Строение и динамика научного познания.




Философия

Вопросы

1. Развитие философии в античном обществе.

2. Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.

3. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.

4. Строение и динамика научного познания.

5. Методы эмпирического познания.

6. Понятие диалектики. Законы диалектики.

 

Ответы

Развитие философии в античном обществе.

Первые философские школы:

Милетская (VII-VI вв. до н. э.): Фалес – все состоит из воды.

Эфес. Формируются элементы стихийной диалектики. Гераклит (530-470 гг. до н. э.)

Элейская (VI-V вв. до н. э.) Парменид Мир един и вечен. Философ водит впервые понятие «бытия».

 

Демокрит - ввел понятие атома – неделимой частицы материи

Сократ (489-399 гг. до н. э.). Разум – основа человеческого существования. Метод познания истины – майевтика – диалог. Все зло от незнания.

 

Платон (427-347 гг. до н. э.) Основные работы: «Диалоги», «Государство» и др. Мир состоит из: 1) идеи – истинное бытие. Идеальное государство «Полития».

 

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Основные работы: «Органон», «Метафизика» и др.

 

Поздняя античная философия (I-IV вв.). Эпикурейцы. Цель жизни – удовольствие.

 

Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.

 

50-60 лет назад «Человек разумный»

Сущность человека: биологическая и социальная. Социальная: Общечеловеческие качества и свойства: сознание, речь, социальность, способность к труду и т. д.

Структура, этапы деятельности как способа существования человека:

1. Субъект

2. Потребности

3. Интересы

4. Мотивы

5. Целеполагание

6. Объект

7. Средства деятельности

8. Результат

Человек – представитель человеческого рода.

Личность – социальная характеристика человека, единство его психосоциальных качеств.

Природа, таким образом, имеет огромное значение для человека, оказывает на него и общество самое многообразное воздействие. Вместе с тем степень этого воздействия зависит от уровня конкретно-исторического развития человека, орудий труда и производительных сил общества в целом, который и обусловливает возможности и способности человека взять все необходимое для жизни из того, что предоставляет ему природа.

Освоение природы человеком имеет конкретно-исторический характер. Более того, выявляется определенная тенденция в исторически меняющемся воздействии человека (общества) на природу. Она обнаруживается в наличии трех этапов данного процесса.

Первый этап представляет собой крайне незначительное воздействие человека на природу.

Наступление второго этапа в историческом воздействии человека (общества) на природу связано с возникновением машинных орудий труда, основанного на них индустриального производства.

На третьем этапе воздействия человека (общества) на природу приобрело не только по своим масштабам, но и по последствиям планетарный характер.

 

Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.

 

Отражение как всеобщее свойство материи развивается в следующих формах: физическое и химическое отражение в неживой природе, а в живой ­­– раздражительность, ощущение, восприятие, и представление.

Человеческая психика является, с одной стороны, результатом развития форм отражения в природе, представляет собой их диалектическое снятие, т. е. органически включает их в преобразованном виде. С другой стороны, психика человека является высшей формой отражения действительности, обладает такими свойствами, которых либо совсем нет в природных формах отражения, либо существуют как предпосылки. С третьей стороны, психика человека есть не только отражение, но и идеальное творчество, конструирование, созидание объективной реальности. В природе сложились лишь предпосылки такой способности в виде представлений воображения, а в человеке они получили максимальное развитие, став его существенной чертой.

 

Строение и динамика научного познания.

В строении научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. В современном научном познании они выступают как сосуществующие моменты и, вместе с тем, логически следующие одно за другим звенья.

В динамике научного исследования выделяют следующие этапы:

Научные факты как особого рода предложения, фиксирующие достоверное знание.

Научная проблема как осознание противоречия между фактами и существующей теорией, имеющимся знанием.

Научная идея – это некая целостная система общих принципов объяснения проблемы и путей ее решения.

Гипотеза в отличие от идеи представляет собой уже конкретное объяснение, решение научной проблемы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения и решения какой-либо проблемы.

Теория – это самая развитая форма организации научных знаний, которая достоверно отражает сущность и закономерности определенной области объективной действительности.

Наконец, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате объединения и обобщения всех знаний науки называется научной картиной мира.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: