Этапы и формы педагогического проектирования




Педагогическое проектирование — предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов, иногда и родителей. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога не менее значимой, чем организационная функция, коммуни­кационная или гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися).

Педагогическое проектирование состоит в том, что со­здается предположительный вариант предстоящей дея­тельности.

Объекты педагогического проектирования:

1. Педагогическая ситуация.

2. Педагогический процесс.

3. Педагогическая система.

Педагогическая ситуация

Педагогическая ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках педагогического процесса, а через него — и в рамках педагогической системы (на­пример, предстоящий разговор с учеником, с родителями, с коллегами). Педагогическая ситуация — составная часть педагогического процесса, характеризующая его со­стояние в конкретное время; она всегда конкретна. Педа­гогические ситуации либо возникают, либо создаются на уроке, экзамене, экскурсии и тут же должны разрешиться. Структура педагогической ситуации всегда проста. В нее входят два или несколько субъектов деятельности и спо­собы их взаимодействия. Внешне педагогическая ситуа­ция всегда проста, на самом деле в ней всегда клубок внут­ренней энергии, эмоций. Сложность клубка определяется уровнем внутренней и духовной культуры людей и их вос­питанностью. Педагогические ситуации могут возникать стихийно или заранее планироваться. В любом случае они должны разрешаться обдуманно.

Проектирование педагогического процесса и систе­мы — более сложная, многоступенчатая деятельность.

Педагогический процесс

Проектирование педагогического процесса состоит из трех этапов:

• Моделирование.

• Собственно проектирование.

• Конструирование.

 

Моделирование

I этап Проектирование  
II этап Конструирование
III этап
   

Этапы педагогического проектирова­ния

 

Педагогическое моделирование (создание модели) — это разработка целей (общей идеи) создания педагогичес­ких систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) — дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструк­та) — это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных усло­виях реальными участниками воспитательных отношений.

Дадим краткую характеристику этапам педагогичес­кого проектирования. Любая педагогическая деятельность, как мы знаем, начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с ко­торыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. Поставленная цель заставляет задуматься о том, где и когда воспитываемые у учащихся качества будут востребованы, в каких условиях и как реализованы. Например, мастер произвдственного обучения поставил цель сформировать у будущих токарей техническое мышление. Эта цель рождает идеи о путях ее достижения в конкретных условиях урока производственного обучения. Мастер определяет некоторые теоретические основы фор­мирования технического мышления: вспоминает теорию поэтапного формирования умственных действий, основные признаки техническогом ышления, методы его диагности­ки. Отсюда он берет идеи, соответствующие поставленой цели, и мысленно создает свой целевой идеал, т.е. модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание уча­щихся. Данная модель позволяет спрогнозировать педаго­гический процесс.

Следующая ступень проектирования — создание про­екта. Практически на этой ступени производится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использова­ния для преобразования педагогической деятельности. Поскольку в педагогике модель составляется преимуще­ственно мысленно и выполняет функцию установки, по­стольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного процесса и среды.

Третий этап проектирования — это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкре­тизирует его и приближает к реальным условиям дея­тельности. Конструирование учебной и педагогической де­ятельности — это уже методическая задача.

Формы педагогического проектирования — это до­кументы, в которых описывается с разной степенью точ­ности создание и действие педагогических систем, процес­сов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые при­няты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим две из них.

Концепция — это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, тео­ретические исходные принципы построения педагогичес­ких систем или процессов. Как правило, концепция стро­ится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет большое практическое значение. Назначение кон­цепции — изложить теорию в конструктивной, приклад­ной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возмож­ны для практического воплощения в той или иной систе­ме, процессе.

Например, концепция профессионально-технического образования включает изложение общей методологии (ос­новополагающей теории), раскрывающей роль и место профтехобразования в общественно-экономической систе­ме страны и в системе образования. Методологический уровень концепции предполагает описание профессиональ­но-технического образования как части целого, в котором оно функционирует. В концепцию также входит изложе­ние других теоретических положений о непосредственной организации НТО: его цели, задачи, принципы, направле­ния развития, предполагаемая структура, кадры, права и обязанности, финансирование, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение, описание аппарата уп­равления.

Так строятся концепции для школьной, профессио­нально-технической и вузовской систем.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко; учебный план, план учебно-воспитательной работы проф­техучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Педагогическое проектирование есть механизм разра­ботки технологии в педагогической теории и практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: