Терпимость к различиям (толерантность)




В свободном обществе необходимо развивать терпи­мость и понимание различий во мнениях и убеждениях. Это трудная задача, но тем не менее терпимость составляет суть идеалов демократии. Способность понимать других людей, видеть в них проявления гуманности, осознавать основные сходные черты и различия — главное условие, необходимое для развития, терпимости. Терпимость связа­на с чувством искренней доброты к другим. Класс должен быть местом, где с детьми обращаются по-доброму, а они, в свою очередь, с добротой относятся друг к другу, развивая таким образом в себе сочувствие и терпимость.

Достоинство

В тесной связи с добротой и уважением находится че­ловеческое достоинство. Детям присуще чувство челове­ческого достоинства, но оно может быть легко разрушено. Дети могут усваивать вежливое и уважительное отноше­ние к другим благодаря участию в самодеятельности, ис­полнению ролей в учебных играх, в процессе дискуссий, примерами из художественной литературы и из жизни взрослых.

Свобода

Существование и развитие демократического обще­ства во многом зависит от степени свободы его членов. Для сохранения и развития демократии необходимо под­питывать свободу на индивидуальном и корпоративном уровнях. Даже дети младшего школьного возраста начи­нают осознавать динамику свободы, когда им предоставля­ется возможность заниматься по своему выбору какой-либо деятельностью. Если вы устраиваете в классе контрольную работу, не пишите на доске традиционные 2 варианта для 1 и 2 рядов на партах. Дайте 4-5 вариантов работы, и пусть дети сами выберут любой из них. Доверяйте детям! Дорожите их свободой!

Прямота

Под прямотой имеются в виду такие понятия, как че­стность, целостность, полнота. Члены демократического об­щества должны проявлять прямоту ежедневно. Следует предоставлять детям ежедневную возможность обсужде­ния со старшими природы этих качеств и учиться на при­мерах из жизни и классических произведений искусства.

Радость

В классах должно быть больше радости! Дети испыты­вают чувство восторга при изучении нового материала, им свойственно восторженное восприятие новых идей. Вос­торженность принятия нового материала будет способство­вать тому, что они с энтузиазмом подключатся в будущем к демократическим преобразованиям в обществе.

Парадигма в педагогике может рассматриваться и в бо­лее частном смысле, который помогает конкретизировать достаточно общие понятия.

В качестве парадигм традиционной педагогики рассматривается следующие:

- формирующее воспитание, согласно которому учени­ки целенаправленно присваивают социально заданные и идеологически ориентированные качества;

- ученик — объект педагогических воздействий, а учи­тель — исполнительный субъект с ограниченной инициати­вой в рамках директивных указаний управленческих органов;

- функциональное взаимодействие в педагогическом процессе, когда каждому из его участников предписывают­ся определенные ролевые обязанности, отход от которых рассматривается как нарушение нормативных основ пове­дения и деятельности;

- внешняя обусловленность поведения и деятельности воспитанника, которая становится основным показателем его дисциплинированности, исполнительности и которая приводит к игнорированию внутреннего мира личности при осуществлении педагогического воздействия;

- прямой (императивный) стиль управления деятель­ностью учащегося, для которого характерно монологизированное воздействие, пресечение инициативы, творчество воспитанников;

- стандартизация образовательного процесса, при кото­рой содержание и технологи обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика и др.

Традиционное педагогическое мышление пользуется набором этих и других парадигм в качестве незыблемой основы педагогической деятельности. В основе концепции личностно ориентированного воспитания тоже заложен набор парадигм, отличающихся от традиционной своей гу­манистической ориентацией, т. е. направленностью на ненаносящие вреда личности педагогические действия, а так­же своей вариативностью (подвижностью), подверженнос­тью творческому переосмыслению. В связи с этим научная функция педагогики выступает в качестве предписания и регулятора, имеющего доказуемую основу и определяюще­го развитие педагогической практики с позиций ценности человеческой личности.

Содержание образования

Обучение — процесс социально обусловленный, вы­званный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Значит, важнейшая со­циальная функция обучения заключается в формировании личности, соответствующей социальным требованиям. Строительным материалом, источником «создания» лич­ности служит мировая культура — духовная и материаль­ная, отражающая все богатство накопленного человече­ством опыта. Каков же состав человеческой культуры, тех источников, которые наполняют содержание личности, а следовательно, определяют и содержание обучения и ведут к пониманию его сущности? В дидактике наиболее признана концепция И. Я. Лернера, который вы­делил элементы этого содержания:

1) знания;

2) установленные и выведенные в опыте способы дея­тельности;

3) опыт творчества;

4) эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и к реальной действительности, в том числе и отношение к другим людям и к самому себе, потребно­сти и мотивы общественной, научной, профессиональной деятельности.

Исходя из этого, можно определить, что

процесс обу­чения в своей сущности есть целенаправленный, соци­ально обусловленный и педагогически организованный процесс развития («создания») личности обучаемых, происходящий на основе овладения систематизирован­ными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культу­ры человечества.

Потребности общества выступают в качестве объектив­ного фактора, влияющего на определение содержания об­разования. Изменения в развитии науки и техники также влияют на содержание обучения.

Под содержанием образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навы­ков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетичес­ких идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта по­колений, которая отбирается в соответствии с поставлен­ными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Можно выделить следующие составные части обще­ственного опыта: опыт физического развития человека, опыт эстетического отношения к жизни, опыт трудовой и профессиональной деятельности, опыт познавательной и научной деятельности, опыт нравственных отношений. Соответственно выделяются основные направления со­держания воспитания и образования: физическое воспи­тание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, умственное воспитание, нравственнее воспитание.

Составные части содержания каждого направления воспитания таковы:

 

ЗНАНИЯ, НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ОТНОШЕ­НИЯ, ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Знание в педагогике можно определить как понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить и приме­нять основные факты науки и теоретические обобщения. Любое знание выражено в понятиях, категориях, принци­пах, законах, закономерностях, фактах, идеях, символах, концепциях, гипотезах, теориях.

Навыки состоят из простых приемов деятельности и совмещенных приемов, из приемов контроля и приемов ре­гулирования. Навык рассматривается как составной эле­мент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства.

Умения — это владение способами (приемами, действи­ями) применения усваиваемых знаний на практике. Уме­ния включают в себя знания и навыки. Формирование зна­ний, умений, навыков зависит от способностей человека. Под способностями принято понимать такие развивающи­еся в процессе обучения психические свойства личности, которые выступают, с одной стороны, как результат ее ак­тивной учебно-познавательной деятельности, а с другой — обусловливают высокую степень легкости, быстроты и ус­пешности овладения и выполнения этой деятельности.

Отношения включают в себя оценочные суждения и эмоциональные впечатления от различных сторон жизни и деятельности.

Творческая деятельность обеспечивает рождение новых знаний, навыков, умений и отношений.

♦ Содержание образования на всех его ступенях дол­жно быть направлено на осуществление основной цели воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности, т. е. обеспечивать умственное развитие, техническую, трудовую подготовку, физическое, нравствен­ное и эстетическое воспитание.

♦ Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявши­еся в науке факты и теоретические положения; учебный материал должен соответствовать современому состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

♦ Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также строиться на основе взаимосвя­зи между отдельными учебными предметами.

♦ В содержании образования теория должна соединять­ся с практикой, обучение — с производительным трудом.

♦ Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

♦ Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать про­фессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нрав­ственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее рас­пространенными средствами труда.

Дидактики М. Н. Скаткин счи­тал, что в процессе технического обучения учеников не­обходимо ознакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производ­ства, со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повы­шения производительности труда. Профессиональное об­разование направлено на подготовку человека к опреде­ленной профессиональной деятельности, на усвоение необ­ходимой системы знаний и профессиональных практичес­ких навыков.

Содержание образования фиксируется в учебных пла­нах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическо­му и линейному принципам. При концентрическом спо­собе построения программ материал данной ступени обу­чения в более усложненном виде проходится на последу­ющих ступенях обучения.

Сущность линейного способа построения учебных про­грамм состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.

 

Инклюзивное образование

 

Мысль о создании равных возможностей для всех людей общества является не новой. Разные государства мира в своем законодательстве отмечали соответствующими статьями создание равных возможностей для всех людей в обществе, и особенно в образовании. В этом вопросе и Азербайджан не является исключением. С первых дней завоевания государственной независимости в нашей стране повышение благосостояния детей стало в центре внимания правительства. Основу этой политики заложил великий лидер нашего народа Гейдар Алиев, и в настоящее время успешно продолжается президентом Ильхамом Алиевым. В годы независимости Азербайджан стал участником международных соглашений и конвенций по правам человека и, особенно по правам детей, и в связи с этим взял на себя ряд обязанностей. Среди этих документов можно особо отметить документ 1991-го года об участии Азербайджана в «Конвенции о Правах Детей».

В этом документе нашли свое отражение такие вопросы, как право на образование детей, и на основе равных возможностей претворение в жизнь этих прав; организация инклюзивного образования для лиц, имеющих инвалидность, не допуская пристрастность; проявление особой заботы с целью оказания помощи в пределах возможности обеспечения условий для их самостоятельной и достойной жизни; право детей на образование и на подготовку, право детей национальных меньшинств и местного населения на использование своей культуры и своего родного языка, и право уверовать своей религии, направление образования на развитие умственных и физических способностей личности, воспитание в образовании уважения к культурным традициям и ценностям других людей (Статьи 23,28,29).

В законе «Об образовании» Азербайджанской Республики закреплено право на образование лиц, с ограниченными возможностями здоровья. В Законе отмечается, что государство обеспечивает соответствующими условиями каждого гражданина, на получение образования, и не допускает лишения его какого-либо уровня, какой-либо ступени и формы образования; государство обеспечивает каждого гражданина на получение образования не зависимо от его пола, расы, языка, политических убеждений, национальности, экономического и социального положения, происхождения, состояния здоровья и не допускает пристрастности. Основу политики об образовании Азербайджанского государства составляет обеспечение качественным образованием граждан, создание равных условий для получения качественного образования детьми, представляющими национальных меньшинств, беженцев, вынужденных переселенцев, а также и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В разделе «Стратегические цели и мероприятия» Государственной Стратегии по развитию образования в Азербайджанской Республике (утвержденной Указом Президента Азербайджанской Республики от 24-го октября 2013-го г.) предусматриваются следующие мероприятия: подготовка специальных программ развития для одаренных детей, обучающие программы развития и инклюзивные программы для детей, нуждающихся в специальной заботе, определение программ индивидуального образования и развития, создание механизма организации их занятий вне процесса обучения и курикулума на основе индивидуального плана, создание методологии инклюзивного обучения, обеспечивающего интеграцию в жизнь и сферу образования детей, нуждающихся в специальной заботе, для образования и социальной адаптации детей, нуждающихся в специальной заботе, с целью обеспечения их возможностями предусматривается применения оптимальных инклюзивных моделей образования.

Решением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 3-го июня 2010-го года за номером 103 был принят документ под названием «Государственные стандарты и программы (курикулумы) общеобразовательной ступени». В документе определены такие основные принципы, как целостность педагогического процесса, создание равных возможностей в обучении, ученикоориентированность развитие-ориентированность, стимулирование деятельности, создание поддерживающей среды. Эти принципы предусматривают:

- учёт потенциальных возможностей всех учащихся в педагогическом процессе;

- удовлетворение интересов и потребностей учащихся в деле обучения и преподавания;

- обеспечение их одаренностей и способностей, потенциальных возможностей;

- преследование умственной деятельности учащихся, анализ их успехов, регулирование уровня развития знаний, умений и навыков учащихся;

- плодотворное и эффективное построение педагогического процесса, с целью повышения интереса учащихся к педагогическому процессу отмечание и оценивание всех продвижений в их деятельности;

- создание здоровой морально-психологической среды, благоприятных и безопасных условий.

С целью претворения в жизнь задач, поставленных этим директивным документом, в нашей стране проделана определенная работа. И, конечно же, учитель тоже должен принять к сведению и руководствоваться этими требованиями в своей педагогической деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: