Основные принципы программированного обучения




Частично некоторые недостатки традиционного обуче­ния устраняются с помощью программированного обуче­ния, которое зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах.

В основе программированного подхода лежат три представления об обучении: 1) как о процессе управле­ния, 2) информационном процессе и 3) процессе индивиду­ализированном.

Программированное обучение учитывает законы науче­ния, открытые в психологии бихевиористами. 1) Закон эф­фекта (подкрепления) — если связь между стимулом и реакцией сопровождается состоянием удовлетворения, то прочность связей нарастает, и наоборот. Отсюда вывод: в процессе обучения нужно больше положительных эмоций и необходимо сразу после каждой учебной реакции давать положительное подкрепление в случае правильного отве­та и отрицательное подкрепление в случае неверного отве­та. 2) Закон упражнений — чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем она прочнее.

В основе программированного обучения лежит обуча­ющая программа, в которой строго систематизируются: 1) сам учебный материал, 2) действия учащегося по его ус­воению, 3) формы контроля усвоения.

Учебный материал разбивается на небольщие по объ­е­му, логически завершенные учебные дозы. После усвое­ния каждой дозы студент отвечает на контрольные вопросы, выбирая правильный, по его мнению, ответ на некоторое число заранее заготовленных преподавателем-программи­стом вопросов с вариантами ответов, либо с помощью за­данных символов, букв, цифр конструирует ответ самосто­ятельно. Если дается правильный ответ, следует очередная учебная доза. Неверный ответ влечет за собой необходи­мость повторения учебной дозы и новую попытку ответа.

В основу технологии программированного обучения Скиннер (основоположник программированного обучения) положил два требования:

1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;

2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.

Могут использоваться линейные, разветвленные и адаптивные программы обучения. Скиннер разра­батывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности.

Другой представитель американской технологии про­граммированного обучения, Краудер, разработал разветв­ленную программу. Краудер допускает, что обучающийся может допустить ошибку, и тогда надо дать ему возмож­ность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материала.

Работая по разветвленной программе, каждый студент приходит к заданной цели обучения различными путями в зависимости от своих индивидуальных особенностей, так как после каждой учебной дозы в зависимости от харак­тера ответа на контрольный вопрос студент переходит или к следующей учебной дозе, или на боковые «ветви» про­граммы. Боковых ветвей может быть несколько, они содер­жат разъяснения ошибок, дополнительные пояснения, вос­полняют пробелы знаний. После прохождения той или иной «ветви» студент возвращается на основной «ствол» программы. Наиболее сильные студенты движутся по ос­новному стволу программы, более слабые — с заходом на боковые ветви.

Адаптивные программы предусматривают возможность перехода на менее или более трудные участки (ветви) про­граммы, причем этот переход происходит на основе учета всех предыдущих ответов и ошибок студента. В адаптив­ную обучающую программу закладывается схема анализа ответов студентов, серия параллельных подпрограмм, в которых предусмотрена возможность изменения способа подачи информации, уровня трудности, глубины и объема изучаемого материала, характера вопросов и т. п. — в за­висимости от индивидуальных особенностей и ответов студента.

Разработанная обучающая программа может быть ре­ализована с помощью машины — технического устрой­ства, с помощью ЭВМ либо с помощью программированных, учебников, построенных по типу «перепутанные страницы» (в зависимости от своего ответа студент переходит к определенной странице учебника).

Основные принципы и достоинства программированного обучения: 1) дозированность учебного матери­ала, 2) активная самостоятельная работа студента, 3) постоян­ный контроль усвоения, 4) индивидуализация темпа обучения, объема учебного материала, 5) возможность использования технических, автоматизированных устройств обучения.

Таким образом, обучающая программа выполняет ряд функций преподавателя:

1) служит источником информации;

2) организует учебный процесс;

3) контролирует степень усвоения материала;

4) регулирует темп изучения предмета;

5) дает необходимые разъяснения;

6) предупреждает ошибки;

7) обеспечивает обратную связь: внутреннюю (к обуча­емому — он сразу видит, верно или неверно он усвоил ма­териал) и внешнюю (к преподавателю — преподаватель получает обобщенную информацию о ходе усвоения материала каждым учащимся и группой в целом).

Программированное обучение полезно в преподавании дисциплин, основанных на фактическом материале и по­вторяющихся операциях, имеющих однозначные, четкие формулы, алгоритмы действий. Главная задача программи­рованного обучения — выработка автоматизированных навыков, крепких однозначных знаний и умений.

Программированное обучение стимулировало развитие и применение технических средств обучения. К техничес­ким средствам обучения (ТСО) относятся различные при­способления, машины и системы в сочетании с учебно-ди­дактическими материалами, используемыми с целью по­вышения эффективности учебного процесса. Выделяют: 1) информационные ТСО — технические средства предъяв­ления информации (эпипроекторы, учебное кино, учебное телевидение и т. д.), 2) контролирующие ТСО, 3) обучающие ТСО, которые обеспечивают весь замкнутый цикл уп­равления обучением, представленный обучающей програм­мой, реализуют программированное обучение. Автоматизи­рованные обучающие системы (АОС) могут реализовать линейные, реже — разветвленные программы. Автомати­зация обучения успешнее реализуется с помощью ЭВМ. АОС на базе ЭВМ ведет процесс обучения в диалоговом режиме, где ЭВМ реализует последовательность учебных доз, контрольных заданий, дополнительных пояснений в зависимости от анализа ответов студентов на контрольные вопросы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: