1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека — участника подсистем, процессов или ситуаций, является главным.
Подчиняйте проектируемые подсистемы, процессы, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников.
Не навязывайте учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умейте отступить, заменить их другими.
Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации учащимся и себе.
При проектировании педагогу рекомендуется ставить себя на место учащегося и мысленно экспериментировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.
2. Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.
Не останавливайтесь на одном проекте, имейте в запасе еще один-два проекта, тоже обеспечивающих достижение цели.
Жизнь всегда разнообразнее и неожиданнее любых проектов. Особенно это проявляется в педагогике. Нельзя допустить, чтобы какой-либо план, пособие, сценарий оказывали насильственное влияние на воспитанника, ломали его волю, навязывали ему идеологию. Педагог располагает достаточным количеством методов, средств, форм, а также разнообразным содержанием, чтобы выбрать именно то, что нужно его воспитанникам, помогает им расти и развиваться.
Охарактеризуем каждое действие по проектированию педагогического объекта.
1. Анализ объекта проектирования требует, прежде всего, определить, что именно мы проектируем: систему, процесс или ситуацию?
Анализ объекта проектирования предполагает преждё всего рассмотрение его структур, состояние каждой из них в отдельности, а также связей между ними. В ходе анализа выясняются слабые стороны, недостатки объекта с точки зрения общественно-государственных и личностных требований к нему.
2. Теоретическое обеспечение проектирования — это поиск информации: а) об опыте деятельности подобных объектов в других местах; б) об опыте проектирования подобных объектов другими педагогами; в) о теоретических и эмпирических исследованиях влияния на человека педагогических систем и процессов и того или иного решения педситуаций.
3. Методическое обеспечение проектирования включает создание инструментария проектирования: заготовление схем, образцов документов и т. д. Хорошо иметь несколько вариантов каждого документа для выбора наиболее удобной и целесообразной структуры.
4. Пространственно-временное обеспечение проектирования связано с тем, что любой проект только тогда получает реальную ценность и способен быть реализован, если при его разработке учитываются конкретное время и определенное пространство.
Реализация проекта зависит от размера учебных площадей, их оборудования, внешнего вида и многого другого.
Временное обеспечение проектирования — это соотношение проекта со временем по его объему, т.е. вмещающейся в определенный срок деятельности, по темпу реализации, по ритму, последовательности, скорости и т.д.
Каждая педагогическая форма рассчитана на определенную продолжительность.
5. Материально-техническое обеспечение выполняет несколько функций в процессе проектирования. Оно предоставляет педагогическую технику и средства для осуществления непосредственно самой деятельности по проектированию.
6. Правовое обеспечение проектирования — это создание юридических основ или их учет при разработке деятельности учащихся и педагогов в рамках систем, процессов или ситуаций. Ни один педагогический проект не может нарушить конституции республики, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования.
7. Выбор системообразующего фактора необходим для создания целостного проекта во взаимосвязи всех его составных частей. Эта процедура требует выделения главного звена, в зависимости от которого определяются все другие свзяи. Это ведущее звено называется системообразующим.
Системообразующий компонент — это тот, который способен объединять все другие компоненты в целостное единство.
Системообразующую функцию может выполнять почти любой компонент педагогических систем, процессов или ситуаций. Чаще всего в такой роли выступают цели воспитания и обучения. В этом случае весь процесс выбора и взаимосвязи компонентов направляется на ее достижение. Системообразующим компонентом может быть организационная форма обучения, под которую выбираются и подстраиваются элементы педагогической системы или процесса.
8. Установление связей и зависимости компонентов является центральной процедурой проектирования. Существует множество видов связей между компонентами в системе, процессе или ситуации. Основные из них: связи происхождения (порождения), построения, содержания и управления.
9. Составление документа, как правило, проводится с учетом соответствующего общепринятого алгоритма, т.е. перечня обязательных разделов и их структурного построения.
10. Мысленное экспериментирование применения проекта — это проигрывание в уме созданного проекта, его самопроверка. Мысленно представляются все особенности его проявления на практике, особенности его влияния на участников, последствия этого влияния. Мысленное экспериментирование предполагает предварительную проверку поведения учащихся и педагогов в спроектированной системе, процессе, ситуации, прогнозирование результата в виде предлагаемого проявления индивидуальных качеств.
11. Экспериментальная оценка проекта — это проверка созданной формы проекта сторонними специалистами, а также людьми, заинтересованными в его реализации. С помощью сторонней экспертизы создается независимая характеристика проекта.
12. Корректировка проекта совершается после терпеливого экспериментирования и широкой экспертной оценки. Получив замечания, определив недостатки, создатели проекта еще раз пересматривают его, редактируют, выправляют, обогащают. Все это и есть корректировка.
13. Принятие решения об использовании проекта — завершающее действие проектирования. После него начинается его применение на практике.
Проектирование процесса классического урока:
1. Четко сформулированная тема.
2. Цель урока.
3. Образовательные задачи:
а) дидактические;
б) воспитательные;
в) развивающие.
4. Оборудование (кино, видеофильмы, таблицы, пособия).
5. Звуковой ряд.
6. Ход урока (предусматривается сценарий, а также вопросы: по ходу урока). На протяжении урока дети должны сами сделать вывод.
7. Вывод урока.
8. Творческое задание, которое дается детям.
9. Подвести итоги. Спросить у детей, что им понравилось, что не понравилось, кто был на уроке самый активный.
10. Поблагодарить детей за хороший урок.
Сценарий внеурочного мероприятия (школьный вечер).
1. Тема вечера.
2. Девиз — цель.
3. Продуманное оформление.
4. Продумать атрибуты.
5. Расписать сценарий вечера.
6. Заключение вечера. Желательно, чтобы каждый участник вечера унес какую-нибудь память, материальный след, хранящий частицу человеческого тепла.
Проектирование процесса «урока— экскурсии».
1. Тема.
2. Необходимое количество времени (младшие классы — 30 минут, старшие классы — 1-1,5 часа).
3. Цель экскурсии.
4. Вид экскурсии.
5. Задачи.
6. Пособия или наглядные средства.
7. Зрительная атрибутика.
8. Сценарий экскурсии. Общая информация (5-8% от всего времени), информация по объектам показа. Далее следует переход непосредственно к объектам.
9. Заключительная информация у последнего объекта.
Педагогическая система
I. Воспитательный проект. На сегодняшний день еще не выработан стереотип воспитательного проекта школы или колледжа, но существуют рекомендации по структуре воспитательного проекта:
1) Матералы по диагностике социальной среды и выявленные интересы детей и родителей. Характеристики выявленных очагов семейно-бытовой культуры. Необходимо протестировать родителей, узнать, чего они ждут от образовательного учреждения. Нужно корректно выявить состав национальностей и конфессий, т. е. учитель должен выявить для себя особенности общения, воспитания, религии и национальности.
2) Проект массовых деятельностных форм, интересующих детей и родителей в предстоящей деятельности, с учетом регионального компонента, т. е. мероприятия, отражающие региональный компонент.
3) Программа совместных дел для школы и населения обслуживающего социума. Главный принцип — не от «кружков детям», а от детей к кружкам, клубам, выставкам, всякого рода общественным акциям.
4) Открытые связи школы с другими учредениями района, города, области. В воспитательном проекте должна прослеживаться генеральная линия, созвучная с концепцией развития учебного заведения.
Центральное звено воспитательного проекта — воспитание как жизнетворчество человека культуры (рассчитан на развитие личности). Содержание и принципы деятельности рассчитаны на особенности социума. В воспитательном проекте должны быть критерии оценки успеха реализации проекта. Могут быть такие предложения: гимн школы, классов, сценарии мероприятий, которые делают «лицо школы» (коллективные дела).
Указанная выше структура воспитательного проекта не является нормативной; она нуждается в дополнительном осмыслении, корректировке и апробации.
II. Проект авторских, модифицированных или адаптивных программ.
Авторская программа.
Часть
Пояснительная записка (1-3 страницы), состоит из разделов:
1) Как родилась идея курса.
2) Адресность курса (для какой школы, класса).
3) Что положено в основу (типовой или ранее опубликованный курс).
4) Что авторского в этой программе.
5) Какова методология курса — философия курса, идеология курса (но не политология!), гносеология, т. е. его познавательная ценность.
6) Логика построения курса.
7) Специфика методики преподавания.
8) Оптимальные формы контроля знаний.
9) Критерий оценки знаний.
Часть
Учебно-тематический план (1-2 страницы)
№ темы | Тема занятий | Количество часов |
Часть
Содержательный аспект программы.
1) Тема 1, формулировка темы (безглагольная форма 1-3 фразы).
2) Расшифровка темы (10-15 фраз).
3) Межпредметные связи (предмет — тема).
4) Звуковой ряд (основной и вспомогательный).
5) Зрительный ряд (все, что будет иллюстрировано).
6) Творческое задание на занятии.
7) Домашнее задание.
8) Педагогические акценты.
Часть
Библиография.