ТЕМА: «Профориентационная работа со школьниками» (14 часов).




Практическое занятие №1

ТЕМА: «Теоретические и концептуальные основы профильного обучения» (4 часа).

Основные понятия: профильное обучение, парадигма обучения, парадигма учения, система образования, новые образовательные концепции, личностно-ориентированное образование, педагогическое проектирование, вариативное образование, открытое образование, базовые общеобразовательные предметы, профильные общеобразовательные предметы, элективные курсы.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Организация целевого обучения.

2. Нормативно-правовые основы образования в РФ.

3. Педагогическое проектирование как инструмент профессионального самоопределения учащихся.

4. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.

5. Олимпиады школьников, их роль в профориентации.

6. Социальное партнёрство в сфере профориентации школьников.

7. Роль дополнительного образования школьников в профессиональном самоопределении.

8. Внеурочная деятельность учителя и профориентация школьников.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Зеленко Н.В. Социальное партнерство в системе сетевой организации и профильного обучения: монография. В 2 ч. Ч.1 / Н.В. Зеленко, И.Г. Жадан. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 116 с.

3. Конституция РФ.

4. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с.

5. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

6. Социально – образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования: Материалы II Всероссийской научно – практической конференции с международным участием (24 апреля 2015 г.) / под ред. Н.В. Зеленко; отв. ред. И.В. Герлах.- Армавир: РИО АГПУ, 2015.- 164 с.

7. Информация по профориентации школьников и взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.profguide.ru/

8.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва N 2783) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm

9.Никифорова Е. История профориентации в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://prof-buro.ru/rus/O-proforientatsii/Istoriya-proforientatsii-v-Rossii/.

10. Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://2020strategy.ru/data/2011/07/15/ 1214721660/4.pdf.

11. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с. https://edu.lenobl.ru/Files/file/sbornik_konferentsiya_noyabr_2015.pdf

12. Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vashpsixolog.ru

Дополнительная:

1. Броневщук С.Г. Концепция введения профильного обучения (образования) учащихся в старшей ступени. М.: ЛОСО РАО, 2002.

2. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.

3. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие / Под ред.А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

4. Дик Ю.И., Чистякова С.И., Сасова И.А., Орлов В.А. и др. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования (проект) // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. С. 257-277.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. М., 2002.

6. Кричевский В.Ю. и др. Как построить профильную школу. СПб., 2005.

7. Кузнецов А.А., Пинский А.А., Рыжаков М.В., Филатова Л.О. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. М., 2003.

8. Чистякова С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. № 1.

Задания для СРС:

Подготовить Методические рекомендации по вопросам целевого приема граждан. Разработать беседы для старшеклассников «О порядке заключения и расторжения договора о целевом приеме», «Об организации целевого обучения», «ФЗ об образовании в Российской Федерации

Практическое занятие №2

ТЕМА: «Профориентационная работа со школьниками» (14 часов).

Основные понятия: профильная подготовка, предпрофильная подготовка, профилизация, профессиограмма, профессиональная пригодность, индивидуальный учебный план, базисный учебный план, индивидуальная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, прогнозирование, проектирование, конструирование, предметный план, субъектно-уровневый план, план с выделением ядра, план с выделением образовательных сфер.

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Методики для профотбора и профориентации

2. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

3. Организация внеклассных занятий профориентационной направленности

  1. Профориентация и коррекционная работа

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, проверка, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия. Разработка методической копилки классного руководителя. Апробация диагностических методик. Разработка и анализ внеклассных занятий профориентационной направленности, профессиограмм, памяток, классных часов, планов работы.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Глуханюк Н.С. Психодиагностика: учебник для учреждений высшего профессионального образования / Н.С. Глуханюк, Д.Е. Щипанова.- 2-е изд., испр.- М.: Академия, 2012.- 240 с.

2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования Э.Ф. Зеер.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Академия, 2013.- 416 с.

3. Зеленко Н.В. Социальное партнерство в системе сетевой организации и профильного обучения: монография. В 2 ч. Ч.1 / Н.В. Зеленко, И.Г. Жадан. – Армавир: РИО АГПА, 2014. – 116 с.

4. Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с.

5. Романова Е.С. Организация профориентационной работы в школе: методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 304 с.

6. Социально – образовательное партнерство учреждений общего и профессионального образования: Материалы II Всероссийской научно – практической конференции с международным участием (24 апреля 2015 г.) / под ред. Н.В. Зеленко; отв. ред. И.В. Герлах.- Армавир: РИО АГПУ, 2015.- 164 с.

7. Степанова С.В. Основы физиологии и анатомии человека. Профессиональные заболевания: учебное пособие / С.В. Степанова, С.Ю. Гармонов.- М.: ИНФРА-М, 2015.- 205 с.

8. Тыщенко А.И. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебное пособие / А.И. Тыщенко.- М.: ИНФРА-М, 2014.- 216 с.

9. Информация по профориентации школьников и взрослых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.profguide.ru/

10.Методические разработки профориентационных занятий по различным учебным дисциплинам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/proforientacija_shkolnikov.htm

11.НЧОУ ЦПО «Профессионал» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://profarmavir.ru/professional.

12.Профориентационная работа и профильное обучение в современной школе: опыт и инновации: сб.ст. / под общ.ред. В.П. Панасюка. – СПб.: ЛОИРО, 2015. – 82 с. https://edu.lenobl.ru/Files/file/sbornik_konferentsiya_noyabr_2015.pdf

13.Рекомендации по организации профориентационной работы в образовательных учреждениях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.vashpsixolog.ru

14.Рекомендации по организации кабинета (уголка) профориентации в образовательном учреждении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kem.by/index.php/rubrikator/

15.Экспресс-тесты, позволяющие осуществить профессиональную диагностику оптантам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.proforientator.ru/tests

Дополнительная:

1. Гладкая И. В., Ильина С. П., Ривкина С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учеб.-метод. пособие для учителей / Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2005.

2. Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие / Под ред.А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990.

4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993.

5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.

6. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. - М.: Akademia, 2000.

7. Новикова Т.Г. Папка индивидуальных учебных достижений - портфолио // Директор школы. 2004. № 7. С. 13-24; № 8. С. 13-20.

8. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (Анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005. - № 5. - С. 46-48.

9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 1999. - 108 с.

10. Пряжников Н.С. Активные методы профессионального самоопределения. - М.: МГППИ, 2001.

11. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников: Кн. для учителя и социального педагога. М., 2004.

12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

13. Профессиональная ориентация учащихся. Минск, 2004.

14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во Ин-та практической психологии. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. - М.: Генезис, 2000.

16. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

Задания для СРС:

Подготовить классные часы на тему: «Что мы знаем о профессиях?», «Мир профессий», «Профессия учителя». Подготовить справочный материал: «Азбука редких профессий» (профессиограаммы).

Практическое занятие №3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: