СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Симфоний, 11 увертюр.
1. ЗНАЧЕНИЕ. Новый круг тем и образов. Бетховен – величайший симфонист. Появление каждой симфонии знаменовало для Б. рождение целого мира и являлось обобщением целого этапа творческих исканий.
· «После Бетховена надо отказаться от симфонических планов» (Р.Шуман). «Невозможно сделать что-либо новое и значительное в области симфонии после Бетховена» (Р.Вагнер).
· Симфоническое творчество отличает новый круг тем и образов, рожденный новым содержанием искусства, самой личностью Бетховена. События Французской революции оказали сильнейшее воздействие на формирование мировоззрения Б. У него сложились республиканские (антимонархические) идеалы, веру в которые он сохранял всю жизнь. Природа творчества Б. в какой-то мере сформирована духом времени. Произошел кардинальный сдвиг в общественных взглядах на назначение искусства: обращение к массовой аудитории; небывалые масштабы замыслов.
· На первый план в творчестве Б. выдвигается героико-эпическая гражданская тема, в которойпреломился страстный драматизм эпохи, ее потрясения и катастрофы. Человек сам завоевывает право на свободу и радость. Образы борьбы, столкновения и достижения счастья.
Произведения: увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора№3», симфонии Третья (1802-1804), Пятая (1804-1808), Девятая (1815-1823).
В этих произведениях новая героическая тема воплощена с индивидуальными особенностями. Свои симфонические концепции Б. вынашивал долго.
· Преемственность:
- с Й.Гайдном: сонатно-симфонический цикл – основание архитектуры симфонии. Симфонии №№1-2 (1800-1802) воплощают преемственность принципам классицизма, но здесь уже много медного звучания.
|
- с Моцартом – принципы оперной драматургии.
· Человек и природа – симфония №6 (1808).
· Романтические влияния – Симфония №7- танец, 1812.
(Галацкая, с.83-86)
ОСОБЕННОСТИ ДРАМАТУРГИИ.
· Симфония – драма (драма идей). Идея трагическая, героическая. Идея обуславливает развитие и движение сил на разных этапах драматургии. В основе лежит конфликт личности с действительностью, судьбой, роком. Новый тип драматургии – конфликтный. Взаимодействие образов – сталкиваются непримиримые силы.
· Новый тип симфонизма – героико-действенный.
· Тонально-тематические связи между частями целого и внутри части.
ЭТАПЫРАЗВИТИЯ ДРАМЫ | ||||
ЗАВЯЗКА | ДЕЙСТВИЕ | КУЛЬМИНАЦИЯ | РАЗВЯЗКА | ЭПИЛОГ |
-сопоставление образов; -обозначение конфликта; -постановка проблемы | Торжество победы, духа | |||
развитие на уровне одной части, на уровне целой симфонии |
СИМФОНИЯ №5 ДО МИНОР
(1805-1808)
ЗНАЧЕНИЕ.
· Пятая симфония – идея героически мучительного преодоления препятствия. Никогда еще музыка не достигала такого накала борьбы и не рисовала таких острых столкновений между роковой неизбежностью и мужеством противоречащей ей воли. Симфония воплощает одну из основных идей бетховенского творчества – героику борьбы и победы. Линию драматургического развития здесь можно представить словами:
«От мрака – к свету, через борьбу – к победе».
· Открытие лейтмотива (ТЕМА СУДЬБЫ). Лейтмотив (нем. leitmotiv – ведущий мотив) – оперный термин. Тема или музыкальный оборот, который обрисовывает персонаж или ситуацию и звучит при упоминании о них или при появлении на сцене. Лейтмотив – повторяемая характеристика какого-либо явления, идеи, образа. С помощью «темы судьбы» (стук судьбы) перестукивались заключенные одной из нацистских тюрем.
|
ЭТАПЫДРАМЫ. ДРАМАТУРГИЯ.
часть | тональность/ форма | драматургическая роль |
I часть | Аllegro con brio c-moll. Сонатное allegro. | «Арена борьбы». Драматический конфликт сил зла, рока и человека. |
II часть | Andante con moto. Двойные вариации | Переход в сферу гражданской лирики. Собирание сил, внутреннее перерождение личности. |
III часть | Скерцо c-moll, allegro Сложная 3-х ч. форма | Новый подступ к вершине, борьба за ее завоевание. |
IV часть | Финал C-dur.Сонатное allegro | Героическая развязка драмы. Испытания и борьба приводят к народному ликованию и триумфу. |
роль лейтмотива в драматургии симфонии | |
Лейтмотив судьбы – символ зла, трагически вторгающийся в жизнь человека как препятствие, требующее громадных усилий для преодоления. Резко стучащий ритм («стук судьбы») становится лейтритмом и проходит в различных трансформациях через все части симфонии. | |
I часть | Тема судьбы господствует безраздельно. Все завершается торжествующим лейтмотивом. |
II часть | В первой вариации на тему А тревожно звучит лейтритм - напоминание о предыдущих событиях. |
III часть | Тема-лейтмотив неожиданно вторгается с драматичной силой (тема b). Роковое зловещее началоподчеркнуто тембрами медных (валторны) и чеканным аккордовым сопровождением к «долбящей» мелодии. Этот вариант темы звучит еще более властно и категорично. При повторении эта тема звучит яростно и непреклонно. В Репризе части «тема судьбы» теряет свою категоричность, появляется состояние неизвестности, неуверенности - возврат к прошлому невозможен. Переход к Финалу - непрерывно в басах, как отдаленный гул, звучит лейтритм («стук судьбы»). звучание переходит в триумфальный марш (Г.П. Финала). |
IV часть | Разработка,«эпизод борьбы» - соединяются героическая линия новой темы и стучащийлейтмотив судьбы. Кода. Пульсирующий лейтритм становится музыкой победы. |
|