Рассмотрим каждую из них.




ТЕОРИЯ ИНСТИНКТА

Согласно теории инстинкта (Grill, 1986), людям присущ врожденный инстинкт агрессивности, который все усиливается до тех пор,

     
   
 
 

 
 

пока неизбежно не проявится. Этот инстинкт может проявляться либо непосредственно через нападение на другое живое существо, либо через катарсис (возвышение, очищение, оздоровление) — процесс острого или длящегося негативного переживания, в своей верхней точке превращающийся в позитивное переживание. когда агрессивность проявляется посредством социально допустимых средств, таких как спорт, например.

Таким образом, согласно этой теории, спорт и физическая культура играют чрезвычайно важную роль в обществе, давая людям возможность проявить свои агрессивные инстинкты с помощью социально допустимых средств.

Однако биологически врожденного инстинкта агрессивности не было обнаружено, а также не найдено подтверждений понятия «катарсис». Поэтому мы не можем согласиться с теорией инстинкта, утверждающей, что программы физического воспитания и спорта являются социально допустимыми механизмами удовлетворения естественных агрессивных потребностей.

 

ТЕОРИЯ РАЗОЧАРОВАНИЯ (фрустрации)

негативное психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

Теория фрустрации, которую иногда называют теорией драйва, гласит, что агрессивность является непосредственным результатом фрустрации, которая имеет место в том случае, если не достигается поставленная цель.

Например, когда футболист считает, что соперник задерживает его не по правилам, он испытывает состояние фрустрации и проявляет агрессивные действия по отношению к сопернику.

Однако в настоящее время эта точка зрения имеет очень мало сторонников из-за утверждения, что состояние фрустрации всегда приводит к агрессивности. Как показывают результаты исследований, люди очень часто преодолевают состояние фрустрации или выражают его неагрессивными способами.

В некоторых случаях уровни агрессивности у таких спортсменов даже повышаются.

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ

Теория социального научения объясняет агрессивность как поведение, усвоенное в результате наблюдения за другими моделями поведения и последующего получения подкрепления за проявление подобных действий.

Психолог Альберт Бандура (1973) выяснил, что дети, наблюдавшие за актами насилия со стороны взрослых людей, чаще повторяли подобные действия, чем дети, которые не были знакомы с такими моделями агрессивности. Влияние было особенно сильным, когда дети получали подкрепление к копированию действий взрослых.

Спортивные психологи и социологи чаще всего обращались к хоккею, который изобилует проявлением агрессивных, запрещенных правилами действий.

Смит (1988) обнаружил, что насилие, превалирующее в играх профессионалов, моделируется молодыми хоккеистами-непрофессионалами. Вообще агрессивность ценится в хоккее, и игроки очень быстро усваивают, что, проявляя агрессивность, они завоевывают личное признание. Многие тренеры, родители и одноклубники принимают и подкрепляют такие агрессивные действия (1988). Молодые хоккеисты, наблюдая за агрессивными действиями своих кумиров, тем самым получают подкрепление к проявлению подобных действий.



       
 
В настоящее время теория фрустрации, которая гласит, что фрустрация всегда приводит к агрессивности, почти не имеет сторонников
   
Теория социального научения, объясняющая агрессивность как поведение, приобретенное в результате наблюдения за поведением других, имеет солидное научное подтверждение
 

 

 


 

Немногочисленные сторонники этой теории заявляют, что имеющие место агрессивные реакции не всегда бывают явными: они могут находить свое выражение через социально приемлемые механизмы, например, через контактные виды спорта. Таким образом, немногие сторонники теории фрустрации, так же как и сторонники теории инстинкта, считают, что главную роль играет катарсис. Однако, как мы уже говорили, не доказано, что в спорте имеет место катарсис. Нет также доказательств тому, что у агрессивных спортсменов, занимающихся контактными видами спорта, снижаются уровни агрессивности вследствие занятий спортом
Для любого вида спорта характерно проявление агрессивности. Фигуристка, например, желая вывести соперницу из психического равновесия, может сказать: «Я слышала, судьи говорили, что в этом году запрещено выступать в таком костюме». Это — весьма тонкий вид агрессии, цель которой — нанести психологический ущерб сопернице.

Теория социального усвоения имеет достаточное научное подтверждение. Она убедительно показывает существенную роль, которую играют авторитетные для человека люди в развитии или контроле агрессивности.

КОМБИНИРОВАННАЯ ТЕОРИЯ

Комбинированная теория включает элементы теории фрустрации и социального научения. Эта весьма популярная в настоящее время теория гласит, что хотя состояние фрустрации не


Рассказ о «плохом» Билли

7-летнего Билли, вратаря детской команды, кто-то сильно ударил в сутолоке у его ворот. Рассерженный Билли наносит удар ближайшему сопернику, за что судья удаляет его до конца матча. Тренер говорит Билли, что он не должен так поступать, поскольку он нужен команде. Однако позже Билли услышал, как тренер говорил своему помощнику: «Ты представляешь, Билли настоящий боец!». Это высказывание тренера обрадовало мальчика.

Дома отец Билли сказал, что гордится им. Он также сказал, чтобы он никогда не начинал драться первым, но чтобы всегда мог постоять за себя, как подобает настоящему мужчине.

Со временем Билли стал «грозой» соперников — любой вблизи его ворот мог получить от него хорошую трепку. Билли теперь наблюдает за игрой профессионалов и учится играть жестко, но так, чтобы не нарушать правила! (1982).

 


 

 


всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева (1969).

Однако повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям в том случае, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется.

На рис. 25.1 показан процесс возникновения агрессивных действий, основанный на модели Берковитца. Вначале человек впадает в состояние фрустрации, например, вследствие проигрыша матча или плохого выступления. В результате фрустрации повышается уровень возбуждения, как правило, в виде гнева или боли. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к проявлению агрессивных действий только в том случае, если индивид усвоил, что в подобной ситуации целесообразно проявлять агрессивные действия.

Преимущество комбинированной теории состоит в том, что она включает наиболее эффективные элементы теории фрустрации и социального научения и основывается на модели взаимодействия (уровень возбуждения—гнева индивида в контексте социально усвоенных моделей окружения) при объяснении поведения.

АГРЕССИВНОСТЬ В СПОРТЕ

 
 

               
     
       
 
 
 

Соревновательный спорт отличается от многих других видов деятельности присутствием болельщиков и зрителей. Болельщики не являют
ся пассивными наблюдателями, они активно отождествляют себя со своими любимыми командами. Иногда они проявляют агрессивные действия. Именно поэтому спортивные психологи изучали агрессивность зрителей.

Зрители и агрессивность

Психологи первоначально проанализировали теорию катарсиса, чтобы выяснить, становятся ли болельщики более (или менее) агрессивными после просмотра спортивных соревнований.

Оказалось, что просмотр спортивного соревнования не приводит к снижению уровня агрессивности зрителей. Более того, наблюдение за некоторыми контактными видами спорта повышает готовность зрителя стать агрессивным.

Но агрессивность, как правило, не проявляется без наличия других связанных с поединком факторов. Например, исследование 1500 хоккейных болельщиков показало, что проявление агрессивности характерно для молодых поклонников в условиях большого скопления, а также под действием алкоголя (1980).

Смит обнаружил связь следующих факторов с агрессивностью зрителей:

мелкие агрессивные действия на игровом поле (например, жаркий спор по поводу решения арбитра или короткая стычка между игроками противоборствующих команд);

мужской пол;

социальный статус рабочего.

Администраторы и руководители спортивных сооружений и стадионов должны обратить внимание на полученные результаты, с тем чтобы снизить вероятность возникновения актов насилия (например, запретив продажу алкогольных напитков в местах проведения спортивных состязаний). Естественно, что игроки и тренеры также должны контролировать свои действия и чувства на игровых площадках, с тем чтобы не провоцировать агрессивных действий болельщиков.

Игровая аргументация и агрессивность

Результаты исследований показывают весьма тревожную картину — многие спортсмены рассматривают определенные акты агрессии как недопустимые вообще, но приемлемые в спортивных условиях (1986).

Например, в определенных спортивных ситуациях нанесение удара сопернику считается вполне допустимым (например, если питчер умышленно бьет вас по голове), что, однако, считается недопустимым в школьном музыкальном коллективе. Такое двоякое толкование называется игровой аргументацией или моралью в кавычках.

К сожалению, люди считают вполне допустимым проявлять агрессивные действия в спорте. Это создает определенную проблему. Во-первых, агрессивность сопровождается риском нанесения травмы. Кроме того, спорт может и должен учить детей, как подобает себя вести в спорте и вне его. Поощрение агрессивного поведения в спорте несет в себе отрицательную информацию для детей. Спортивные деятели не должны допускать в спорте проявления любых форм агрессивности, неприемлемых в других сферах человеческой деятельности.

Спортивные результаты и агрессивность

По мнению некоторых тренеров и спортсменов, агрессивность повышает спортивные результаты как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. К примеру, баскетболист Кермит Вашингтон отмечал, что его агрессивность помогала ему вести борьбу на площадке. Несомненно, что взаимосвязь между агрессивностью и физической активностью носит весьма сложный характер; действительно, известны случаи, когда агрессивные действия приводили к желанному результату. Возьмем, например, тактику агрессивных действий более слабого спортсмена по отношению к более сильному, цель которой либо отвлечь его внимание, либо втянуть в стычку.

Некоторые спортивные психологи считают, что агрессивность способствует достижению необходимого результата, другие думают иначе (1986). Довольно труд
но интерпретировать результаты исследований вследствие отсутствия четкого разграничения между агрессивностью и напористостью. По мнению Силва (1980), агрессивность не может повышать спортивный результат, поскольку вызывает повышение уровня возбуждения спортсмена и переключает его внимание на проблемы, не связанные со спортивной деятельностью (например, нанесение ущерба сопернику).

 

В конце концов, взаимосвязь между агрессивностью и спортивным результатом может иметь вторичное значение. Главное — это ваше отношение к агрессивности (1984).

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Давайте теперь обсудим, как на основании того, что мы выяснили об агрессивности и ее проявлениях, разработать стратегию ее контроля в спорте и физической культуре.

Во-первых, необходимо определить ситуации, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий. Затем мы обсудим методы обучения соответствующему поведению и модификации агрессивных действий.

Когда вероятнее всего проявление
агрессивности

Определенные ситуации способствуют проявлению агрессивного поведения.

Вероятность проявления агрессивных действий высока в том случае, когда спортсмены находятся в состоянии фрустрации и, следовательно, возбуждены. Спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда:

проигрывают

воспринимают судейство как несправедливое

испытывают беспокойство

испытывают физическую боль

выступают ниже своих возможностей.

Контроль агрессивности

К сожалению, мы не всегда можем контролировать эти ситуации. Однако, следя за спортсменами, мы можем «извлекать» их из определенной ситуации при первых признаках агрессивности. Или, что намного лучше, мы можем научить их контролировать свои эмоции и реакции на фрустрацию. Например, хоккеист, который очень часто во время матчей впадал в состояние фрустрации, агрессивно реагировал и вследствие этого проводил большую часть времени на скамье оштрафованных, успешно усвоил умения и навыки снятия стресса. В результате этого количество агрессивных реакций с его стороны резко снизилось и он стал редко попадать на скамью оштрафованных (1982).

Чрезмерный акцент на достижение победы способствует возникновению состояния фрустрации.

 

Само по себе стремление достичь победы не таит в себе ничего плохого, однако не следует чрезмерно акцентировать внимание на необходимости победить, чтобы в случае поражения не возникла агрессивность.


Специалисты в области спорта несут моральную ответственность за четкое разграничение между агрессивностью, направленной на
нанесение ущерба, и напористым поведением. Мы должны отделить агрессивность от напористости (хорошая агрессивность) и соответствующим образом обучать спортсменов и занимающихся.

ОБУЧЕНИЕ УМЕСТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Определив составляющие агрессивности и выяснив, что представляют собой уместные напористые действия, можно, воспользовавшись стратегиями социального усвоения (моделирование и подкрепление), обучить спортсменов и занимающихся таким действиям.

Работу по контролю агрессивности можно проводить не только со спортсменами, но и со зрителями. Вот некоторые рекомендации, направленные на контроль агрессивных действий со стороны зрителей:

1. Запретить продажу алкогольных напитков

 

 

на спортивных сооружениях.

2. Немедленно наказывать зрителей (удалять с места проведения соревнований) за проявление агрессивных действий. Немедленно прекращать агрессивные действия.

3. Попросить судей пресекать проявление агрессивных действий на игровых площадках.

4. Проинформировать тренеров о недопустимости агрессивных действий с их стороны.

5. Следить, чтобы средства массовой информации не приветствовали проявления агрессивных действий в своих репортажах.

РЕЗЮМЕ

Агрессивность представляет собой поведение, цель которого — нанести оскорбление или повреждение другому живому существу.

Следует отличать агрессивность от напористости.

Проявление агрессивности объясняют четыре теории: теория инстинкта, теория фрустрации, теория социального научения и комбинированная теория.

Первые две теории практически не имеют достаточных научных обоснований; отсутствует также подтверждение тому, что катарсис (проявление агрессивности через социально допустимые механизмы, например, спорт) ослабляет агрессивность. Две последние теории имеют достаточное научное подтверждение.

Состояние фрустрации предрасполагает человека к агрессивности, и агрессивные действия имеют место, если они считаются уместной реакцией на состояние фрустрации. Моделирование и подкрепление являются существенными детерминантами агрессивного поведения. Агрессивные действия иногда демонстрируют и зрители.

Результаты ряда исследований имеют важное значение для практического использования. Это — выявление ситуаций, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий, обучение спортсменов, как справляться с такими ситуациями, обучение уместному поведению, а также модификация неуместных агрессивных действий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что такое агрессивность? Чем она отличается от напористости?

2. Опишите четыре критерия агрессивности.

3. Расскажите о четырех теориях, объясняющих агрессивность. Какие из этих теорий имеют достаточное научное подтверждение?

4. Что такое катарсис?

5. Какие факторы связаны с агрессивностью зрителей?

6. Что такое мораль в кавычках?

7. Объясните взаимосвязь между агрессивностью и спортивными результатами.

8. В каких ситуациях наиболее вероятно проявление агрессивных действий?

9. Как бороться с агрессивностью зрителей?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: