БАСНИ, СКАЗКИ, СКАЗАНИЯ, ПЕСНИ




Басня – одно из древнейших созданий устного народного творчества. В басне сохраняются черты животного эпоса. Басня выражала иносказание, какую-либо мораль, вытекающую из повседневного опыта. Басни развивались на протяжении веков, а в 5 веке до н.э. достигли наивысшего расцвета в творчестве Эзопа. Об Эзопе в Древней Элладе было много легенд. Эзоп был фригийским рабом. Под именем Эзопа сохранился целый сборник басен (более 400). Басни Эзопа были в прозаическом изложении. Состав сборника был довольно пестрым: сюда вошли как известные басни, так и простые анекдоты.

Басни Эзопа высмеивали человеческие слабости и пороки, они не имели социальной и исторической тематики, и потому были близки и понятны всему обществу и сохранили свою актуальность. Язык басен Эзопа был очень своеобразен: он выделялся своей точностью, остротой, а также меткими сравнениями и олицетворениями. Язык басен полон иносказаний, метафор, при помощи которых Эзоп высказывал свои мысли. Отныне этот метод выражения назывался «эзоповым языком».

Многие сюжеты басен Эзопа были переработаны известными баснописцами: Лафонтеном, Измайловым, Крыловым. Всемирно известны сюжеты таких басен, как «Волк и ягненок», «Крестьянин и змея», «Лягушка и вол», «Ворон и лисица».

(«Голодная лисица заметила на одной лозе висящие гроздья винограда. Она захотела их достать, но не смогла и ушла, сказав про себя: они еще зелены».

«Волк увидел однажды, как пастухи в шалаше ели овцу. Он подошел близко и сказал: «Какой шум поднялся бы у вас, если бы это делал я!»)

Древнегреческая сказка была очень близка к мифу, но в ней была подчеркнута недостоверность событий. В Древней Греции сказки рассказывались в гинекее. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче и его необыкновенных приключениях. Мотивы сказок нашли место в мифах: похищение красавицы, из-за которой начинается война, возвращение мужа в день свадьбы жены.

Чуть позже возникает жанр сказания. Как только древний грек достиг некоторого материального благополучия, он начал интересоваться своим прошлым. Подвиги, совершенные предками, составляли гордость всего рода. Старейшина рода обычно рассказывал про эти подвиги во время застолий. Но память не могла сохранить все подробности, и потому зачастую исторические события искажались и преувеличивались, появлялись также сказочные элементы. Таким образом, рассказ о каком-то событии превращался в сказание. Со временем сказания подвергались ритмической обработке и принимали вид песен и поэм. Так появилась героическая песня, которая заняла свое особое место в прозе архаического периода. Это песни об Аргонавтах, о подвигах Геракла, о несчастье рода Эдипа и т.д.

Героическая песня развивалась поэтапно. Содержание ранних песен сводилось к описанию подвигов мужей. Обычно в этих песнях рассказчик является автором и участником событий. В более поздний период песни исполнялись профессионалами: аэдами и рапсодами. Аэды – певцы и поэты. Они пели свои песни под аккомпанемент лиры или кифары. Рапсоды появились позже. Они исполняли уже готовые поэмы. Их деятельность начинается в тот момент, когда поэтическое творчество аэдов приходит в упадок, а сам жанр героического эпоса уступает место поэтическим жанрам.

Искусство аэдов развивалось в недрах семьи и передавалось от поколения к поколению. Аэды разрабатывали старые народные предания и мифы, и постепенно накопили целый арсенал приемов и методов, которые стали традиционными для всего жанра, например, длинный эпический стих – шестистопный гекзаметр. Величайшим аэдом Древней Греции был Гомер.

 

 

ПОЭМЫГОМЕРА

Гомер является автором двух величайших поэм античного мира «Илиады» и «Одиссеи».

Сюжет поэмы «Илиада» Гомер взял из обширного цикла мифов о Троянской войне. Поэма построена по очень четкому плану. Художественная техника поэмы во многом превосходит устное народное творчество. Содержание поэмы сосредоточено вокруг одного героя и одного действия – гнева Ахилла. Это действие указано в самом начале поэмы, с ним же связаны все остальные события. Троянская война длилась 10 лет, но Гомер описывает последние 50 дней. Для ясности изложения автор иногда делает отступления: дает подробные характеристики героев, перечисляет силы греков и троянцев, описывает подвиги героев, иногда появляется лирический элемент, как свидание Гектора и Андромахи. Гомер красочно и интересно описывает войско, подробно описан щит Ахилла.

Война – основная стихия героев «Илиады». Гомер интересно описывает военные действия, которые часто представлены в виде поединков отдельных героев, отличающихся исключительной силой и храбростью. Вся серьезная борьба происходит между главными героями. Описывая военные действия, Гомер часто рассказывает о подвигах Ахилла, Агамемнона, Одиссея, Диомеда. В «Илиаде» встречаются и несколько бытовых сцен. Например, прощание Гектора и Андромахи. Эти сцены контрастны со сценами войны, но в то же время они дополняют их, подчеркивая их значимость.

Главный герой поэмы – Ахилл. Он сын богини Фетиды и простого смертного Пелея. Ахилл цельная и благородная натура. Гомер приписывает ему лучшие качества воина. Долг для него превыше всего. Он сознает свою силу и величие. Ахилл привык повелевать, потому он не может смириться с оскорблением. Ахилл силен не только в бою, но и в гневе. Гнев героя проявляется в очень бурной форме: он может завалить реку трупами, надругаться над телом противника. Но в то же время у него очень нежное сердце: он помогает простым воинам, защищает слабых, нежно заботится о Патрокле, смягчается при виде слез Приама.

Описывая Ахилла, Гомер часто проводит параллель между ним и Гектором. Хотя они и враги, но Гектор - достойный противник. Доблесть Гектора вызывает у Гомера симпатию. Гектор - человек чести, он пользуется всеобщим уважением и любовью. В трудные минуты он всегда впереди войска, чтобы спасти свой народ он берет на себя решающий бой. Гектор описан как любящий муж и заботливый отец.

Наряду с образами главных героев в поэме фигурируют герои, которые принимают активное участие во всех событиях. Это Агамемнон, Менелай, Нестор, Одиссей. Гомер их тоже описывает очень красочно. Характеристика героев выводится при помощи эпитетов: самовлюбленный Агамемнон, неспособный Менелай, разговорчивый старец Нестор.

Особое место в поэме отведено женским образам. Ко всем своим героиням Гомер относится с большой симпатией, приписывает им украшающие эпитеты: длинноодеждная, белорукая, высокоподпоясанная, прекраснокудрая. Елена, из-за которой разгорелась война, описывается как красивейшая женщина, но ее моральное поведение автор обходит стороной. Мать Гектора Гекуба – олицетворение материнской любви. Особенно выразителен образ Андромахи. Это верная и любящая супруга, которая живет в вечной тревоге за мужа. Сцена их прощания сошла в историю мировой литературы как одна из самых сильных в лирическом и художественном отношении. К этой сцене в дальнейшем будут обращаться многие поэты. Попрощавшись с Гектором, Андромаха оплакивает его как мертвого, а увидев, как Ахилл волочит его тело по полю, она лишается чувств. Это один из самых трогательных образов в поэме.

В поэме Гомер часто сравнивает героев с богами. Они не только ни в чем не уступают богам, но иногда и превосходят их храбростью и благородством. Сами боги принимают активное участие в событиях. Гомер подчеркивает, что события происходят в далекие времена, когда боги мало отличались от людей. Гомер относится к этому прошлому с большой симпатией.

 

Вторая поэма Гомера «Одиссея» написана позже «Илиады». В этой поэме рассказывается о последних днях десятилетнего странствования Одиссея, героя Троянской войны. Основная сюжетная линия поэмы – возвращение Одиссея на Итаку после затворничества на острове нимфы Калипсо. Действие поэмы описывает последние 40 дней скитаний героя, а полное представление обо всех испытаниях героя дается в виде рассказа самого Одиссея на пиру царя Алкиноя. Этот художественный прием свидетельствует о высоком развитии древнегреческого поэтического мастерства. Поэму можно разделить на 4 части:

1. Поиски Телемаха – главы 1 – 4.

2. Отплытие Одиссея с острова нимфы Калипсо и прибытие к феакийцам – главы 5 – 8 и 13.

3. Рассказ Одиссея на пиру у царя Алкиноя – главы 9 – 12.

4. Возвращение Одиссея и месть женихам – главы 14 – 24.

«Одиссея» описывает мирный повседневный быт. В поэме даются описания пиров, например, пир женихов Пенелопы в доме Одиссея, пир у Алкиноя. Гомер описывает хозяйственные стороны жизни: сады Алкиноя, свиной хлев Эвмея. В поэме описаны домашние работы женщин: Пенелопа ткет ковер, Навсикая стирает белье, Елена накрывает стол.

В поэме удивительным образом переплетаются реализм и фантастика. Описывая мифические события и легендарных героев, автор остается на реалистических позициях, желая правду жизни современного ему грека. В этом плане выделяется описание бури. С одной стороны Гомер говорит о религиозной основе начала бури (гнев Посейдона), а с другой стороны дает реалистическую картину стихии: судно тонет, люди захлебываются, моряки пытаются спастись.

Образ самого главного героя Одиссея проходит через всю поэму как носителя житейской мудрости. В «Илиаде» он выступает как воин, как мудрый советник, но тут же ему приписан эпитет «хитроумный». Именно это качество Одиссея становится главным во второй поэме. В многочисленных приключениях в «Одиссеи» ему помогает не воинская доблесть, а именно хитрый ум, ловкость и находчивость. Он всегда настороже, в его голове огромный запас вымышленных историй, которые спасают его от смерти. Эти истории он рассказывает Полифему, Эвмею и даже Пенелопе. Гомер относится к своему герою с большой симпатией, и потому никогда не критикует его и снисходительно относится к его выходкам.

В первой половине поэмы Одиссей описан как многострадальный герой, преследуемый гневом Посейдона. Он борется со многими опасностями, спасается только благодаря своему хитроумию. Но во второй части поэмы он показан как жестокий мститель. На протяжении всей поэмы автор подчеркивает благочестие Одиссея и его любовь к родине. Он не согласен променять родину даже на бессмертие, которое обещала ему нимфа Калипсо.

В поэме «Одиссея», как и в «Илиаде», дан ряд женских образов, среди которых выделяется Пенелопа – жена Одиссея, Антиклея – мать Одиссея, дочь Алкиноя Навсикая, нимфа Калипсо. Безусловно, из них выделяется Пенелопа. Это любящая жена, ее верность Одиссею – одна из ведущих сюжетных линий поэмы. Она достойная жена своего мужа, она умна и благодаря своему уму отдаляет день свадьбы. Пенелопа – любящая и заботливая мать. Она очень переживает за сына Телемаха и во всем помогает ему. Телемах в поэме изображен как идеальный юноша. Он вырос в отсутствии Одиссея, его воспитывала мать, но отец для него является кумиром. В начале поэмы он представлен совсем юным и несамостоятельным, хотя уже проявляется его сильный и цельный образ. Но в конце поэмы он возмужал и помог отцу справиться с женихами.

Олимпийские боги так же являются героями поэмы, их решения и советы являются движущей силой произведения, они так или иначе связаны со всеми событиями. Боги гневаются и радуются, помогают героям или мстят им.

Главный герой поэмы Одиссей является главным выразителем идей своей эпохи. В его образе сосредоточены (воплощены) высшая степень практической сметливости и хитрости. Особенно в его образе подчеркнута связь с народом, что делает его близким и понятным всем слоям греческого населения. В поэме часто звучат назидательные и поучительные мотивы.

Поэмы Гомера стали достижением не только ионийского племени, в котором были созданы, но и всего греческого народа. Следует отметить, что поэмы созданы на заре развития греческого общества, и потому в них много элементов первобытного мышления. Язык поэм – древнейший образец поэтической речи. Он отражает высокое развитие культуры в восточной части Греции в начале I тысячелетия до н.э. Язык Гомера отличается изумительным богатством, яркой изобразительностью. Поэмы написаны шестистопным гекзаметром. Гомер довел до совершенства этот стихотворный размер.

В поэме проявляется нарочитая гиперболичность событий, что свойственно героическому эпосу. Например, подробно описаны меч Агамемнона, щит Ахилла. Очень часто поэт задерживается на описании развития действия, отдаляя кульминацию. Эта задержка называется ретардацией, которая тоже часто встречается в эпических поэмах. Например, в поэме подробно описано снаряжение Агамемнона, эпизод ковки меча Ахилла Гефестом. Так же типичны для героического эпоса повторения, так как поэма рассчитана на слушателя, а не на читателя. Вот почему по нескольку раз в одних и тех же выражениях описываются одни и те же явления. Например, на протяжении всей поэмы Ахилл несколько раз рассказывает, почему обиделся на Агамемнона. Хронологическая несовместимость – еще одна черта героических поэм. Гомер по-своему решает этот вопрос: события, которые происходили одновременно, он описывает в последовательности или же приостанавливает одно действие, чтобы описать другое.

 

 

ГОМЕРОВСКИЙ ВОПРОС

Поэмы Гомера получили широкое распространение в Греции еще в период перехода родового строя к государственному. Некоторые источники гласят, что в Спарте в IX в. до н.э. во время праздников исполнялись поэмы Гомера. В VII в. они были уже известны в Афинах. Приблизительно в это же время они были впервые записаны.

Впервые поэмы были изучены в эпоху Эллинизма. Среди исследователей поэмы были известные философы Аристарх, Зенодот, Дидим. Аристарх впервые исследовал текст поэм, выделил те части, которые считал подлинными, и те, которые, по его мнению, были сомнительными. В этот же период ученые разделились на два лагеря. Одни считали, что Гомер величайший аэд, автор двух поэм. Другие же считали, что поэмы не могли принадлежать одному автору, потому что они очень различны.

В эпоху Средневековья изучение Гомера, как и всей греческой культуры, сошло на нет в Западной Европе. Интерес к античной литературе воскрес в эпоху Возрождения. В этот период творениями Гомера восхищались, но не изучали.

Гомеровский вопрос вновь зазвучал только в 17 веке. Французский аббат Франсуа д`Обиньяк написал работу «Диссертация об «Илиаде». В работе он высказал мнение, что поэма не является произведением одного автора, а собрание песен различных певцов. Исследуя древние сведения о Гомере, д`Обиньяк пришел к выводу, что Гомер, как индивидуальная личность не существовал, а слово «гомер» в переводе с древнегреческого означает «слепец». «Илиаду» же он расшифровал как «собрание песен слепцов».

Новое направление в изучении гомеровского вопроса возникло в 18 веке, когда были найдены Венецианские рукописи «Илиады». В 1795 г. немецкий филолог Вольф изучает греческие тексты поэм и приходит к выводу, что и в древности не было единого текста поэм. Во времена Гомера они не могли быть записаны, так как не было письменности. Вольф считал, что создание столь крупных произведений невозможно без письменности. По мнению Вольфа, аэдами исполнялись лишь части поэмы, а создание поэм в целом относится к более позднему времени. Вольф утверждает, что поэмы были не только записаны, но и отредактированы. Взгляд Вольфа сводится к тому, что поэма является искусственным соединением нескольких песен, сочиненных в разное время, но в основном Гомером.

В начале 19 в. немецкий ученый Лахманн продолжил развивать идеи Вольфа. Он разделил «Илиаду» на 16 самостоятельных частей и несколько промежуточных, которые были предназначены для связки основных частей. Он обратил внимание на некоторые несоответствия между частями. Эта теория по основному своему признаку называется «теорией малых песен».

Во второй половине 19 в. появляется теория Нича, которая называется «унитарной», т.е. «теорией единства». В противоположность Вольфу Нич утверждал, что для создания больших поэм вовсе не обязательно иметь письменность. И потому Нич утверждал, что автором поэм является Гомер.

В этот же период появляется теория немецкого ученого Германа, которая называется «теорией основного зерна». Он попытался объединить две теории: теорию малых песен и унитарную теорию. Он считает, что Гомером первоначально были созданы две небольшие поэмы, которые постепенно расширялись и дополнялись другими поэтами. Вследствие этого основное единство было сохранено, но в частях появляются многочисленные отступления и противоречия.

По гомеровскому вопросу создана огромная литература, но он остается неразрешенным. Но есть несколько положений, которые доказаны.

· В поэмах намечен единый художественный план;

· Созданию поэм предшествовал продолжительный период устного народного творчества;

· Как бы ни были близки «Илиада» и «Одиссея» между ними намечены существенные различия. «Илиада» - поэма о войне, а «Одиссея» - о мирной жизни. Действие «Илиады» происходит на Востоке, а действие «Одиссеи» - на Западе. Из этого положения следует еще один вывод:

· Поэмы написаны в разные эпохи.

 

АНТИЧНАЯ ЛИРИКА

В 8 в. до н.э. героический эпос начинает уступать место лирике. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого народа.

Понятие лирика включает в себя произведения по преимуществу небольшого объема, в которых передаются чувства и настроения автора. Название жанра лирика происходит от названия струнного инструмента лиры и предполагает исполнение песни под аккомпанемент лиры. Но это название утвердилось в эпоху эллинизма. Сами древние греки лирическую поэзию назвали «мелос».

Простейшими видами лирики являются элегия и ямб. Они рано оторвались от музыки и стали чисто литературными жанрами. В древности элегия представляла собой стихотворение, написанное в форме двустишия, соединенные гекзаметром и пентаметром. Древние элегии проникнуты чувством бодрости, нередко содержат военные призывы, политические наставления. Ямбический стих первоначально служил для выражения насмешки и шутки. Ямбический стих был очень близок разговорной речи. Он состоял из двух слогов краткого и долгого.

Древнейшими элегическими поэтами были Каллин и Тиртей. Они в основном писали элегии патриотического содержания, в которых призывали воинов мужественно сражаться за отечество. Особой популярностью пользовались произведения Тиртея, их разучивали в школах как образец патриотизма. Современником Тиртея был Архилох. Архилох прославился своими ямбами. Его произведения носят бытовой характер. Он в основном писал о превратностях судьбы, о разочарованиях, которые преподносит жизнь. Стихи Архилоха, в основном, очень острые и язвительные.

В 7 веке большое распространение получила мелическая поэзия, то есть индивидуальная песенная поэзия, которая берет свое начало на острове Лесбос. В этом жанре писали известные греческие поэты Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Алкей (приблизительно 620-580) происходил из знатного рода и принимал деятельное участие в политических событиях своего времени. Он вел ожесточенную борьбу против тирании. Не примирившись с существующей властью, он ушел в изгнание. В своем творчестве Алкей часто обращается к политическим темам, выражает свои взгляды. Целый ряд стихотворений он объединил в сборник «Песни борьбы». В сборнике ярко и выразительно нарисована гражданская война. Очень часто Алкей сравнивает государство с кораблем, который носится по бурному морю. Враждующие лагеря он сравнивает с ветрами, которые налетают со всех сторон на корабль.

Я не пойму ветров смятенье,

Тут волны мечутся кругом,

А посреди всего волненья

Мы с черным носимся судном.

 

Нас истомила буря злая,

Под мачтой трюм залит водой.

А парус, клочья распуская,

По ветру стал уж весь сквозной.

Среди стихотворений Алкея есть и гимны в честь богов. До нас дошли гимны в честь Афины, Аполлона, Гермеса, Эрота. Много стихотворений Алкея затрагивают застольные темы. Древние критики отмечали, что в этих стихотворениях свое желание выпить он оправдывает любым временем года. Так, в отрывке одного стихотворения, послужившего впоследствии образцом для Горация («Оды», 1, 9), рисуется картина зимнего ненастья: идет снег, вода в ручьях замерзла (фр. 90):

Гони же стужу, дров кладя щедрее,
И сладкого нескупо нацеди
Вина, под голову ж скорее
Подушку мягкую клади.

Сходно с этим и другое стихотворение (фр. 91):

Не предавайся, друг мой, огорченью:
Себе в тоске мы пользы не найдем.
В одном есть лучшее спасенье —
Упиться допьяна вином.

Его стихи свидетельствуют о большой оригинальности и художественной силе автора. Он оказал огромное влияние на дальнейшую поэзию, особенно на творчество римского поэта Горация.

Сапфо (приблизительно 630-570) тоже происходила из знатного рода. Во время политических смут она временно покинула родину. У своих сограждан она пользовалась большим уважением. Они доверяли ей воспитание своих дочерей. Она организовала школу, в которой обучала молодых девушек поэтическому искусству, а так же музыке и пению. Это были не только ее соотечественницы, но и девушки из соседних стран. Она всех окружала любовью и нежностью, посвящала им стихи.

В древности было известно 8 книг Сапфо. Однако до нас дошли лишь отрывки. Главная тема поэзии Сапфо – любовь. Сапфо воспевает пылкую южную страсть, нежность, описывает муки ревности, жалобы расставание, тоску. В своих стихах Сапфо обращается к богам, чтобы те помогли ей. В основном она обращается к Афродите, которая часто приходила ей на помощь в трудную минуту. В этом плане примечателен «Гимн к Афродите».

Радужно-пристольная Афродита,

Зевса дочь бессмертная, казнодейка!

Сердца не круши мне тоской-кручиной!

Сжалься, богиня!

 

Сапфо пишет о том, что Афродита не раз приходила ей на помощь, и теперь она просит богиню прийти снова.

Сапфо ярко и многолико описывает страсть. Она утверждает, что надо обладать силою богов, чтобы выдержать испытание любовью.

Тот мне кажется, богу подобен,

Кто сидит пред тобой ближе всех.

И кто голос твой слушать способен

Или твой восхитительный смех.

 

У меня же душа так и вспыхнет

На тебя лишь успею взглянуть,

Как мой голос мгновенно затихнет

И не в силах сказать что-нибудь.

С такой силой свои чувства не выражал ни один поэт в Древней Греции. Ее любовь – это страдание, она ощущает его физически и передает с исключительной эмоциональной силой.

Значительную часть произведений Сапфо составляют эпифаламии, свадебные песни. Эпифаламии исполнялись вечером, когда при свете факелов невесту вели в дом жениха. Эпифаламии исполнялись двумя хорами: хор юношей выражал радость, что их другу досталась такая хорошая добыча, а хор девушек жаловался на то, что из их среды похищают подругу.

Поэзия Сапфо обладает удивительной поэтической силой, она пользовалась успехом во все времена. Философ Платон назвал ее десятой музой Аполлона.

Анакреонт (приблизительно 510-487) всю свою жизнь провел при дворах разных правителей. Веселая придворная жизнь, праздники, пиры, любовные приключения, отсутствие политических интересов – вот основные темы поэзии Анакреонта. Дожив до преклонного возраста, он сохранил жизнерадостность, юношеский пыл, остался верен своим юношеским увлечениям. Именно поэтому он остался в памяти потомков как жизнерадостный старик, воспевающий вино и любовь. Чувства Анакреонта это не мучительные переживания, а легкая тонкая игра, что и отразилось в его поэзии.

Анакреонт писал произведения разного рода: гимны, элегии, эпиграммы, застольные песни. Но все они одинаковы по характеру: он воспевает пиры и чувства, из богов он воспевает Диониса и Эрота. Стихи Анакреонта имеют очень легкую форму и содержание. Анакреонту стали подражать еще в древности. Образовалось даже специальное направление – анакреонтическое. Оно развивалось как в античную эпоху, так и в литературе нового времени. В истории русской литературы Анакреонту подражали Ломоносов, Пушкин.

Поредели, побелели

Кудри, честь главы моей,

Зубы в деснах ослабели

И потух огонь очей.

Сладкой жизни мне немного

Провожать осталось дней:

Парка счет ведет им строго,

Тартар тени ждет моей.

Но воскреснем из-под спуда,

Всяк навеки там забыт:

Вход туда для всех открыт –

Нет исхода уж оттуда.

 

Что же сухо в чаше дно?

Наливай мне, мальчик резвый,

Только пьяное вино

Раствори водою трезвой.

Мы не скифы, не люблю,

Други пьянствовать бесчинно:

Нет, за чашей я пою

Иль беседую невинно.

 

Хоровая лирика

Наивысшего расцвета лирическая поэзия греков достигла в хоровой лирике. Песня, которая поется хором, выражает настроение группы людей. Эти песни приурочивались к событиям общественного значения, в основном, к праздникам. Поэтому форма хоровой лирики имела особо сложный и величественный характер.

К хоровой лирике принадлежат различные песнопения, гимны в честь богов, дифирамбы в честь Диониса, пеаны в честь Аполлона. Исполнялись гимны, в основном, хором мужчин, иногда хором мальчиков. Особое место занимали эпиникии – победные гимны, которые исполнялись в честь победителей спортивных состязаний. Самым известным поэтом Древней Греции, сочинявшим хоровые произведения, был Пиндар. Он был гражданином Фив, посвятив себя поэтической деятельности, он объехал многие города. Пиндар писал произведения разного характера: пеаны, дифирамбы, гипорхемы (хоровые песни, сопровождаемые пляской и мимической игрой). Но особую славу он заслужил своими эпиникиями. Спортивные состязания проходили в четырех местах, соответственно песни делились на Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмейские.

Структура эпиникиев весьма своеобразна. Но основное содержание сводится к тому, что автор прославляет победителя и его достижения. Часто он дает характеристику тому виду состязаний, в которых спортсмен одержал победу. Иногда в гимнах поэт прославляет родину победителя, его предков, его род. Очень часто в повествование включаются эпизоды из мифов, где прославляется тот или иной миф. Пиндар часто подчеркивает зависимость человека от воли богов. Поэзии Пиндара свойственны красочные образы, полеты мысли, язык его произведений отличается величавостью и торжественностью.

 

 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕАТРА

Слово «драма» в переводе с греческого означает «действие». Этим определяется основное свойство этого жанра. Основные черты драмы – действие и диалог, т.е. мимическая игра и разговор действующих лиц. Необходимым элементом античной драмы является хор, который пел под аккомпанемент музыкальных инструментов. Это свидетельствует о том, что драма берет свое начало из хоровой лирики. В греческой драме совмещались элементы лирической поэзии с элементами эпоса. К этому еще присоединяется наглядность воспроизведения действием, что отличает драму от лирики и эпоса. Жанр драмы возникал постепенно в разных концах греческого мира. Наиболее полное выражение он получил в конце 6 начале 5 веков до н.э. в Афинах, которые к этому времени начали занимать руководящее место среди греческих полисов.

Оформление драмы в качестве самостоятельного жанра связано с культом бога Диониса. Только на праздниках Диониса происходили драматические представления.

Наиболее известными дионисийскими праздниками были Сельские (малые) Дионисии, Ленеи, Анфестерии и Великие (городские) Дионисии. Каждый из них имел свою смысловую и эмоциональную направленность. Так, в месяце Посидонионе (декабрь — январь), после сбора винограда праздновались Сельские Дионисии. Родичи веселой толпой шли к храму или алтарю, вели жертвенных козлов, несли священную утварь, сосуды с вином для возлияний, пели дифирамбы в честь бога. Участники мазали лицо винной гущей, надевали маски и шкуры козлов. Веселье сопровождалось переодеваниями, импровизированными представлениями. Продолжением Сельских Дионисиев были Ленеи, отмечавшиеся в месяце Гамелионе (январь — февраль). К этому времени повсюду заканчивали выжимание виноградного сока и в честь бога пили молодое вино. В феврале отмечались Анфестерии, длившиеся три дня. Анфестерии праздновались, когда природа начинает пробуждаться от зимнего сна и вся растительность воскресает для новой жизни. К этому времени заканчивается брожение молодого вина, которое становится годным к употреблению и длительному хранению. В первый день открывали бочки и пробовали вино. Маске Диониса, присутствующей на этом празднике, первой подносили священный напиток. Во второй день праздника — день хусов — проходила церемония смешивания вина с водой и раздача его жрицам храма. Третий день посвящался поминовению умерших. На могилы предков в горшках приносили еду и питье.

Наименее религиозным был праздник Великих (городских) Дионисий. С культом его связывала лишь торжественная процессия, участники которой приносили древнее изображение идола Диониса из Ленейского храма (вблизи Акрополя), в храм, находящийся рядом с рощей Академа. Шествие также сопровождалось пением дифирамбов и импровизированными представлениями. Позже пышные театральные представления стали главным содержанием Великих Дионисий. Козел считался животным, посвященным Дионису. Из его шкуры делались и винные мехи, в которых перевозили вино. Плотью и кровью козла причащались верующие. Спутниками Диониса были силены и сатиры, которых изображали в козлиных шкурах с рогами и копытами, но с конским хвостом. Они исполняли обрядовые песни в честь бога Диониса. Так появляется трагедия, что в переводе с греческого означает «песня козлов» (трагос – козел, ода – песня). Чуть позже возникла комедия, которая переводится как «песня бражников» (комос – шествие бражников, ода – песня). Комедия – это песня шумных и подвыпивших гуляк, которые с шутками ходили по улицам, задевая насмешками прохожих.

Решительным переворотом в становлении драмы явилось введение в дифирамб одного актера. Греческое слово актер означает «отвечающий». Это показывает, что роль актера с самого начала сводилась к тому, что он только отвечал хору. Введение актера история приписывает Феспиду, одному из первых драматургов Древней Греции, творчество которого до нас не дошло. В 534 году до н.э. в Афинах была поставлена его трагедия, что принято считать началом возникновения драмы.

В дальнейшем драма вышла из узкого круга сюжетов о Дионисе и стала основываться на богатейшем материале мифов и сказаний. Вместе с тем драма обратилась к жизни людей, и хор сатиров был заменен хором людей. Наряду с трагедией образовалась сатирическая драма, нечто среднее между трагедией и комедией. Сатирическая драма представлялась хором сатиров без Диониса. Создателем этого жанра был поэт Пратин. Обычно сатирическая драма присоединялась к трагической трилогии, и вместе они представляли тетралогию.

Греческая драма выросла из культа Диониса, вот почему государство принимало близкое участие в организации представлений. В основных чертах порядок представлений установился в начале 5 века до н.э. На Великих Дионисиях главное место отводилось трагедиям, на Ленеях - комедиям. Трагические поэты представляли тетралогию – три трагедии и одну сатировскую драму. Комические поэты представляли по одному произведению. Организатор праздника назывался архонт. Он выбирал произведения, которые представляли на суд зрителя. Театральные представления являлись своеобразным состязанием, в котором принимали участие три поэта. Каждому поэту архонт назначал по одному хорегу. Хорег – богатый гражданин, который на свои средства организовывал постановку. Хорег нанимал хор, учителя хора, помещение, в котором разучивались партии. Далее архонт назначал одного актера – протагониста. Театральные состязания – агоны – проводились с 508 г. до н.э. состязания начинались проагоном – предварительным состязанием, на котором после торжественного жертвоприношения в честь Дионисия, глашатай вызывал по очереди поэтов. Состязались между собой три поэта, три первых актера, три хорега. Победу присуждало жюри, которое выбиралось перед началом состязаний из простых граждан.

 

Структура драмы. Песни хора разделяют драму на части. Начальная часть до выступления хора называется прологом. Песни хора называются стасимы, они исполнялись, когда хор стоял на орхестре. Диалогические части драмы называются эписодиями. Заключительная часть называлась эсход. Эсход – это краткая песня, с которой хор удалялся с орхестры. В основе сюжета драмы обычно были мифы из фиванского и троянского циклов.

Устройство греческого театра. Театр имел 3 части: орхестра, зрительные места и скена. Орхестра – это круглая площадка с алтарем посредине, где находился хор. Название обозначает одну из основных функций хора – плясать или делать мимические телодвижения. Зрительные места назывались театр, от слова смотреть. Только в 5 веке это название распространилось на все здание в целом. Зрительные места чаще всего охватывали в виде подковы площадку орхестры. Первоначально зрители просто стояли вокруг орхестры, потом для них стали утраивать деревянные скамьи. Но однажды во время представления подмостки обрушились, и около 500 года до н.э. был построен первый каменный театр.

Слово скена означает палатка. Первоначально это действительно была палатка, в которой складывалась театральная бутафория. Из палатки актеры выходили на площадку орхестры. Позже временную палатку заменили прочным мраморным зданием.

В древнегреческом театре была и техника, хотя и примитивная. Они изображали подъемы, провалы, полеты по воздуху.

Костюмы актеров различались по жанрам. В трагедиях все было рассчитано на то, чтобы производить впечатление глубокой старины и величия. Героям предавали огромный рост, что достигалось при помощи котурнов – сапог на высоких подметках. Все роли и мужские, и женские исполнялись мужчинами. На лица актеры надевали маски, которые выражали эмоции. Все маски были с открытым ртом, чтобы голос свободно звучал. Маски менялись в отличие от выражаемой мысли.

 

АНТИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ.

ТВОРЧЕСТВО ЭСХИЛА

До Эсхила трагедия содержала слишком мало драматического элемента и была тесно связана с лирической поэзией. Введение второго актера давало возможность добавить действию драматизма. Эта важная перемена была произведена Эсхилом. Поэтому Эсхила называют родоначальником драмы.

Эсхил родился в местечке Элевсин, близ Афин, около 525 г. до н. э. Он происходил из знатного рода. Семья Эсхила принимала участие в войне с персами. Сам поэт и его два брата сражались на поле битвы. Эсхил написал более 90 произведений, до нас дошло только семь трагедий: «Персы», «Семеро против Фив», трилогия «Орестея» («Агамемнон», «Хоефоры», «Эвмениды»), «Просительницы», «Прикованный Прометей». Кроме трагедии «Персы», все остальные трагедии написаны на сюжеты из киклических поэм. Тринадцать раз Эсхил получал первую награду. Под конец жизни он поселился на Сицилии, где и умер в 456 г. до н. э.

Трагедия «Персы» одна из самых известных в творчестве Эсхила. Она не связана с другими частями тетралогии. Сюжет трагедии взят не из мифов, а из современной жизни. Действие трагедии происходит в столице Персии Сусах. Поэт замечательно показывает приближение бедствия. Сначала это смутное предчувствие Атоссы, затем – точное известие, которое приносит вестник, и наконец, появление самого поверженного царя Ксеркса.

Старейшины города, их еще называют верные (хор), собрались у дворца и вспоминают, как многотысячное войско отправилось в Грецию. Мать царя Ксеркса Атосса, которая осталась на правах правительницы, сообщает о виденном ею недобром сне. Хор советует молить о помощи тень покойного царя Дария. В это время является вестник и рассказывает о полном разгро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: