Федорова Анастасия Сергеевна,




бакалавр 4-го курса факультета социологии,

Российский государственный социальный университет, fedorova1993@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ СЕМЬЕ

Аннотация. В статье рассмотрена трансформация ценностных ориентаций в современной межнациональной семье. Выделены факторы, влияющие на процесс формирования социокультурных ценностей.

Ключевые слова: межнациональный брак, ценностные ориентации, трансформация, ценности.

Annotation. The article considers the role of inter-ethnic marriage in the formation of ethnic identity. Selected factors affecting the process of socio-cultural values.

Keywords: Intermarriage, values, transformation, value.

 

В обществе происходят изменения значимости социального института семьи и брака, обусловленные вызванными и происходящими последние два десятилетия трансформациями всех сфер жизнедеятельности российского общества. Данные процессы повлияли на сознание молодежи и на первый план стали выходить ценности, связанные с личным благополучием, признанием, успехом. Гедонистские устремления привели к свободе добрачных и внебрачных отношений.

Ценностное отношение человека к миру проходит через все сферы общества. Проблема трансформации ценностных ориентаций имеет все большую актуальность в современном обществе. Это связано с периодом изменения всех условий жизни людей. Через ценностные ориентации людей можно объяснить суть всех процессов, которые происходят в любой социальной системе и так же судить о характере развития отношений в обществе, перспективах его развития. Особую актуальность приобретает изучение ценностных ориентаций современной межнациональной семьи. Связано это с тем, что Россия исторически сложилась и существует как полиэтническое и поликонфессиональное государство, на территории которого проживает множество различных национальностей. Изучение ценностных ориентаций и ценностей, методов их измерения, трансформации, является одним из самых важных направлений в области социологии, философии, психологии. В социологии эти понятия исследовались представителями разных направлений. В рамках классической социологии,в частности в теории социальной солидарности Э. Дюркгейма[1] и понимающей социологии М. Вебера[2] была рассмотрена роль ценностей в жизни общества.

В отечественной социологии до 1990-х гг. ценностные ориентации рассматривались в контексте идеологических установок. Но необходимо заметить, что было разработан ряд концепций, в которых были рассмотрены различные факторы ценностных ориентаций. К таким концепциям можно отнести теорию диспозиционной регуляции социального поведения личности (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов[3]), целенаправленного поведения (И.Ю. Истошин, Н.Ф. Наумова), жизненных ценностей (Н.И. Лапин). На сегодняшний день проблематика изучения ценностных ориентаций актуализируется в связи с масштабными трансформациями всех сфер жизнедеятельности. Ценностные ориентации в условиях изменения современного российского общества рассматриваются в работах В.А. Ядова, Т.И. Заславской, Н.И. Лапина, В.Э.Бойкова и др. Но в том же время следует отметить, что ценностные ориентации семье еще недостаточно изучены. Необходим анализ в точки зрения национальной принадлежности семьи, в частности национально-смешанной.

Изучение межнациональных семей так же является довольно интересным научным направлением и привлекает внимание ученых разных отраслей знания историков, демографов, этнографов, социальных антропологов, социологов, философов, психологов и т. Этот интерес обусловлен целым рядом причин. В первую очередь - это устойчивый рост межнациональных браков, как в нашей стране, так и за рубежом, что обусловлено миграцией, урбанизацией, ростом межэтнических контактов и увеличением роли в повседневной жизни средств массовой информации.

Во-вторых - это вопрос о влиянии последствий смешанных браков на национальные проблемы. С одной стороны межнациональные браки являются следствием межнационального взаимодействия, а с другой - эти браки влияют на национальные характеристики взаимодействующих наций. Важным также является вопрос о влиянии психологического фактора, так что в брак вступают не просто представители определенных этнических групп, а личности с набором своих индивидуальных качеств. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема исследования межнациональных браков не нова, - очень много в этом направлении было сделано советскими исследователями.

Для межнациональной семьи трансформация процесса воспитания ребенка, как одного из типа социокультурных ценностей, является одним из наиболее острых вопросов, поскольку, в отличие от мононациональных семей, в полинациональных семьях почти всегда присутствует элемент выбора языка, культуры, религии, национальности вообще. На начальном этапе этот выбор определяется родителями, и, как правило, ребенок, воспитанный в соответствии с этим выбором, не изменяет его и в дальнейшем. Таким образом, можно предположить, что становление этнической идентичности ребенка с этнически смешанной семьи может зависеть от типа внутрисемейных отношений. В семьях с демократическим стилем отношений семейный уклад строится на основе выборочного усвоения обычаев, традиций, общение осуществляется на обоих языках.

Полная межнациональная семья является зеркалом, как национальной экономики, так и морально-этических норм общества. Мигрируя, родители сосредоточивают все силы на решение вопросов материального положения семьи. Однако такой их выбор часто обращаются дезадаптацией подростка в социальной среде, деформацией естественных условиях становления его личностных черт[4]. Нередко дети растут с комплексом неполноценности. Межнациональные семьи могут в полной мере реализовать воспитательную функции, сущность которой заключается в передаче детям в процессе их вхождения в систему общественных отношений, социального опыта, знаний, норм поведения, поскольку только полноценное семейное воспитание развивает способности, здоровые интересы и потребности ребенка, формирует правильное мировоззрение.

Таким образом, трансформация социокультурных ценностей межнациональных семей часто вызывает ряд проблем, особенно в формировании личности ребенка, живущего в таких семьях, а также провоцирует разрушение основных семейных функций. Так, пассивная репродуктивная функция ведет к сокращению воспроизводства населения, распространение малых семей, элиминацию популяций. Деформированная экономическая функция ведет к продуцированию девиантного поведения, потребительства, иждивенчества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: