Численность рабочей силы




 

Вместе с тем официальные статистические показатели безработицы не являются достоверными, т.к. могут опираться на ложную информацию: занятые в теневой экономике могут числиться безработными, и наоборот, человек может искать работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.

Для борьбы с безработицей необходимо выявить ее причины. Т.Мальтус в работе «Опыт о законе народонаселения» в качестве причин безработицы указывает на более высокие темпы роста населения по сравнению с темпами роста производства. Однако такая трактовка не объясняет наличие безработицы в развитых странах с низким естественным приростом населения.

К.Маркс считал основной причиной безработицы рост органического строения капитала: с развитием технического прогресса возрастает капиталовооруженность труда, вытесняя рабочую силу. Кроме того, спрос на труд колеблется под влиянием цикличности в функционировании рыночной экономики.

Классическая теория занятости, рассматривающая рынок труда в условиях совершенной конкуренции, утверждала, что безработица как проявление рыночного неравновесия не может носить длительного и устойчивого характера и обусловлена превышением ставки реальной заработной платы над ее равновесным уровнем. Полагая ставки заработной платы гибкими, классики утверждали, что рынок труда способен самостоятельно вернуться к равновесному состоянию.

Неоклассическая теория видит причины длительной, устойчивой безработицы в действии внерыночных факторов, препятствующих механизму рыночной саморегуляции и главным образом эластичности ставок заработной платы. К их числу относятся: заключение долгосрочных трудовых договоров с фиксированными ставками заработной платы, деятельность профсоюзов, государственное регулирование трудовых отношений.

Аргументы классической и неоклассической школ были опровергнуты событиями мирового экономического кризиса 1930-х г.г. («Великой депрессии»), когда даже при низких ставках заработной платы безработные не могли найти рабочих мест.

Дж.М.Кейнс пришел к выводу, что главным фактором, вызывающим безработицу, является недостаток совокупных расходов в экономике, обусловливающий снижение эффективного спроса на блага. Спрос на труд определяется не ценой труда, а эффективным спросом на блага, следовательно, падение последнего влечет за собой рост вынужденной безработицы.

В 1960-е г.г. представители монетаризма М.Фридмен и Э.Фелпс выдвинули теорию «полной занятости» и «естественного уровня безработицы». Под полной занятостью понимается не 100%-я занятость, а занятость при естественном уровне безработицы.

Поскольку фрикционная и структурная безработица в экономике неизбежны, то полная занятость достигается при отсутствии циклической безработицы. Объединение в одну категорию фрикционной и структурной безработицы объясняется тем, что обе они представляют собой объективные процессы, отражающие структурные диспропорции на рынке труда. Уровень безработицы, соответствующей полной занятости, т.е. сумме фрикционной и структурной безработицы, называется естественным уровнем безработицы.

Естественный уровень безработицы соответствует потенциальному ВНП – максимально возможному объему реального валового национального продукта, произведенному в условиях полной занятости ресурсов. Поскольку изменение естественного уровня безработицы непосредственно связано с изменением потенциального объема ВНП, то оно является важнейшей проблемой государственной экономической политики.

С развитием экономики естественный уровень безработицы имеет тенденцию к повышению, что объясняется влиянием следующих факторов:

· ускорение НТП, внедрение трудосберегающих и «безлюдных» технологий;

· рост влияния профсоюзов;

· расширение государственных социальных программ;

· высокие налоги и отчисления из фонда оплаты труда, повышающие затраты фирм на поддержание уровня реальной заработной платы;

· различия в отраслевых темпах роста, повышающие структурную безработицу;

· трудовая миграция и пр.

 

10.2. Социально-экономические последствия безработицы

Ущерб, приносимый безработицей национальной экономике и социальной сфере, зависит от уровня безработицы. Некоторые экономисты, в том числе последователи неоклассического направления, полагают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных макроэкономических последствий: формирует мобильный резерв рабочей силы, который может быть задействован при расширении производства; снижает предполагаемый уровень инфляции за счет ограничения борьбы профсоюзов за повышение заработной платы; усиливает трудовую мотивацию занятых. По мере роста уровня безработицы проявляются и усиливаются негативные последствия безработицы, в первую очередь циклической.

Безработица приносит обществу значительный экономический и социальный ущерб. Главный отрицательный экономический эффект заключается в недоиспользовании экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального. Обратная зависимость между уровнем безработицы и объемом ВНП называется законом Оукена.На основе эмпирических исследований американский экономист А.Оукен выявил, что каждые два процентных пункта прироста реального ВНП сокращают долю безработных на 1%, и наоборот, рост текущего уровня безработицы на 1% по сравнению с ее естественным уровнем вызывает отставание реального объема ВНП от потенциального на 2%.Показатель 2% получил название коэффициент Оукена.

Помимо прямых потерь от недовыпущенной продукции к экономическим последствиям безработицы относятся:

- рост бюджетного дефицита за счет социальных выплат безработным;

- сокращение совокупного предложения при относительно постоянном объеме совокупного спроса, что чревато развитием инфляции;

- сокращение налоговых поступлений, усиливающее бюджетный дефицит;

- снижение уровня сбережений, что влечет за собой углубление экономического кризиса;

- недоиспользование накопленного научно-образовательного потенциала, отток наиболее квалифицированных кадров за рубеж;

- содержание значительного аппарата государственных органов по труду, занятости и социальному обеспечению.

Поскольку важным последствием безработицы становится рост бюджетного дефицита, то правительственные меры по его преодолению могут еще более усилить негативные процессы в экономике.

Социальные последствия безработицы являются более болезненными и включают:

- расслоение общества за счет неодинакового бремени безработицы;

- потерю безработными квалификации, профессиональных знаний и навыков, что в условиях быстрого обновления технологий затрудняет их трудоустройство в будущем;

- моральный стресс, утрату привычного круга общения, ухудшение качества жизни;

- социально-психологический стресс приводит к ухудшению здоровья, росту смертности, распаду семей, росту алкоголизма и наркомании, социальному пессимизму;

- рост социальной напряженности в обществе;

- расширение масштабов «теневой» экономики;

- обострение криминогенной ситуации и т.д.

В конечном счете указанные процессы вызывают ухудшение политической ситуации и дестабилизацию в обществе. В этих условиях особую важность приобретает проведение государством политики по повышению занятости, расширению спроса на труд.

 

9.3. Государственная политика занятости

Политика занятости представляет собой комплекс мер, проводимых правительством в целях повышения уровня занятости трудоспособного населения.

Особую остроту проблема безработицы приобрела во время «Великой депрессии» 1929-1933 г.г., что обусловило активное применение рекомендаций Дж.М.Кейнса. Исходя из постулатов его теории, основной задачей является стимулирование совокупного спроса. Данная задача решается с помощью стратегических и тактических мер.

Комплекс мер стратегического характера направлен на оживление рыночной конъюнктуры, повышение инвестиций и, как следствие, потребительского спроса.

Меры тактического характера, нацеленные на смягчение негативных последствий безработицы, включают проведение общественных работ за счет бюджетных средств. Объективным следствием стимулирования совокупного спроса является нарастание бюджетного дефицита и ускорение темпов инфляции, что послужило поводом для критики кейнсианской теории со стороны других экономических школ.

Так, монетаристы считают главным направлением действий стабилизацию денежной массы в обращении, снижение нагрузки на госбюджет и оздоровление денежной единицы, чтобы задействовать механизмы рыночного саморегулирования.

Представители неоклассического направления ведущую роль отдают снижению налогов в целях роста частных инвестиций, роста доходов и сбережений, что приведет к расширению совокупного предложения и занятости. Основной упор делается на дерегулировании, повышении гибкости рынка труда, усиления действия его конкурентного механизма за счет ограничения вмешательства государства и профсоюзов.

В современной практике государственного регулирования рынка труда применяется комплекс мер, объединяющих меры активной и пассивной политики занятости.

Активная политика занятости, нацеленная на снижение уровня безработицы, включает следующие меры:

- создание новых и сохранение имеющихся рабочих мест;

- содействие самозанятости;

- содействие межпрофессиональной и межрегиональной трудовой мобильности;

- развитие государственных и коммерческих служб занятости.

К мерам пассивной политики занятости относятся:

- поддержание частичной и надомной занятости;

- субсидирование заработной платы;

- досрочный выход на пенсию лиц, потерявших работу;

- установление иммиграционных барьеров для защиты национального рынка труда;

- выплата пособий по безработице;

- организация оплачиваемых общественных работ для безработных.

Основной формой проведения политики занятости выступают государственные биржи труда – службы занятости. Биржа труда- учреждение, осуществляющее посредничество между работниками и предпринимателями при совершении купли-продажи рабочей силы. Биржи труда не ликвидируют безработицу, но способствуют упорядочению процессов трудоустройства граждан.

Функции биржи труда включают:

- посредничество при трудоустройстве;

- изучение спроса и предложения рабочей силы;

- сбор и предоставление информации о наличии рабочих мест и требуемых профессиях;

- профессиональную ориентацию молодежи;

- содействие географической миграции населения;

- учет безработных и выплату пособий и т.д.

Будучи направлена на ослабление негативных последствий безработицы в экономике, государственная политика занятости охватывает как макроэкономический аспект – преодоление экономического ущерба от безработицы, так и социальный аспект – устранение социальной напряженности на микроуровне.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!