Принципы педагогического проектирования.




1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процес­сов или ситуаций, является главным.

Подчиняйте проектируемые подсистемы, процессы, си­туации реальным потребностям, интересам и возможнос­тям своих воспитанников.

Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.

Жестко и детально не проектируйте, оставляйте воз­можность для импровизации учащимся и себе.

При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием созда­ваемой для него системы, процесса или ситуации.

2. Принцип саморазвития проектируемых систем, про­цессов, ситуаций означает создание их динамичными, гиб­кими, способными по ходу реализации к изменениям, пе­рестройке, усложнению или упрощению.

Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.

Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых про­ектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допу­стить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточ­ным количеством методов, средств, форм, а также разнообраз­ным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.

Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.

1. Анализ объекта проектирования требует, прежде все­го, определить, что именно мы проектируем: систему, про­цесс или ситуацию?

Анализ объекта проектирования предполагает преждё всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требо­ваний к нему.

2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретичес­ких и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного ре­шения педситуаций.

3. Методическое обеспечение проектирования включа­ет создание инструментария проектирования: заготовле­ние схем, образцов документов и т. д. Хорошо иметь не­сколько вариантов каждого документа для выбора наибо­лее удобной и целесообразной структуры.

4. Пространственно-временное обеспечение проектиро­вания связано с тем, что любой проект только тогда полу­чает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и оп­ределенное пространство.

Реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого.

Временное обеспечение проектирования — это соотно­шение проекта со временем по его объему, т.е. вмещаю­щейся в определенный срок деятельности, по темпу реали­зации, по ритму, последовательности, скорости и т.д.

Каждая педагогическая форма рассчитана на опреде­ленную продолжительность.

5. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно пре­доставляет педагогическую технику и средства для осуще­ствления непосредственно самой деятельности по проекти­рованию.

6. Правовое обеспечение проектирования — это созда­ние юридических основ или их учет при разработке дея­тельности учащихся и педагогов в рамках систем, процес­сов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции республики, зако­нов и указов верховной власти и сферы непосредственно­го управления образования.

7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяют­ся все другие свзяи. Это ведущее звено называется системообразующим.

Системообразующий компонент — это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.

Системообразующую функцию может выполнять по­чти любой компонент педагогических систем, процессов или ситуаций. Чаще всего в такой роли выступают цели воспитания и обучения. В этом случае весь процесс вы­бора и взаимосвязи компонентов направляется на ее до­стижение. Системообразующим компонентом может быть организационная форма обучения, под которую вы­бираются и подстраиваются элементы педагогической системы или процесса.

8. Установление связей и зависимости компонентов яв­ляется центральной процедурой проектирования. Суще­ствует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.

9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного пост­роения.

10. Мысленное экспериментирование применения про­екта — это проигрывание в уме созданного проекта, его са­мопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспе­риментирование предполагает предварительную провер­ку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.

11. Экспериментальная оценка проекта — это провер­ка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.

12. Корректировка проекта совершается после терпели­вого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели про­екта еще раз пересматривают его, редактируют, выправля­ют, обогащают. Все это и есть корректировка.

13. Принятие решения об использовании проекта — завершающее действие проектирования. После него начи­нается его применение на практике.

Проектирование процесса классического урока:

1. Четко сформулированная тема.

2. Цель урока.

3. Образовательные задачи:

а) дидактические;

б) воспитательные;

в) развивающие.

4. Оборудование (кино, видеофильмы, таблицы, посо­бия).

5. Звуковой ряд.

6. Ход урока (предусматривается сценарий, а также вопросы: по ходу урока). На протяжении урока дети дол­жны сами сделать вывод.

7. Вывод урока.

8. Творческое задание, которое дается детям.

9. Подвести итоги. Спросить у детей, что им понра­вилось, что не понравилось, кто был на уроке самый ак­тивный.

10. Поблагодарить детей за хороший урок.

Сценарий внеурочного мероприятия (школьный ве­чер).

1. Тема вечера.

2. Девиз — цель.

3. Продуманное оформление.

4. Продумать атрибуты.

5. Расписать сценарий вечера.

6. Заключение вечера. Желательно, чтобы каждый уча­стник вечера унес какую-нибудь память, материальный след, хранящий частицу человеческого тепла.

Проектирование процесса «урока— экскурсии».

1. Тема.

2. Необходимое количество времени (младшие клас­сы — 30 минут, старшие классы — 1-1,5 часа).

3. Цель экскурсии.

4. Вид экскурсии.

5. Задачи.

6. Пособия или наглядные средства.

7. Зрительная атрибутика.

8. Сценарий экскурсии. Общая информация (5-8% от всего времени), информация по объектам показа. Далее следует переход непосредственно к объектам.

9. Заключительная информация у последнего объекта.

Педагогическая система

I. Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта:

1) Матералы по диагностике социальной среды и выяв­ленные интересы детей и родителей. Характеристики вы­явленных очагов семейно-бытовой культуры. Необходимо протестировать родителей, узнать, чего они ждут от обра­зовательного учреждения. Нужно корректно выявить со­став национальностей и конфессий, т. е. учитель должен выявить для себя особенности общения, воспитания, рели­гии и национальности.

2) Проект массовых деятельностных форм, интересую­щих детей и родителей в предстоящей деятельности, с уче­том регионального компонента, т. е. мероприятия, отража­ющие региональный компонент.

3) Программа совместных дел для школы и населения обслуживающего социума. Главный принцип — не от «кружков детям», а от детей к кружкам, клубам, выстав­кам, всякого рода общественным акциям.

4) Открытые связи школы с другими учредениями рай­она, города, области. В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепци­ей развития учебного заведения.

Центральное звено воспитательного проекта — воспита­ние как жизнетворчество человека культуры (рассчитан на развитие личности). Содержание и принципы деятельности рассчитаны на особенности социума. В воспитательном про­екте должны быть критерии оценки успеха реализации про­екта. Могут быть такие предложения: гимн школы, классов, сценарии мероприятий, которые делают «лицо школы» (кол­лективные дела).

Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнитель­ном осмыслении, корректировке и апробации.

II. Проект авторских, модифицированных или адап­тивных программ.

Авторская программа.

Часть

Пояснительная записка (1-3 страницы), состоит из раз­делов:

1) Как родилась идея курса.

2) Адресность курса (для какой школы, класса).

3) Что положено в основу (типовой или ранее опубли­кованный курс).

4) Что авторского в этой программе.

5) Какова методология курса — философия курса, иде­ология курса (но не политология!), гносеология, т. е. его познавательная ценность.

6) Логика построения курса.

7) Специфика методики преподавания.

8) Оптимальные формы контроля знаний.

9) Критерий оценки знаний.

Часть

 

Учебно-тематический план (1-2 страницы)

№ темы Тема занятий Количество часов
     

 

Часть

Содержательный аспект программы.

1) Тема 1, формулировка темы (безглагольная форма 1-3 фразы).

2) Расшифровка темы (10-15 фраз).

3) Межпредметные связи (предмет — тема).

4) Звуковой ряд (основной и вспомогательный).

5) Зрительный ряд (все, что будет иллюстрировано).

6) Творческое задание на занятии.

7) Домашнее задание.

8) Педагогические акценты.

Часть

Библиография.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: