– Что такое «фантазия»?
– Кто помог вам создать образ?
– Какие материалы использует Мастер Изображения для создания сказочных образов?
– Какие материалы нужны были в работе вам?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чем испытали затруднения?
– Как бы вы оценили свое настроение после урока?
Уборка рабочего места.
Домашнее задание
Придумать своё фантастическое животное и дать ему имя.
Класс, 1 четверть
Тема урока: Выразительные возможности графических материалов. Линия выдумщица.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели и задачи:
1. создать условия для ознакомления с графикой, графическими художественными материалами, их выразительными возможностями;
2. способствовать развитию творческой фантазии, умений изображать линией, анализировать свой рисунок и рисунок товарища;
3. содействовать воспитанию доброты и отзывчивости, трудолюбия, внимательного отношения к окружающим, желания оказывать помощь.
Оборудование для учителя: учебник, образцы картин художников-графиков, перо, палочка, тушь;
Оборудование для учащихся: рабочая тетрадь, альбом, тушь, палочка, перо, кисти.
План урока.
Организационный момент.
Проверка готовности рабочего места.
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (Ученик.)
Долгожданный дан звонок? (Да.)
Начинаем наш … (урок).
Вводная беседа.
На доске висят несколько рисунков, выполненных в разных техниках: восковыми мелками, акварелью, карандашом, тушью.
– Посмотрите на эти рисунки. Какие материалы были использованы при их изображении? Есть ли затруднения?
– Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним видом изобразительного искусства – графикой.
Изложение нового материала.
Графика (греч. γραφικος – письменный, от греч. γραφω – пишу) – искусство создавать художественные произведения, используя в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. (Цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль.) Это рисунок, выполненный художником на бумаге или картоне с помощью пера и туши, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин.
– Линии, которые используются в работе, могут быть разными по характеру: колючие и острые, плавные и нежные, сказочные и загадочные. Можно изображать линии черной тушью с помощью обыкновенной палочки, а также пером и кистью. Если нажать сильно, линия получится яркой, но не длинной, если слегка – линия станет тоненькой. Но самое интересное, когда нажимаешь по-разному, ведя одну линию, не отрывая руки от листа, – линия получается словно живая. (Рассказ учителя сопровождается показом.) Работая в графике, художники используют линии разной толщины. Это создает контраст светлого и темного, нежного и грубого.
Практическая работа.
1) – У вас на столах лежат предметы: палочка, зубочистка, перо и кисточка. Попробуйте их в работе. Проведите:
прямую линию каждым материалом, пробуя разный нажим;
волнистую линию;
отрывистую линию – штрихи;
ломаную линию.
– Рассмотрите линии, которые у вас получились. Какие они по характеру? Что бы вы могли нарисовать этими линиями?
– У многих художников есть графические картины. Наш современник С. Акулиничев работал в графике. Рассмотрим его картины (Приложение 4). Какие линии использовал художник, создавая свои картины? Какой характер они придали изображению?
2) – Откройте рабочую тетрадь на странице 10. Перед вами линии. Рассмотрите их. Какие линии вы видите? На что они похожи?
– Хотите побыть волшебниками? Пером и тушью вы сейчас превратите эти линии в забавных зверюшек.
– Посмотрите на страницу 11. Что видите? На что они похожи? При помощи туши превратите эти пятна в птиц, зверей или волшебные существа.
Физкультминутка.
Подними ладошки
Подними ладошки выше И сложи над головой. Что же вышло? Вышла крыша, А под крышей – мы с тобой. Подними ладошки выше, А потом сложи дугой. Кто же вышел? Вышли гуси – Вот один, а вот другой. Подними ладошки выше И сложи перед собой. Что же вышло? Вышел мостик. Мостик крепкий и прямой. 6. Подведение итогов урока. 1. Выставка и анализ работ. – В школе волшебства проводится выставка, представьте свои работы на выставку. Скажите, кто изображен на этих рисунках? Какие работы вам понравились и почему? Какие линии были использованы художником? Как эти линии повлияли на характер изображения? Алгоритм самооценки: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе сделать работу? – Ты справился с работой или есть недочеты? – Ты выполнил все сам или с чьей-то помощью? – Как бы ты оценил свою работу? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Кто желает оценить свою работу по образцу? 2. Обобщение по теме. – Назовите выразительные средства графики. Какие материалы используются в графике? Как получить яркие, светлые, тонкие линии? Какие по характеру могут быть линии? – Используя знания, полученные на уроке, изобразите свое настроение. Какое оно? Объясните. Почему? 3. Уборка рабочего места. 7. Домашнее задание. Потренироваться проводить разные линии: 1) прямую линию каждым материалом, пробуя разный нажим; 2) волнистую линию; 3) отрывистую линию – штрихи; 4) ломаную линию. Посмотреть графические работы художников Нарисовать своего домашнего питомца графическими материалами | Дети складывают руки над головой. Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук. Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской». |