы, необходимо, прежде всего, определить страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы иметь общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе.

Другими словами, наряду с основной, большое значение имеет и работа студента с дополнительной литературой, ведение записей по рекомендованным источникам.

Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемой книги, выделить основные положения, проследить их логику.

Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс, мобилизует, наряду со зрительной и моторную память.

Следует помнить: у студента, систематически ведущего записи, создается свой индивидуальный фонд подсобных материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Особенно важны и полезны записи тогда, когда в них находят отражение мысли, возникшие при самостоятельной работе. Важно развивать умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. Большое значение имеет совершенствование навыков конспектирования. Можно рекомендовать следующие основные формы записи: план (простой и развернутый), выписки, тезисы.

Добротное изучение конкретных фактических данных служит основой для формулирования определенных выводов, обобщающих положений по соот­ветствующим проблемам дисциплины. Поэтому важно добиться того, чтобы студент проявлял собственное отношение к тому, о чем он изучает, формировал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы.

Самостоятельное изучение материала активизирует работу студента с книгой, учит рассуждать. В процессе изучения закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются новые категории. Сталкиваясь в ходе подготовки с недостаточно понятными моментами темы, студенты находят ответы самостоятельно или фиксируют свои вопросы для постановки и уяснения их у преподавателя. В процессе подготовки студент определяет для себя те вопросы, в которых он чувствует себя наиболее уверенно. «Лишние» наработки не помешают, даже если не все задуманное удается использовать. Самостоятельное изучение как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке индивидуального мышления студента, формированию информационной культуры.

Учитывая, что в различных источниках, а также в материалах лекций по тем или иным вопросам могут излагаться разные суждения, целесообразно их обстоятельно обдумывать, сопоставлять, критически анализировать с целью выработки собственных взглядов, которые обучающийся способен обосновать и отстаивать.

Наиболее актуальные, сложные вопросы по тематике изучаемой дисцип­лины целесообразно обсуждать на практических занятиях, при необходимости специально проводить расширенные дискуссии.

Процесс мышления, самостоятельно найденные аргументы, появившиеся в результате самостоятельного изучения, все эти обстоятельства способствуют поиску и утверждению ориентиров, профессиональных ценностей, осознанию связи с будущей профессией.

Учитывая специфику, форму обучения студентов заочного обучения, следует обратить внимание на следующие методические рекомендации.

1. Со стороны преподавателя должен быть установлен контакт со всеми студентами-заочниками и их информация о порядке прохождения курса, его особенностях познания, материально-техническое обеспечение обучаемых необходимыми пособиями.

2. В процессе установочных лекций преподаватель раскрывает содержание курса, дает методические рекомендации обучаемым по самостоятельному изучению проблем, характеризуя пути и средства достижения задач постижения статистики, высказывает советы и рекомендации по изучению учебной литературы, самостоятельному решению студентами задач и упражнений.

3. Обучаемые должны тщательно спланировать учебное время, поэтапно решить по индивидуальному плану изучение статистики.

4. В процессе изучения курса статистики необходимо обратить внимание на самоконтроль. С этой целью каждый студент после изучения основной и дополнительной литературы должен проверить уровень своих знаний с помощью вопросов, которые помещены в учебной программе.

5. Успех в изучении статистики студента-заочника зависит от систематической индивидуальной деятельности по изучению курса инновационного менеджмента. Такая деятельность должна быть ориентирована на: основательное изучение программы; проблемных вопросов к каждой теме; предлагаемой литературе; решению задач и упражнений; подготовки ответов обучаемым на поставленные вопросы.

6. Студентам-заочникам целесообразно наладить творческий контакт с преподавателем, придерживаться его рекомендаций и советов по успешному овладению статистики.

Важнейшим элементом самостоятельной работы студентов является выполнение письменных заданий, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие виды:

1. Подготовка эссе по проблемным вопросам теории.

2. Творческого задания.

3. Решение задач.

Методические рекомендации по написанию эссе

 

Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" – попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" – взвешивание. Создателем жанра эссе считается М. Монтень ("Опыты", 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тема эссе утверждается преподавателем в соответствии с номером в общем списке студентов.

Выполняя работу, следует:

1. Корректно сформулировать ее тему и рассматриваемые проблемы.

2. Изучить литературу по исследуемой теме и дать ее краткий обзор.

3. Логически грамотно построить всю работу.

4. Уметь сформулировать результаты своего исследования.

Эссе – письменная работа объемом 3‑5 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Текст эссе должен быть написан четким разборчивым по­черком или напечатан (через полуторный интервал, шрифт 14).

На титульном листе в обязательном порядке указываются:

- тема реферата (эссе);

- фамилия и имя студента;

- фамилия и инициалы руководителя;

- место и год написания реферата (эссе).

В течение учебного семестра каждый студент должен написать и сдать на проверку (защитить) преподавателю как минимум две работы (реферат и ээсе) по темам, согласованным с преподавателем.

Для выполнения письменных работ целесообразно использовать материа­лы, изложенные в соответствующих разделах учебников из списка рекомендованной лите­ратуры, других источниках.

В содержании письменной работы автору следует ссылаться на соответст­вующие справочные материалы, иные источники и обязательно отразить собственные оценки анализируемых проблем.

 

Примерные темы эссе по дисциплине
«Статистика»

1. Чем обусловлено возникновение и развитие статистической науки и практики?

2. Какие виды группировок выделяются при анализе информации?

3. Как обосновать выбор весов при расчете взвешенной средней?

4. В чем состоят различия в построении рядов распределения с дискретным и непрерывным характером вариации признака?

5. На какие составляющие можно разложить общую дисперсию признака?

6. Что характеризуют показатели дифференциации?

7. Что характеризуют показатели формы распределения?

8. Что такое корреляционная связь и какой круг вопросов она изучает?

9. Как проводится анализ параметров парной регрессии?

10. На каких принципах базируется расчет агрегатных индексов количественных и качественных показателей?

11. В чем состоит различие агрегатных индексов, исчисленных по формулам Ласпейреса и Пааше?

12. Каковы принципиальные основы выбора формы индекса?

13. Какова методика индексного анализа влияния факторов на изменение объема реализованной продукции?

14. Какими показателями характеризуется квалификация работников?

15. Для каких целей и как определяются фонды рабочего времени?

16. Какие индексы производительности труда рассчитываются при анализе ее динамики?

17. Напишите модель, отражающую зависимость производительности труда производственного персонала предприятия и производительности труда рабочих.

18. В каком случае применяется корреляционно-регрессивный анализ для оценки влияния факторов на уровень производительности труда?

19. Дайте понятие основного капитала и перечислите его составные элементы.

20. Перечислите методы оценки основных фондов.

21. Как определяется фондоотдача и фондоемкость?

22. Какова модель взаимосвязи фондоотдачи активной части основных фондов и фондоотдачи всех основных фондов?

23. Дайте определение оборотного капитала. Укажите его состав.

24. Как определяется эффект от ускорения оборачиваемости оборотного капитала?

25. Что понимается под материалоемкостью?

26. Как выполняется анализ динамики средней заработной платы?

27. Как определить влияние различных факторов на изменение затрат на рубль продукции?

28. Как изучается динамика себестоимости одного вида продукции по группе предприятий?

29. Дайте определение балансовой прибыли; укажите ее состав.

30. Перечислите факторы, влияющие на размер прибыли от реализации товарной продукции. Изложите методы выявления их влияния.

31. Как определяется общая рентабельность?

32. Как определяется рентабельность продукции?

33. Какие группы показателей характеризуют финансовое состояние предприятия?

34. Каковы принципы организации статистики в России?

 

Задания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения

 

После изучения материалов по курсу «Статистика», но до начала промежуточной аттестации в виде экзамена студенты должны решить задачи, цель которых – проверка и одновременно закрепление знаний студентов, полученных за период изучения данной дисциплины.

Задача №1

1. По данным таблицы 1 построить ряд распределения по числу работающих, образовав пять групп заводов с равными интервалами. Сделать выводы.

2. По данным таблицы 1 произвести группировку заводов по численности работающих, образовав пять групп заводов. Каждую группу охарактеризуйте числом заводов, числом работающих, объемом выпущенной продукции. Наряду с абсолютными показателями по группам, вычислить их процентное соотношение. Сделать выводы.

3. По данным таблицы 1 произвести группировку по атрибутивному признаку, выделив две группы заводов: невыполнивших план и выполнивших план; вычислить их процентное соотношение. Оформить результаты в виде таблицы.

 

Таблица 1

Номер п/п Среднегодовая стоимость ОПФ, млн. руб. Среднесписочное число работающих за отчетный период, чел. Производство продукции за отчетный период, млн. р Выполнение плана, %
  3,0   3,2 103,1
  7,0   9,6 120,0
  2,0   1,5 109,5
  3,9   4,2 104,5
  3,3   6,4 104,8
  2,8   2,8 94,3
  6,5   9,4 108,1
  6,6   11,9 125,0
  2,0   2,5 101,4
  4,7   3,5 102,4
  2,7   2,3 108,5
  3,3   1,3 102,1
  3,0   1,4 112,7
  3,1   3,0 92,0
  3,1   2,5 108,0
  3,5   7,9 111,1
  3,1   3,6 96,9
  5,6   8,0 114,1
  3,5   2,5 108,0
  4,0   2,8 107,0
  1,0   1,6 100,7
  7,0   12,9 118,0
  4,5   5,6 111,9
  4,9   4,4 104,7
Итого¦ 94,1   114,8 -

 

4. По данным таблицы 2 произвести вторичную группировку, образовав следующие группы: до 500, 500 - 5000, 5000 и более.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: