Раздел 2. Чудесные превращения вокруг нас




Пояснительная записка

 

Чудеса природы, заставляют людей в который раз восхититься удивительным окружающим миром и постараться приложить все возможные усилия к тому, чтобы сохранить его таким как можно дольше, и чтобы в будущем чудес на Земле не стало меньше. Все чудеса природы, известные человечеству, оттого и существуют, что люди во все времена оставались неравнодушными к удивительным явлениям природы.

В наше время, когда наиболее остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе, любви к родным местам, изучению живых организмов, природных ландшафтов родного края. «Чудеса природы» - дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности.

Актуальность. На пути формирования человеком мира необходимо привитие интересов к экологическим вопросам, вопросам сохранения исторического и культурного наследия, основанным на умении общаться с Природой, Человеком, понимать закономерности их развития. Поэтому экологическая грамотность, основанная на гуманистических ценностях необходима каждому. Экологическое образование и воспитание надо начинать с того момента, когда ребенок начал понимать человеческую речь. Совершенно очевидно, что человечество, если оно не хочет оставить после себя пустыню, должно знать общие законы экологии, кратко сводящиеся к следующим утверждениям, не противоречащим основным представлениям естественных наук, законам диалектики:

1. Все связано со всем

2. За все надо платить

З. Ничто не проходит бесследно

4. Природа знает лучше.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе эмоционального и развивающего воздействия на ребенка. Накопление реальных, достоверных представлений об окружающем мире способствует последующему формированию миропонимания. В настоящее время для выживания человечества каждый должен постичь и принять принципы Устойчивого развития. Главным из них является: формирование нового мировоззрения людей: отличать лучшее от большего, понимать истинную цену природы, и тех жизненно важных «услуг», которые она предоставляет. На основе этих принципов формируется не только система естественнонаучных знаний, но и система взаимоотношения во всех сферах жизни и деятельности настоящего и будущего поколения.

Новизна программы заключается в составлении образовательного маршрута обучающегося из предлагаемых блоков.Для реализации программы выбраны направления, из которых составляется образовательный маршрут. Эти направления объединены в блоки:

· «Чудесные превращения вокруг нас» - дети знакомятся с различными, доступнымиих пониманию, компонентами окружающей среды, явлениями природы.

· «Экологические вести» - знакомство детей с некоторыми последствиями

экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, доме.

· «Экологическая лаборатория» - в лаборатории дети заняты игровой, экспериментальной деятельностью, наблюдениями. Ее главное назначение –повышение эффективности экологического образования. Работа в лаборатории проводится в игровой форме.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения оприроде) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ееэстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Программа рассчитана для детей 6-7 лет жизни с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству. В этом возрастеу ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

Большое внимание в программе уделяется совместной с взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на занятиях, но и во время прогулок, экскурсий. Экологические знания становятся основой экологического воспитания.

Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Чудеса природы» расширяют познавательные возможности ребенка, обогащают его эмоциональную жизнь, делают доступными элементы творчества, формируют основы экологической культуры. Изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, интеллекта, а это в свою очередь, влияет на становление личности ребёнка.

Срок реализации программы 1 год. Количество занятий в учебном году – 28(29)..Занятия проводятся в режиме: 1 раз в неделю по 1академическому часу.Количество детей в группе – от 10 до 15 человек.

Форма занятий фронтальная, групповая и индивидуальная, используются нестандартные формы и методы обучения: занятия-сказки, занятия-путешествия, занятия-праздники, индивидуальные творческие задания, экскурсии, целевые прогулки, игры, практические работы, решение экологических задач и ситуаций, изоминутки, составление репортажей, мини-дискуссии и др. В программе предусмотрены наблюдения за живыми объектами природы, демонстрация наглядных пособий и опытов. Велика роль и словесных методов. Большое место занимают и специфические формы организации деятельности. Это использование нетрадиционных форм обучения.

Дополнительная общеразвивающая программа «Чудеса природы» естественнонаучной направленности прививает осознанную любовь и уважение к природе. Она помогает закрепить знания об окружающем мире, привлечь внимание к экологическим проблемам, научить использовать в общении с природой экологическую этику, посредством занятий, праздников, экскурсий, игр, совместной трудовой и практической природоохранной деятельности воспитанника и педагога. Приобщить детей к тем радостям, которыми так богаты проникновение в чудесные тайны жизни и «родственное внимание» ко всему живущему на нашей планете. Мини-лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, эстетического, эмоционального развития, приобретения навыков самостоятельной работы, развития воображения, мышления, интеллекта, повышения интереса к исследовательской деятельности, формирования научного мировоззрения. В теоретическую часть занятия могут быть включены стихи, рассказы, сказки, загадки. Теоретическая основа дается в связи с практической работой, наблюдениями и опытами. При изучении данной программы реализуются много развивающих задач.

Цель программы:ознакомление детей с явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой, формирование начал экологической культуры.

Задачи:

Обучающие :

-углубить и систематизировать представления детей о взаимоотношениях человекас окружающей средой

- формировать уобучающихся представление о предметах и явлениях природы.

- формировать первоначальные умения и навыки грамотного и безопасного поведения ребенка в природе;

- Формировать у детей умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;

- научить проводить простейшие опыты и наблюдения;

- формировать представления детей о природе родного края, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

-познакомитьс особенностями взаимоотношения человека и окружающей среды.

Развивающие :

- развивать умения и желания детей наблюдать за природными объектами и явлениями, предвидеть последствия действий человека в окружающей среде.

- развивать инициативу исследователя, способствовать освоению экспериментальной и

проектной работы;

- развивать у обучающихся интерес к познанию окружающего мира;

- развить у ребят умение самостоятельно анализировать.

- развивать мышление образное и конкретное; зрительную и слуховую память; речь, внимание, восприятие.

Воспитывающие :

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе;

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;

- воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Учебно-тематический план:

№ п/п Название раздела, темы Всего часов Теория Практика Формы контроля
  Введение   0.5 0.5  
  Чудесные превращения вокруг нас       собеседования, практическая работа, творческое задание.
3. Итоговое занятие   0.5 0.5 Тесты, игры
  Экологические вести       Беседа, игра, практическая работа, творческое задание.
5. Итоговое занятие   0.5 0.5 Тесты, игры
  Экологическая лаборатория       практическая работа, творческое задание.
  Заключительное занятие   0.5 0.5 Тесты, игры
  Итого        

Содержание программы

Радел 1. Введение.

Теория. Земля наш общий дом. Обитатели планеты. Окружающая среда.

Практическая работа:

Выполнение рисунков. Игра: «как прекрасен этот мир». Знакомство со станцией юннатов.

«Земля наш общий дом» -рисуем планету.

Игра «Помоги планете».

 

Раздел 2. Чудесные превращения вокруг нас

Теория. Природа живая и неживая. Человек – часть живой природы.Первобытные люди во всем зависели от природыособенности и закономерности природных явлений.Деятельность человека, взаимодействие природы и человека. Охрана природы.Наблюдения за сезонными явлениями природы. Времена года. Связь сезонных изменений в природе с изменением высоты солнца, уменьшение высоты полуденного солнца, сокращение продолжительности дня, похолоданиеПризнаки наступления осени. Изменения в природе, приметы. Явления природы:листопад, иней, дождь, снег, туман, радуга, роса, песчаные бури, облака, пещеры, северное сияние, молния, узоры на стекле.Растения и животные, их взаимоотношения. Влияние человека на жизнь растений и животных.

Практическая работа:

Подбор стихов, загадок о явлениях природы, выполнение рисунков.Наблюдение за изменениями в жизни растений (последовательность изменения окраски листьев, начало и окончание листопада, влияние погодных условий на опадание листьев). Ведение записей в «Календаре природы ». Изготовление аппликаций из засушенных листьев, цветов. Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Лесное диво». Сбор семян и плодов дикорастущих трав, деревьев и кустарников. «Эффект радуги». «Круговорот воды в природе».Выполнение рисунков «снежные узоры», аппликаций из различных материалов, выполнение работ в технике «Оригами», «Папье-маше», соленое тесто, «Ниткопись»- составление сюжетов из ниток. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Сбор природного материала для поделок.

Экскурсии на учебно-опытный участок: «Осенние явления в природе», «Зимние явления в природе», «Весенние явления в природе».

Опыты: «Облако в банке»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: