Личностно-ориентированные парадигмы




Экзистенциализм

Экзистенциализм (по латыни exsitencia – означает существование) – самое сильное философское направление. Он считает личность самой важной ценностью мира. Суть человека влияет на его существованию как «я», и создает его. Каждая личность сама по себе неповторима и уникальна. Каждый человек носитель своей духовности. В нашем современном, крайне тревожном и страшном мире существование человечества находится под постоянным страхом. С каждым днем становится все труднее сохранение, развитие, реализация его личного «я». Как утверждают экзистенциалисты, человек везде и постоянно одинок, он изолирован, и обречен на жизнь в среде, которая является его врагом. Общество постоянно наносит большой удар духовной независимости человека. Так, социальные институты направлены на унификацию личности, на его поведение. Теория воспитания не признает активную, объективную закономерность, потому что их нет. У каждого человека свое субъективное мировоззрение, и он по-своему познает мир. Все вышесказанное и есть основные положения экзистенциалистов, и они широко распространены в первую очередь в Западной Европе, Америке, и Японии среди представителей творческих профессий.

Педагогика экзистенциализма отличается разными направлениями. Их всех объединяет общее недоверие целям и возможностям воспитания. По их мнению, человек сам себя развивает, воспитание крайне мало помогает. Тут очень сильно проявляет себя индивидуальность. Программы не нужные и нет нужды открывать новые специальные методы и приёмы воспитание. Однако надо думать об отказе, отклонении от школы. Жизнь, природа и интуиция – это такие божественные силы, которые дают возможность воспитуемым и их воспитанникам в самореализации личности. В процессе формирование человека для всех направлений педагогика экзистенциализма характерны тенденции уменьшения значения педагогики.

Современными выдающимися представителями педагогика экзистен-циализма являются Дж. Кнеллер, К. Тоулд, Э. Брейзах (США), У.Баттер (Великобритания), М. Марсел (Франция), О.Ф. Болнов (Германия), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и другие. Они приводят в центр воспитания подсознательные влияния, т.е. настроение, чувства, импульсы, интуицию человека и другие, и считают это самым важным аспектом. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно довести человека до самовыражения, и это означает, что личность чувствует свободу, и это ее природное воспитание. Западногерманский педагог – экзистенциалист Э. Шпрангер пишет: «Воспитатель не приводит молодого человека никаким успехам в жизни, он лишь помогает познать свой внутренний мир, слышать таинственные и священные звуки». Именно в этом религиозное направление экзистенциальной педагогики конкретно проявляет себя.

Экзистенциальная педагогика дает учителю своеобразную роль. В первую очередь он должен думать о создании свободной среды, не ограничивать процесс самозащиты личности. Педагог должен помочь ученику в приобретении «внутренней духовности», и помочь овладеть самопознанием. По экзистенциализму, правила педагогической деятельности просты: педагог должен говорить глубокомысленно, вести себя как друг, вместо того что давать постоянно наставления и советы, помочь нуждающимся в жизни помощи, дать каждому право идти своим путем, оказывать им помощь развивать свои умения, данные им природой, создавать условия для претворения в жизнь само- регулировку.

Прагматизм

Прагматизм (от греч. прагма — дело) — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.

Основные положения этой системы следующие. Шко­ла не должна быть оторвана от жизни, обучение — от вос­питания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и стимулировать. Воспитание и обучение осу­ществляются не в теоретически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкретных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа мо­жет воспитывать людей, хорошо приспособленных к жиз­ни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «...мы должны стать на место ре­бенка и исходить из него. Не программа, а он должен опре­делять как качество, так и количество обучения» (Дьюи Дж. Школа и ребенок. М.; Пг., 1923. С. 8.).

В 60-е годы философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. При­кладная направленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению ка­чества обучения и воспитания. В условиях научно-техни­ческой революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными знаниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и модернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х годах под флагом неопрагматизма.

Главная сущность неопрагматической концепции вос­питания сводится к самоутверждению личности. Ее сто­ронники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Траммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую на­правленность воспитания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Пос­леднее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз, но он не может оп­ределять, чтобы вместо куста роз рос дуб».

Человек не нуждается в поисках оснований своих дей­ствий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Окружающие его люди, их мнения, общественные нормы и принципы не могут служить основанием для вы­бора, ибо их функция состоит в контроле, критике поведе­ния человека, и поэтому они могут только мешать его са­мовыражению, его росту. В своих действиях он ничем не связан, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей (См.: Шварцман К.А. Философия и воспитание. М., 1989. С. 73-74.).

 

Прогрессивизм

Прогрессивизм возник в конце XIX в начале XX века в США. Это направление возникло с целью противостоять традиционной системе обучения. Сторонники этого направления выступали против авторитарности учителя, зубрежки учебного материала, против того, что учебник являлся единственным источником и ресурсом в процессе обучения, не связывания обучения с жизнью, применения физического наказания против детей и других таких особенностей, присущих учителе направленных подходов. Создатели прогрессивного образования ссылались на идеи Джона Дьюи, Зигмунда Фрейда и Жан-Жака Руссо.

Основу прогрессивизма составляют идеи прагматической философии, философ Дьюи и его многочисленные произведения, посвященные философским обоснованиям образования. По этой причине прагматизм воспринимается как основная теория, влияющая теориям прогрессивного образования. Прогрессивизму оказывает сильное влияние и ученый З. Фрейд со своей психоаналитической теорией. Эта теория совпадает со взглядами прогрессивистов, которые предлагают творческую деятельность учащихся в процессе обучения, умения самовыражения, создания для них удобной учебной среды. Конечно же, нельзя отрицать и влияние на прогрессивистов идей произведения Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании». В произведении выдвигаются положения о том, что право решения выбора целей обучения и учебных программ не может принадлежать только учителю. Эти положения тоже оказали влияние сторонникам теории прогрессивизма. В результате всех этих интеллектуальных мыслей и появилась теория прогрессивного образования. Эта теория господствовала в Американском образовании в 1920 – 1950-х годах прошлого столетия. В отличии от традиционного образования, которое требовало серьезную дисциплину, не соответствовало интересам учащихся, считало обязательным условием передачи теоретической нагрузки, прогрессивисты видели в центре обучения ученика, а программы, используемые методы и ресурсы отмечали как фактор, повышающий эффективность обучения, построенного на интересах, склонностях и потребностях учащихся.

В данной теории утверждается, что дети с рождения имеют интерес к учебе, познанию окружающего мира. Наряду с охотой и желаниями у них имеются и разные потребности, и все это должно обеспечиться в процессе обучения. И когда ученик находится в центре обучения, создаются условия для удобного и естественного претворения его в жизнь. Учитель, который организует обучение в таким образом, используя мотивацию, вытекающую из естественного интереса ученика, создает возможность для учащихся работать в не в условиях взаимного соперничества, а условиях взаимного сотрудничества. Но это не означает, что учащиеся могут определять сами, то что хотят изучать. Для этого они не владеют нужными знаниями и опытом. Интерес ученика должен управляться учителем, создающим среду обучение. В этой среде сила и влияние мотивации приводит к достижению желаемого результата. Учитель, используя естественные интересы учащихся, организует формирование умений, который не обходимы учащимся, а это в свае очередь обеспечивает развитие у учащихся умения решать проблемы, и запоминание не обходимой информации для жизни и деятельности в обществе.

Учитель, создавая соответствующую среду обучения, управляет интересами учащихся. Такая организация обучения превращает учащихся из пассивного участника обучения в его активного строителя. Учитель выступает с позиции консультанта, фасилитатора. Так как, учитель знает больше учащихся и имеет большой опыт, он становиться проводником, в трудных положениях, в постоянно меняющемся и развивающем мире дает им советы. Такая позиция имеет основное место и в прагматизме (на основе идей о постоянных изменениях), и в прогрессивизме (на основе идей о месте ученика в центре учебного процесса).

Таким образом, основная идея прогрессивизма заключается в обучении учащихся самостоятельно работать, вести исследования, разрешать проблемы, формировать умение самостоятельно работать, готовится к будущей жизни, общественной и профессиональной деятельности и самое главное учит учиться.

 

Реконструкционизм

Реконструкционисты считают, что образование имеет очень важную силу в формировании и перестройке общественного строя. Поддерживающие такое отношение к образованию, как и другие продолжатели прогрессивного движения, описывают демократию как лучшая политическая система, и считают, что применение в школе этих методов даст возможность учащимся в будущем выбирать самую лучшую общественную, политическую и экономическую систему. И по этой причине методы обучения должны построиться на демократических принципах. По их мнению, школа самостоятельно не сможет совершить социальные изменения. Однако школа связана с детьми людей, и поэтому является важным фактором, охватывающим все общество. Самый чуткий период детей связан со школой, и поэтому школа имеет силу влияния на все общество. Именно по этой причине она может вмешаться в социальные проблемы, и стать основной причиной общественных изменений. Образование должно разбудить сознание учащихся по решению социальных проблем и привлечь их к решению этих проблем. Это сознание может проснуться для решения противоречий в религиозных, общественных, политических и экономических вопросах. Критическое исследование и обсуждение создаст возможность учащимся определить несправедливость и неконструктивность современной системы, и это сформирует у них с традиционного образа мышления критический образ мышления.

Ряд ученых отмечают, чтореконструкционизм основывается на рассудок, ум и доброе намерение людей. Реконструкционизм находит свое отражение в социальных вопросах, адресованных на создание широкой демократии и лучшего общества. В содержаниях курикулумов должны особо отражаться социальные реформы, должна быть цель образования, оно должно быть направлено на опыт учащихся, на социальную деятельность в решении реальных проблем. В решении спорных вопросов должны использоваться такие средства, как поиск и диалог. Основоположник теории социального реконструкционизма Теодор Брамелд определил, что использование технологий сделает возможным уменьшение насилия, и создание доброго и развитого общества.

Неопозитивизм

Неопозитивизм — это философско-педагогическое направление, пытающееся осмыслить комп­лекс явлений, вызванных научно-технической революцией.

Главные положения педагогики неопозитивизма следу­ющие. Воспитание должно быть очищено от мировоззрен­ческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-тех­нического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспита­ния, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформизму, манипулированию поведением лич­ности и создать условия для ее свободного самовыраже­ния, для осуществления человеком обстоятельного вы­бора в конкретной ситуации и тем самым предупредить опасность формирования унифицированных форм пове­дения. Основное внимание нужно уделять развитию ин­теллекта, а задача воспитания — формирование рацио­нально мыслящего человека.

Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике и убеждены, что лишь с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности она сможет про­явить способность к самореализации, к общению с други­ми членами общества. Человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внима­ние должно быть уделено развитию человеческого «Я».

Участие

Для того, чтобы демократическое общество функциони­ровало, все его члены должны принимать активное учас­тие в его жизни. Это означает, что граждане знают пробле­мы общества и хотят отстаивать свои убеждения. Исполь­зование права голоса является делом первостепенной важности и представляет собой наивысшее проявление участия в жизни демократического общества.

Сотрудничество

В демократическом обществе должно сохраняться со­ответствующее равновесие между сотрудничающими чле­нами и теми, кто сохраняет индивидуализм. Это может быть равновесие, способствующее гармоничному функци­онированию социальной группы и в то же время обеспечи­вающее структуры, которые предоставляют возможность всем членам общества наиболее полно проявить заложен­ный в них потенциал. Чтобы поощрять сотрудничество учителя могут создавать условия для совместной работы детей, давать специальные уроки по социальным знаниям, вовлекать детей в ролевые игры.

Индивидуализм

Учащиеся нуждаются в развитии индивидуализма, осо­бенно в младшем возрасте. При демократии индивидуа­лизм должен сочетаться с чувством ответственности перед обществом. Родственное понятие «автономность» предпо­лагает, что личность несет ответственность за свои соб­ственные действия. Личные проекты, отчеты, произведения искусства, музыка, миниспектакли, танцы, которые могут быть продемонстрированы в классе, предоставляют уча­щимся возможность показать себя и способствуют разви­тию индивидуальности.

Самодисциплина

Предполагается, что в демократическом обществе граж­дане заняты дисциплинированной деятельностью. Оказать детям помощь в формировании чувства ответственнос­ти — это одно из самых главных, что может учитель. Истинная дисциплина заключена внутри нас. Предостав­ляя учащимся возможность действовать по своему усмот­рению, учитель в значительной степени поощряет их к такому поведению, которое ведет к самоконтролю. Подавая личный пример, наставники могут показать учащимся, как следить за своими собственными успехами при помощи контрольных листков и таблиц.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: