Философия
Вопросы
1. Развитие философии в античном обществе.
2. Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.
3. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.
4. Строение и динамика научного познания.
5. Методы эмпирического познания.
6. Понятие диалектики. Законы диалектики.
Ответы
Развитие философии в античном обществе.
Первые философские школы:
Милетская (VII-VI вв. до н. э.): Фалес – все состоит из воды.
Эфес. Формируются элементы стихийной диалектики. Гераклит (530-470 гг. до н. э.)
Элейская (VI-V вв. до н. э.) Парменид Мир един и вечен. Философ водит впервые понятие «бытия».
Демокрит - ввел понятие атома – неделимой частицы материи
Сократ (489-399 гг. до н. э.). Разум – основа человеческого существования. Метод познания истины – майевтика – диалог. Все зло от незнания.
Платон (427-347 гг. до н. э.) Основные работы: «Диалоги», «Государство» и др. Мир состоит из: 1) идеи – истинное бытие. Идеальное государство «Полития».
Аристотель (384-322 гг. до н. э.) Основные работы: «Органон», «Метафизика» и др.
Поздняя античная философия (I-IV вв.). Эпикурейцы. Цель жизни – удовольствие.
Происхождение человека и его сущность. Взаимодействие природы и человека.
50-60 лет назад «Человек разумный»
Сущность человека: биологическая и социальная. Социальная: Общечеловеческие качества и свойства: сознание, речь, социальность, способность к труду и т. д.
Структура, этапы деятельности как способа существования человека:
1. Субъект
2. Потребности
3. Интересы
4. Мотивы
5. Целеполагание
6. Объект
7. Средства деятельности
8. Результат
Человек – представитель человеческого рода.
Личность – социальная характеристика человека, единство его психосоциальных качеств.
Природа, таким образом, имеет огромное значение для человека, оказывает на него и общество самое многообразное воздействие. Вместе с тем степень этого воздействия зависит от уровня конкретно-исторического развития человека, орудий труда и производительных сил общества в целом, который и обусловливает возможности и способности человека взять все необходимое для жизни из того, что предоставляет ему природа.
Освоение природы человеком имеет конкретно-исторический характер. Более того, выявляется определенная тенденция в исторически меняющемся воздействии человека (общества) на природу. Она обнаруживается в наличии трех этапов данного процесса.
Первый этап представляет собой крайне незначительное воздействие человека на природу.
Наступление второго этапа в историческом воздействии человека (общества) на природу связано с возникновением машинных орудий труда, основанного на них индустриального производства.
На третьем этапе воздействия человека (общества) на природу приобрело не только по своим масштабам, но и по последствиям планетарный характер.
Развитие форм отражения как генетическая предпосылка человеческой психики.
Отражение как всеобщее свойство материи развивается в следующих формах: физическое и химическое отражение в неживой природе, а в живой – раздражительность, ощущение, восприятие, и представление.
Человеческая психика является, с одной стороны, результатом развития форм отражения в природе, представляет собой их диалектическое снятие, т. е. органически включает их в преобразованном виде. С другой стороны, психика человека является высшей формой отражения действительности, обладает такими свойствами, которых либо совсем нет в природных формах отражения, либо существуют как предпосылки. С третьей стороны, психика человека есть не только отражение, но и идеальное творчество, конструирование, созидание объективной реальности. В природе сложились лишь предпосылки такой способности в виде представлений воображения, а в человеке они получили максимальное развитие, став его существенной чертой.
Строение и динамика научного познания.
В строении научного знания выделяются два уровня: эмпирический и теоретический. В современном научном познании они выступают как сосуществующие моменты и, вместе с тем, логически следующие одно за другим звенья.
В динамике научного исследования выделяют следующие этапы:
Научные факты как особого рода предложения, фиксирующие достоверное знание.
Научная проблема как осознание противоречия между фактами и существующей теорией, имеющимся знанием.
Научная идея – это некая целостная система общих принципов объяснения проблемы и путей ее решения.
Гипотеза в отличие от идеи представляет собой уже конкретное объяснение, решение научной проблемы. Гипотеза – это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения и решения какой-либо проблемы.
Теория – это самая развитая форма организации научных знаний, которая достоверно отражает сущность и закономерности определенной области объективной действительности.
Наконец, целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающая в результате объединения и обобщения всех знаний науки называется научной картиной мира.