Экономические функции государства




Теоретическое обоснование роли государства в рыночной экономике связано с именем Дж. М. Кейнса, который доказал невозможность саморегулирования экономики в период спада, т.е. необходимость государственного регулирования как единственного средства, способного вывести экономику из кризисного состояния.

Приверженцы классических взглядов выступают против вмешательства государства в хозяйственную деятельность частных фирм, поскольку считают, что рыночный механизм способен эффективно регулировать экономику без управления из центра.

Опыт показал, что наибольшая эффективность экономики предполагает оптимальное сочетание рыночных и государственных регуляторов, т.е. смешанный тип управления.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через выполняемые им функции. Функции государства подразделяются на две группы: создание нормальных условий для функционирования рыночной системы и стабилизация экономики.

I. Создание нормальных условий функционирования рыночной системы, что реализуется в следующих функциях:

а) обеспечение правовой базы деятельности хозяйствующих субъектов.

б) создание и поддержание нормальной общественной атмосферы.

в) защита конкуренции.

II. Стабилизация экономики.К данной группе функций относятся следующие:

а) перераспределение доходов. Для поддержания совокупного спроса правительство проводит политику перераспределения доходов в экономике. Основными каналами перераспределения являются трансфертные платежи, налоговая система, государственные программы социального обеспечения и страхования, рыночное вмешательство государства.

б) перераспределение ресурсов. Чисто рыночная экономика наиболее эффективно распределяет ресурсы с экономической точки зрения, однако при этом возникают ситуации, когда в интересах общества более целесообразным было бы иное распределение ресурсов. Пути перераспределения:

- принятие законодательства, понуждающего производителей осуществлять природоохранные мероприятия и нести все издержки, связанные с производство.

- введение специальных налогов на предприятия, загрязняющие окружающую среду.

в) контроль за уровнем занятости и инфляции в целях обеспечения полного использования ресурсов и стабильного уровня цен.

Во второй половине ХХ века возникла тенденция расширения масштабов государственной деятельности и усиления роли государства в экономической сфере. Причины этого связаны с расширением оборонного комплекса, появлением и развитием новых видов вооружений; ростом населения, развитием урбанизации, что требует увеличения расходов на содержание городов; расширением социальных программ; ухудшением состояния окружающей среды.

Следовательно, по мере развития экономики функции правительства расширяются и усложняются.

Государственное воздействие на экономические процессы осуществляется в двух формах: прямое и косвенное вмешательство.

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется по следующим направлениям:

- законодательная деятельность.

- деятельность государственного сектора экономики (государственное предпринимательство).

- административное регулирование.

Косвенное регулирование экономики осуществляется с помощью методов экономической политики. Ккосвенным (экономическим) методам государственного регулирования экономики относятся следующие;

- кредитно-денежная политика.

- фискальная (бюджетно-налоговая) политика.

- промышленная и аграрная политика.

- антимонопольная политика.

- социальная политика.

- внешнеэкономическая политика и пр.

Границы и направление государственного воздействия на экономику во многом зависят от политических и социальных программ правящих партий: консервативные и либеральные партии, как правило, сокращают сферу государственной деятельности в экономике, левые партии расширяют.

 

13.2. Финансовая система государства

Совокупность отношений, возникающих по поводу формирования целевых денежных фондов, называется финансовыми отношениями. Финансовые отношения включают: отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой; между физическими и юридическими лицами; между юридическими лицами; между государствами.

Финансовые отношения лежат в основе финансовой системы. Финансовая система государства - совокупность отдельных звеньев финансовых отношений, опосредующих образование, распределение и использование денежных средств; система финансовых учреждений государства.

Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, фонды социального, имущественного и личного страхования, валютные резервы государства, денежные фонды предприятий, фирм, различных коммерческих и некоммерческих структур, прочие специальные денежные фонды. Государственные финансы формируют государственный бюджет, с помощью которого государство осуществляет территориальное и межотраслевое перераспределение ВНП.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - годовой баланс денежных доходов и расходов государства, утвержденный в законодательном порядке. Структура доходов и расходов, их источники и роль бюджета в экономике страны во многом зависят от ее политического строя и социально-экономической ситуации.

 

Таблица 13.1. - Структура государственного бюджета

Расходы Доходы
Государственные закупки и инвестиции Трансфертные платежи Дотации и субсидии в экономику Целевые кредиты Государственные займы зарубежным странам Выплата процентов по государственным ценным бумагам Прочие Налоги прямые и косвенные Доходы от государственного сектора Государственные пошлины Займы внутренние и внешние Проценты на предоставленные займы Суммы, конфискованные по решению суда Прочие

 

В разных странах структура государственных расходов различна в зависимости от политики правительства. Если в рыночной системе государственный бюджет выступает как средство стабилизации и стимулирования экономического развития, то в административно-командных системах он служит единственным источником развития экономики.

Вторым по значимости финансовым звеном выступает система местных бюджетов, а также бюджетов субъектов федерации (в федеративных государствах). Доходы местных бюджетов формируются из соответствующих налогов и расходуются на развитие региональной инфраструктуры, охрану общественного порядка, благоустройство, инвестиции в непроизводственную сферу и др.

Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы государства является принцип фискального федерализма, сущность которого сводится к четкому разграничению функций между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство обеспечивает достижение общенациональных целей, осуществляя расходы на оборону страны, космические исследования, развитие фундаментальной науки и т.д. Местные органы власти при помощи бюджетно-налоговых мер стремятся к решению задач отдельных регионов.

Специальные внебюджетные фонды правительства образуют отдельное звено финансовой системы. К ним относятся: фонды государственного социального страхования, валютные резервы, различные целевые фонды. Источниками образования внебюджетных фондов являются налоговые поступления, отчисления из бюджета, специальные взносы.

Учреждения, образующие финансовую систему, проводят финансовую политику государства. Финансовая политика - совокупность мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций. Выбор оптимальной финансовой политики осуществляется правительством исходя из целей хозяйственного развития страны, политической ориентации правительства, экономической и политической ситуации.

 

13.3. Фискальная политика и ее виды

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий правительства по регулированию государственных доходов и расходов для достижения определенных социально-экономических целей.

При проведении фискальной политики правительством используются два экономических регулятора: налоги и государственные расходы. Если увеличение государственных расходов приводит к росту совокупного спроса и реального ВНП, то рост налоговых ставок вызывает уменьшение совокупного спроса вследствие сокращения располагаемых доходов населения и в конечном итоге приводит к падению объема национального производства. Поэтому основная задача фискальной политики заключается в воздействии на совокупный спрос и ВНП посредством изменения налоговых ставок и государственных расходов.

Фискальная политика осуществляется в двух формах: в виде активной (дискреционной) и автоматической (политика встроенных стабилизаторов).

Дискреционная фискальная политика - сознательное изменение правительством ставок налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, темп инфляции и экономический рост. В период спада проводится стимулирующая фискальная политика, которая включает увеличение государственных расходов; снижение налогов; сочетание указанных мер.

При этом государственный бюджет складывается с дефицитом, но достигается сокращение спада производства. В условиях подъема экономики, сопровождающегося инфляцией спроса, фискальная политика носит сдерживающий характер за счет сокращения государственных расходов; роста налогов; сочетания указанных мер.

Государственный бюджет складывается с профицитом вследствие отвлечения денег из экономики.

В силу ряда объективных и субъективных причин названные условия не всегда соблюдаются, что ограничивает возможности дискреционной фискальной политики.

Автоматическая фискальная политика (политика встроенных стабилизаторов) - фискальная политика, осуществляемая при помощи экономических механизмов (встроенных стабилизаторов), способных автоматически реагировать на изменение экономической ситуации без вмешательства со стороны правительства. Автоматическая стабилизация в определенной степени присуща всякой экономике и опирается на такие встроенные стабилизаторы, как изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей. В период подъема экономики налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживает экономический рост. Во время экономического спада налоговые поступления сокращаются, т.е. доля изымаемого дохода снижается. Поддержание покупательной способности населения оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Аналогичное влияние оказывает автоматическое увеличение объема социальных выплат из бюджета, обусловленное ростом безработицы.

В то же время система автоматических стабилизаторов может лишь уменьшить негативное влияние циклических колебаний, но не способна обеспечить полную стабилизацию в экономике. Поэтому основное стабилизационное значение имеет дискреционная фискальная политика правительства. Однако в практической деятельности при проведении фискальной политики возникает ряд проблем, снижающих ее действенность.





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!