Гипотезы о над- и нерефлекторных механизмах работы мозга




Некоторые исследователи полагают, что условнорефлекторная теория не может объяснить всех аспектов сложных приспособительных реакций и поэтому выдвигают концепции о существовании иных форм деятельности мозга, высоких по рангу и той роли, которую они играют по сравнению с условными рефлексами. Эти формы деятельности мозга, по их мнению, являются нерефлекторными составляют основу поведения животных и человека. Представители гештальт-психологии (основатель – немецкий исследователь В.Келлер) главной формой деятельности мозга считают гештальт, который является основным и обеспечивает различные виды поведенческих реакций. Кроме того, одно из положений гештальт-психологии состоит в том, что каждая новая задача в процессе осуществления сложных поведенческих реакций решается не путем использования ранее приобретенных навыков, не путем выработки новых, а благодаря врожденному инсайту, т. е. внезапному внутреннему озарению.

По-мнению И.С.Бериташвили, у всех позвоночных животных, начиная с птиц и кончая человеком, существует определенная форма деятельности мозга – психонервная, или объективно-нерефлекторная по своей природе и происхождению, качественно отличная от условных рефлексов и более важная по своему значению в поведении. Суть психонервной деятельности заключается в том, что у животного или человека возникает образ конкретной ситуации при ее однотипном восприятии, и этот образ становится главным фактором в поведении, ведущим его в нужном направлении. Что касается условных рефлексов, то они образуются, как считал И.С.Бериташвили, путем автоматизации образного поведения и поэтому выступают примитивной, второстепенной формой деятельности мозга по сравнению с психонервной, которая играет подчиненную роль в обеспечении поведенческих реакций.

Еще одним направлением в психологии является бихевиоризм. Основное положение бихевиоризма состоит в том, что предметом психологического исследования может быть лишь внешнее поведение, поскольку субъективный мир не поддается объективной проверке и поэтому никогда не сможет стать предметом научного исследования. Цель же исследования заключается в установлении связи между действующими раздражителями и соответствующими реакциями организма (стимул-реакция), без проникновения всуть происходящих в мозгу изменений.

Э.Торндайк предложил метод проблемных ящиков с различными запорами, которые животное должно было открыть, для того чтобы получить пищу или выйти на свободу. В ходе исследования экспериментатор каждый раз отмечал время, необходимое животному для достижения цели. Естественно, что при систематическом повторении данной ситуации животные с каждым опытом тратили все меньше времени для освобождения из клетки. Весь этот процесс можно изобразить графически в виде «кривой обучения», где на абсциссе откладываются порядковые номера опытов, а на ординате – время решения задачи в каждом конкретном опыте.

Оказалось, что «кривые обучения» имели несколько характерных особенностей: постепенность снижения, что отражает необходимость многочисленных повторений для решения задачи, и наличие скачков кривой вверх и вниз, т. е. необходимость различного времени решения задачи в каждой из последующих попыток.

Исходя из этого был сделан вывод, что обучение не является результатом какого-то внезапного «духовного озарения» (иначе кривая обучения резко опустилась бы вниз в какой-то момент), а происходит путем проб и ошибок, в результате чего образуются ассоциативные связи при закреплении в памяти удачных попыток решения задачи. Следовательно, из случайных действий животного ассоциативной связью закрепляются только те, которые приводят к достижению цели.

С точки зрения бихевиоризма, основная форма деятельности мозга – это навыки, приобретенные организмом путем проб и ошибок в процессе взаимодействия с окружающей средой и которые нельзя свести к обычным условно-рефлекторным реакциям, как правило, простым копиям безусловных рефлексов. Эти инструментальные реакции (по нашей терминологии – оперантное поведение) являются основной формой индивидуально-приобретенных поведенческих реакций, нерефлекторной по своему характеру. Классические, павловские же условные рефлексы выполняют только подчиненную роль в обеспечении поведения животных и человека.

По мнению П.В.Симонова, ряд реакций, которые относят к нерефлекторным формам поведенческих реакций, можно объяснить с точки зрения рефлекторной теории. Так, импринтинг – это тот же условный рефлекс, но формирующийся на жестко лимитированной во времени стадии онтогенеза. Подкрепляющим фактором здесь служит снятие напряжения у молодого животного при виде движущейся особи или объекта. Экстраполяционные рефлексы можно рассматривать как одну из сложных разновидностей инстинктивного поведения, поскольку следование за движущимся в определенном направлении объектом есть безусловная реакция, обнаруженная у многих видов животных. Следовательно, в импринтинге, образном поведении и экстраполяционном рефлексе не выявляются, по мнению П.В.Симонова, какие-либо особенности центральных механизмов, которые выходили бы за пределы взаимодействия доминанты и условного рефлекса с присущей ему двусторонностью прямых и обратных связей.

Большинство советских физиологов при объяснении поведения животных основываются на теории И.П.Павлова об условных и безусловных рефлексах. Однако в последнее время накопилось значительное количество фактов о поистине удивительных проявлениях поведения животных в естественной среде обитания, которые никак не укладываются в ритм условнорефлекторной теории, в результате чего возникла проблема места условного рефлекса в сложных формах поведения животных. Условнорефлекторный принцип реагирования организма – универсальный, свойственный животным всех уровней филогенетического развития принцип приспособления к окружающей действительности. Однако непредсказуемые моменты поведения животных (хотя и достаточно редкие) свидетельствуют о том, что этот универсальный принцип реагирования организмов является не единственным, что имеются иные, качественно более сложные механизмы отражательной деятельности головного мозга животных, итем более человека.

С точки зрения обычных рефлекторных представлений ряд фактов инстинктивного поведения животных, нейрофизиологические данные о наличии постоянной фоновой активности центральных структур, существование центрального контроля афферентного входа, увеличение центральной задержки при переходе от безусловного к условному рефлексу, потенциал готовности, мотивация поведения и другие не находят достаточно полного объяснения.

В основе становления и образования мотивов высшего порядка, как и в основе становления произвольных движений, рассудочной деятельности, мышления, лежит рефлекторная деятельность, но отождествлять эти формы активности мозга с условными рефлексами, по-видимому, нельзя. В отличие от рефлексов эта деятельность начинается с не изученных еще внутрицентральных процессов, которые то же детерминированы материальными факторами, хотя отнести их к обычным внешним или внутренним раздражителям нельзя. Стремление все проявления психической деятельности объединить единым понятием рефлекса едва ли полезно для изучения высших функций мозга.

Любая наука не может творчески развиваться в рамках идей и методов только одной школы. Именно это подтверждает история науки о высшей нервной деятельности. Зародившись первоначально как учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности, она вышла за созданные им концептуальные и методические рамки и теперь широко использует идеи и факты, выдвинутые и установленные разными научными школами.

 

 

Литература

1. Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. – СПб.: Питер, 2005. – 317 с.

2. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с.

3. Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 304 с.

4. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. – М.: Академия, 2003. – 460 с.

5. Коган А.Б. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – М.: Высшая школа, 1988. – 368 с.

6. Механизмы деятельности мозга человека. Часть I. Нейрофизиология человека / Под ред. Н.П.Бехтеревой. – Л.: Наука, 1988. – 677 с.

7. Регуляторные системы организма человека / Под ред. В.А.Дубинина, А.А.Каменского, М.Р.Сапина и др. – М.: Дрофа, 2003. – 368 с.

8. Чайченко Г.М. Основы физиологии высшей нервной деятельности. – Киев: Выща школа, 1987 – 176 с.

9. Шостак В.И., Лытаев С.А. Физиология психической деятельности человека. – СПб.: Изд-во «ДЕАН», 1999 – 156 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: