Под сенью уголовного кодекса




Происхождение Г. связано с социально-бытовыми условиями, у подавляющего большинства лиц, предающихся Г., эти извращения прекращаются, как только субъект попадает в благоприятную социальную обстановку... В советском обществе, с его здоровой нравственностью, Г. как половое извращение считается позорным и преступным. Советское уголовное законодательство предусматривает наказуемость Г., за исключением тех случаев, где Г. является одним из проявлений выраженного психич. расстройства. Большая Советская Энциклопедия, 2 изд Октябрьская революция прервала естественный процесс развитиягомосексуальной культуры в России. Большевики ненавидели всякуюсексуальность, которая не поддавалась государственному контролю и не имеларепродуктивного значения. Кроме того, как и европейские левые, ониассоциировали однополую любовь с разложением господствующих классов и былиубеждены, что с победой пролетарской революцию все сексуальные извращенияисчезнут. Инициатива отмены антигомосексуального законодательства послеФевральской революции принадлежала не большевикам, а кадетам и анархистам.Тем не менее, после Октября, с отменой старого Уложения о наказанияхсоответствующие его статьи также утратили силу. В уголовных кодексах РСФСР1922 и 1926 гг. гомосексуализм не упоминается, хотя там, где он был сильнеевсего распространен, в исламских республиках Азербайджане, Туркмении иУзбекистане, а также в христианской Грузии соответствующие законысохранились. Советские медики и юристы очень гордились прогрессивностью своегозаконодательства. На Копенгагенском конгрессе Всемирной лиги сексуальныхреформ (1928) оно даже ставилось в пример другим странам. В 1930 г. МаркСерейский писал в "Большой Советской энциклопедии": "Советскоезаконодательство не знает так называемых преступлений, направленных противнравственности. Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества,предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интересагомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние..". Однако формальная декриминализации содомии не означала прекращенияуголовных преследований гомосексуалов под флагом борьбы с совращениемнесовершеннолетних и с "непристойным поведением". Официальная позициясоветской медицины и юриспруденции в 1920-е годы сводилась к тому, чтогомосексуализм - не преступление, а трудноизлечимая или даже вовсенеизлечимая болезнь: "Понимая неправильность развития гомосексуалиста,общество не возлагает и не может возлагать вину за нее на носителя этихособенностей... Подчеркивая значение истоков, откуда такая аномалия растет,наше общество рядом профилактических и оздоровительных мер создает всенеобходимые условия к тому, чтобы жизненные столкновения гомосексуалистовбыли возможно безболезненнее и чтобы отчужденность, свойственная им,рассосалась в новом коллективе". Тем не менее уже в 1920-х гг. возможности открытого философского ихудожественного обсуждения этой темы, открывшиеся в начале XX века,постепенно были сведены на-нет. Дальше стало еще хуже. 17 декабря 1933 г.было опубликовано Постановление ВЦИК, которое 7 марта 1934 г. стало законом,согласно которому "мужеложство" снова стало уголовным преступлением, этанорма вошла в уголовные кодексы всех советских республик. По статье 121Уголовного кодекса РСФСР, мужеложство каралось лишением свободы на срок до 5лет, а в случае применения физического насилия или его угроз, или вотношении несовершеннолетнего, или с использованием зависимого положенияпотерпевшего, - на срок до 8 лет. В январе 1936 г. нарком юстиции НиколайКрыленко заявил, что гомосексуализм - продукт разложения эксплуататорскихклассов, которые не знают, что делать; в социалистическом обществе,основанном на здоровых принципах, таким людям, по словам Крыленко, вообще недолжно быть места. Гомосексуализм был, таким образом, прямо "увязан" сконтрреволюцией. Позже советские юристы и медики говорили о гомосексуализмепреимущественно как о проявлении "морального разложения буржуазии", дословноповторяя аргументы германских фашистов. Статья 121 затрагивала судьбы многих тысяч людей. В 1930-1980-х годахпо ней ежегодно осуждались и отправлялись в тюрьмы и лагеря около 1000мужчин. В конце 1980-х их число стало уменьшаться. По данным Министерстваюстиции РФ, в 1989 г. по статье 121 в России были приговорены 538, в 1990 -497, в 1991 - 462, в первом полугодии 1992 г. - 227 человек. Система гулага сама способствовала распространению гомосексуальностиКриминальная сексуальная символика, язык и ритуалы везде и всюду тесносвязаны с иерархическими отношениям господства и подчинения, они более илименее универсальны почти во всех закрытых мужских сообществах. Вкриминальной среде реальное или условное (достаточно произнести, даже незная их смысла, определенные слова или выполнить некий ритуал) изнасилование- прежде всего средство установления или поддержания властных отношений.Жертва, как бы она ни сопротивлялась, утрачивает свое мужское достоинство ипрестиж, а насильник, напротив, их повышает. При "смене власти" прежниевожаки, в свою очередь, насилуются и тем самым необратимо опускаются внизиерархии. Дело не в сексуальной ориентации и даже не в отсутствии женщин, ав основанных на грубой силе социальных отношениях господства и подчинения иосвящающей их знаковой системе, которая навязывается всем вновь пришедшим ипередается из поколения в поколение. Самые вероятные кандидаты на изнасилование - молодые заключенные. Примедико-социологическом исследовании 246 заключенных, имевших известныелагерной администрации гомосексуальные контакты, каждый второй сказал, чтобыл изнасилован уже в камере предварительного заключения, 39 процентов - подороге в колонию и 11 процентов - в самом лагере. Большинство этих мужчинранее не имели гомосексуального опыта, но после изнасилования, сделавшего их"опущенными", у них уже не было пути назад. Ужасающее положение "опущенных" и разгул сексуального насилия в тюрьмахи лагерях подробно описаны в многочисленных диссидентских воспоминаниях(Андрея Амальрика, Эдуарда Кузнецова, Вадима Делоне, Леонида Ламма и других)и рассказах тех, кто сам сидел по 121 статье или стал жертвой сексуальногонасилия в лагере (Геннадий Трифонов, Павел Масальский, Валерий Климов идругие). Вот свидетельство очевидца: "В пидоры попадают не только те, кто на воле имел склонность кгомосексуализму (в самом лагере предосудительна только пассивная роль), но ипо самым разным поводам. Иногда достаточно иметь миловидную внешность ислабый характер. Скажем, привели отряд в баню. Помылись (какое там мытье:кран один на сто человек, шаек не хватает, душ не работает), вышли впредбанник. Распоряжающийся вор обводит всех оценивающим взглядом. Решает:"Ты, ты и ты - остаетесь на уборку", - и нехорошо усмехается. Пареньки, накоторых пал выбор, уходят назад в банное помещение. В предбанник с гоготомвваливается гурьба знатных воров. Они раздеваются и, сизоголубые от сплошнойнаколки, поигрывая мускулами, проходят туда, где только что исчезли наширебята. Отряд уводят. Поздним вечером ребята возвращаются заплаканные икучкой забиваются в угол. К ним никто не подходит. Участь их определена". Сходная, хотя и менее жесткая система, бытовала и в женских лагерях,где грубые, мужеподобные и носящие мужские имена "коблы" помыкали зависящимиот них "ковырялками". Если мужчинам-уголовникам удавалось прорваться вженский лагерь, высшей доблестью считалось изнасиловать "кобла", которыйпосле этого был обязан покончить самоубийством. Администрация тюрьмы или лагеря, даже при желании, практическибессильна изменить эти отношения, предпочитая использовать их в собственныхцелях. Угроза "опидарасить" часто использовалась следователями и охранойлагерей, чтобы получить от жертвы нужные показания или завербовать ее. Из криминальной субкультуры, которая пронизала собой все стороны жизнисоветского общества, соответствующие нравы распространились и в армии."Неуставные отношения", дедовщина, тираническая власть старослужащих надновобранцами часто включают явные или скрытые элементы сексуального насилия. По словам журналиста Ю. Митюнова, опросившего более 1000военнослужащих, техника изнасилования повсюду одна и та же: как правило,после отбоя двое-трое старослужащих отводят намеченную жертву в сушилку,каптерку или другое уединенное место (раньше популярны были ленинскиекомнаты) и, подкрепляя свою просьбу кулаками, предлагают "обслужитьдедушку". В обмен на уступчивость "солобону" предлагается "хорошая жизнь" -освобождение от нарядов и покровительство. Выполняются обещания крайнередко, и легковерный, о сексуальной роли которого становится скоро известновсей роте, весь срок службы несет двойные тяготы и навсегда остается"сынком", прислуживая даже ребятам своего призыва. Статья 121 дамокловым мечом нависала и над теми, кто не сидел втюрьмах. Милиция и КГБ вели списки всех действительных и подозреваемыхгомосексуалов, используя эту информацию в целях шантажа. Эти списки,разумеется, существуют и поныне. Поскольку однополая любовь в любой форме была вне закона, до конца 1991г. "голубым" и лесбиянкам было негде открыто встречаться с себе подобными. Вбольших городах существовали известные места, так называемые "плешки", гдесобирался соответствующий контингент, однако страх разоблачения и шантажалишает такие контакты человеческого тепла и интимности. Экстенсивныйбезличный секс резко увеличивал риск заражения венерическими заболеваниями.Опасаясь разоблачения, люди избегали обращаться к врачам или делали этослишком поздно. Еще труднее было выявить источник их заражения. Ни о какойправовой защите гомосексуалов не могло быть и речи. Организованные группыхулиганов, иногда при негласной поддержке милиции, провоцируют, шантажируют,грабят, избивают и даже убивают "голубых", лицемерно изображая себязащитниками общественной нравственности и называя действия "ремонтом".Поскольку геи боялись сообщать о таких случаях в милицию, большая частьпреступлений оставалась безнаказанной, а потом работники милиции их жеобвиняли в том, что они являются рассадниками преступности. Убийства с цельюограбления сплошь и рядом изображались следствием якобы свойственнойгомосексуалам особой патологической ревности и т.д. Статью 121 нередко использовали также для расправы с инакомыслящими,набавления лагерных сроков и т.д. Часто из этих дел явственно торчалиослиные уши КГБ. Так было, например, в начале 1980-х годов с известнымленинградским археологом Львом Клейном, процесс которого с начала и до концадирижировался местным КГБ, с грубым нарушением всех процессуальных норм. Применение закона было избирательным. Известные деятели культуры, еслиони не вступали с конфликт с властями, пользовались своего рода иммунитетом,на их "наклонности" смотрели сквозь пальцы, но стоило не угодитьвлиятельному начальству, как закон тут же пускался в дело. Так сломали жизньвеликого армянского кинорежиссера Сергея Параджанова. Во второй половине1980-х годов подвергли позорному суду, уволили с работы и лишили почетныхзваний главного режиссера Ленинградского Театра Юного Зрителя Народногоартиста РСФСР Зиновия Корогодского и т.д. Судебные репрессии усугублялись мрачным заговором молчания, которыйраспространялся даже на такие академические сюжеты, как фаллические культыили античная педерастия. В сборнике русских переводов Марциала было выпущено88 стихотворений, при переводах арабской поэзии любовные стихи, обращенные кмальчикам, переадресовывались девушкам и т.п. "Неназываемость" еще больше усиливала психологическую трагедиюсоветских "голубых", которые не могли даже понять, кто они такие. Непомогала им и медицина. Когда в 1970-х г.г. стали выходить первые книги посексопатологии, гомосексуализм трактовался в них как опасное "половоеизвращение". Даже наиболее либеральные и просвещенные советскиесексопатологи и психиатры, поддерживавшие декриминализацию гомосексуализма,за редкими исключениями, по сей день считают его болезнью и воспроизводят всвоих трудах многочисленные нелепости и отрицательные стереотипы,существующие в массовом сознании. Такая же картина существует в педагогике. Эпидемия СПИДа еще больше ухудшила положение. В 1986 г. заместительМинистра здравоохранения и Главный санитарный врач СССР академик медициныНиколай Бургасов публично заявил: "У нас в стране отсутствуют условия длямассового распространения заболевания: гомосексуализм как тяжкое половоеизвращение преследуется законом (статья УК РСФСР 121), проводится постояннаяработа по разъяснению вреда наркотиков". Когда СПИД уже появился в СССР,руководители государственной эпидемиологической программы в своих публичныхвыступлениях опять-таки винили во всем гомосексуалов, представляя ихносителями не только вируса приобретенного иммунодефицита, но и всякогопрочего зла. Эта линия продолжается и поныне.

Свобода - для чего?

А надо вам заметить, что гомосексуализм в нашей стране изжит хоть и окончательно, но не целиком. Вернее, целиком, но не полностью. А вернее даже так: целиком и полностью, но не окончательно. У публики ведь что сейчас на уме? Один только гомосексуализм. Венедикт Ерофеев Начиная с 1987 г., вопрос о том, что такое гомосексуализм и какотноситься к "голубым",- считать ли их больными, преступниками или жертвамисудьбы, - стал широко обсуждаться на страницах массовой, особенномолодежной, печати, по радио и на телевидении. Из журналистских очерков иопубликованных писем гомосексуалов, лесбиянок и их родителей рядовыесоветские люди впервые стали узнавать об искалеченных судьбах, милицейскомпроизволе, судебных репрессиях, сексуальном насилии в тюрьмах, лагерях, вармии и о трагическом, неизбывном одиночестве людей, обреченных жить впостоянном страхе и не могущих встретить себе подобных. Каждая такаяпубликация вызывала целый поток противоречивых откликов. Проблема декриминализации гомосексуализма в юридических кругахобсуждалась давно. О нелогичности статьи 121 Уголовного кодекса РСФСРговорилось уже в учебнике уголовного права М. Шаргородского и П. Осипова(1973). Ведущий специалист в области половых преступлений профессор А.Н.Игнатов поднимал этот вопрос перед руководством Министерства Внутренних делСССР в 1979 г. Сам я безуспешно пытался опубликовать статью на эту тему вжурнале "Советское государство и право" в 1982 г. В пользу отмены статьи 121приводился целый ряд доводов: несоответствие советского законодательстванормам и принципам международного права; его противоречие общимпредставлениям современной науки; соображения гуманитарного порядка, то, чтолюди не свободны в выборе сексуальной ориентации; отсутствие внутреннейлогики в самой правовой системе, карающей только мужской гомосексуализм;социальный ущерб в результате отчуждения гомосексуалов от общества изаталкивания их в грязное подполье; санитарно-гигиенические соображения, вчастности, трудности борьбы с венерическими заболеваниями; неизбежностьзлоупотреблений со стороны правоохранительных органов. Однако процесс декриминализации гомосексуальности затянулся до мая 1993г. Сделано это было главным образом под давлением международногообщественного мнения, чтобы обеспечить вступление России в Совет Европы,причем сделано втихую, без широкого оповещения и разъяснения в средствахмассовой информации. Окончательно это закреплено в новом Уголовном кодексе РФ, вступившем всилу с 1 января 1997 г. Хотя вообще отказаться от упоминания мужеложства,как предлагали некоторые специалисты, законодатели не решились, теперьнаказываются только насильственные действия или совершенные в отношениинесовершеннолетних. Статья 132 "Насильственные действия сексуальногохарактера" предусматривает, что "мужеложство, лесбиянство или иные действиясексуального характера с применением насилия или угрозы его применения кпотерпевшему (потерпевшей) или к другим лицам либо с использованиембеспомощного положения потерпевшего (потерпевшей), наказываются лишениемсвободы на срок от трех до шести лет." Фигурировавшее в разных вариантахзаконопроекта "удовлетворение половой потребности в извращенных формах"исчезло. Статья 133 "Понуждение к действиям сексуального характера" карает"понуждение лица к половому сношению, мужеложству, лесбиянству илисовершению иных действий сексуального характера путем шантажа, угрозыуничтожения, повреждения или изъятия имущества либо с использованиемматериальной или иной зависимости потерпевшего". Упоминание лесбиянства, которого не было ни в одном русском уголовномзаконодательстве, формально есть шаг назад, но фактически это своеобразная,хотя довольно комичная, дань принципу равенства полов. Наконец, статьей 134установлен единый легальный возраст согласия - 14 лет, независимо от полаучастников. Это можно считать большим шагом вперед. Определенные положительные сдвиги в отношении к сексуальнымменьшинствам произошли и в общественной психологии. Советское обществоотличалось крайней нетерпимостью к любому инакомыслию и необычномуповедению, даже совершенно невинному, гомосексуалы же были самойстигматизированной социальной группой. При Всесоюзном опросе ВЦИОМ в ноябре1989 г. на вопрос "Как следовало бы поступать с гомосексуалистами?" 33процента опрошенных ответили - "ликвидировать", 30 процентов -"изолировать", 10 процентов - "предоставить самим себе" и только 6 процентов- "помогать". За прошедшие девять лет уровень гомофобии в России заметнопонизился, хотя все еще остается одним из самых высоких в мире. Геи и лесбиянки стали видимыми и слышимыми. Однополая любовь сталамодной темой средств массовой информации, связанные с нею проблемы открытообсуждаются на ТВ и в массовых газетах. В кинотеатрах и по телевидению идутклассические фильмы Джармена, Висконти и других. Гомосексуальные аллюзии ужемало кого шокируют. Широкий читатель впервые открыл для себя поэзию МихаилаКузмина и его роман "Крылья". На русский язык переведены многие произведенияЖана Жене, Джеймса Болдуина, Трумэна Капоте, Юкио Мисимы, Уильяма Берроуза,стихи Кавафиса, воспоминания Жана Марэ и др. Появилось новое российскоегомоэротическое искусство, литература, поэзия, драматургия и балет. Интереск этой проблематике проявляют не только собственно геевские издания, но иорганы молодежного художественного авангарда, такие как "Митин журнал" и"Птюч". Многое меняется в повседневном быту. В Москве и Петербурге открытофункционируют голубые дискотеки и бары. В первые годы гласности "за" геев и лесбиянок говорили исключительно"эксперты", в тональности отчужденного сочувствия. В конце 1989 г. в Москвебыла создана первая "Ассоциация сексуальных меньшинств (Союз лесбиянок игомосексуалистов)". Программа АСМ подчеркивала, что это "прежде всегоправозащитная организация, ее основная цель - полное равноправие людейразличной сексуальной ориентации". В СПИД-инфо было напечатано обращение кПрезиденту СССР и Верховным Советам СССР и союзных республик, подписанное В.Ортановым, К. Евгеньевым и А. Зубовым с просьбой отменить дискриминационныестатьи уголовного кодекса и объявить амнистию тем, кто был осужден по этимстатьям. Одновременно они заявили "о своем безусловном осуждении любыхпопыток растления малолетних и насилия, в какой бы форме и по отношению клицам какого бы пола и кем бы эти попытки ни предпринимались... Мы никого нестремимся обратить в свою веру, но мы таковы, какими нас сделала природа.Помогите нам перестать бояться. Мы - часть вашей жизни и вашей духовности.Это не наш и не ваш выбор". Однако в пост-советском обществе все социальные движения сразу женачинают дробиться на группы и фракции, которые не хотят работать совместно.Геи и лесбиянки не были исключением. Сразу же после выхода второго пробногономера газеты Тема в АСМ произошел раскол и возникший на ее месте МосковскийСоюз лесбиянок и гомосексуалистов (МСЛГ) возглавили более радикальнонастроенные Евгения Дебрянская и Роман Калинин. Заручившись политической ифинансовой поддержкой американских гей-организаций, они решили действоватьпутем уличных митингов и демонстраций под хлесткими политическими лозунгами,рассчитанными не столько на соотечественников, сколько на западныхкорреспондентов. Радикальным американским гей-активистам эта тактикаимпонировала. Но Москва - не Сан Франциско. Требования Либертарианскойпартии, в которую входил МСЛГ, о легализации гомосексуальности, проституциии наркотиков, каждое в отдельности, были достаточно серьезны, но взятые всевместе и без аргументов, - а в прессу попадали только голые лозунги, - онилишь подкрепляли стереотип, что гомосексуализм, проституция и наркомания -явления одного порядка и что никакого снисхождения "этим людям" оказыватьнельзя. Легкомысленные и безответственные заявления начинающих игроков вполитику спровоцировали ряд громких политических скандалов, которыекоммунистическая и националистическая пресса использовала для моральнойдискредитации сексуальных меньшинств. Отсутствие политического опыта, финансовые трудности и постоянныевнутренние распри привели к тому, что большинство геевских организаций ипечатных изданий оказались более или менее краткосрочными ималовлиятельными. Хотя региональные правозащитные и культурные организациигеев и лесбиянок созданы в Москве, Петербурге, Барнауле, Ростове, НижнемТагиле, Калуге, Мурманске, Омске, Томске, Ярославле и некоторых другихгородах, большинство из них существуют только на бумаге. Не увенчалось успехом и создание в 1995 г. общенациональной ассоциациилесбиянок, геев и бисексуалов "Треугольник". Московские власти незаконноотказали ей в официальной регистрации, ссылаясь на то, что она якобы"противоречит общественным нормам нравственности". Лидеры "Треугольника"подали в суд, но пока дело ожидало рассмотрения, у них кончились деньги и вочередной раз сменилось руководство, так что всякая работа прекратилось. Втрудном положении находится и геевская пресса. В 1998 г. более или менеерегулярно выходили только московский информационный бюллетень "Зеркало"(тираж 200 экземпляров) и луганский информационно-просветительский журнал"Наш мир" (500 экземпляров). Наиболее важным и эффективным средством общения и получения информациио себе и себе подобных стал для геев и лесбиянок Интернет. Из нескольких"голубых" сайтов, существующих в российском Интернете, следует особовыделить руководимый Эдом Мишиным Gay.ru, который имеет не только службузнакомств и дискуссионный клуб, но и оперативно сообщает об основныхсобытиях геевской культурной жизни, новых книгах и журналах, зарубежныхновостях и т.д.. Сайт рассчитан не только на геев и лесбиянок, но также и наби= и транссексуалов. За короткий срок Gay.ru стал одним из самых популярныхсайтов в российском Интернете. Но сколько россиян имеют регулярный доступ вИнтернет? Между тем положение геев и лесбиянок в России еще далеко от нормцивилизованного общества. Никаких законов, ограждающих их от дискриминации идиффамации в стране нет и не предвидится, а примеров того и другого сколькоугодно. Большей частью нападки на "голубых" - плоть от плоти общихантидемократических, антисемитских, шовинистических и откровенно фашистскихнастроений. Разжигание гомофобии часто служит просто средством дискредитацииполитических противников. Лидер шовинистического союза "Возрождение" ВалерийСкурлатов в августе 1993 г. заявил, что 70 процентов членов правительстваЕльцина - гомосексуалисты, представляющие опасность для государства из-засвоей ненависти к здоровым гражданам. Обвинения такого рода охотно муссирует также желтая, а порой и"демократическая" пресса. Например, в "Комсомольской правде" 24 января 1998г. опубликован большой материал "Это войдет в аналы Старой площади: Чудомизбежав банального изнасилования, наш корреспондент все же подготовил этотматериал - о нравах, царящих на высших этажах российской власти". В началоего вынесен текст: "Уйди, противный! Мы тут Россией руководим...." Любаяинформация о людях "нетрадиционной" ориентации в большинстве газет подаетсяв издевательском, ерническом тоне. Открыто гомофобские сайты, призывающие кфизическому уничтожению гомосексуалов, существуют и в российском интернете. В очернении гомосексуалов активно участвуют некоторые врачи, особеннопсихиатры старой формации, которые по-прежнему считают гомосексуальностьопасным половым извращением и психическим заболеванием. Это проявляется и ванти-спидовской пропаганде. Хотя глава российской анти-спидовской службыВ.В. Покровский несколько раз публично поддерживал декриминализациюгомосексуальности, в своей программной статье о мерах по профилактике СПИДаон говорит о "моральной деградации населения", проявляющейся, в частности, в"гомосексуализации культуры". Однополая любовь для него - такое же зло, каксексуальная распущенность, наркомания и проституция. Как можно с такимиустановками работать с "группой риска" - непонятно. Анти-геевские настроения могут быть и не связаны с фашизмом илитрадициями советской "репрессивной психиатрии". Сенсационность и, я бысказал, вызывающий эксгибиционизм, с которым российская пресса пишет об этихсюжетах, побуждает включаться в эту компанию даже некоторых либеральныхинтеллигентов. На встрече деятелей российской интеллигенции с президентскойадминистрацией 19 августа 1996 г. выдающийся писатель Фазиль Искандер,поддержанный пианистом Николаем Петровым, предложил даже ввести нравственнуюцензуру "в связи с нашествием на телеэкраны агрессивной прослойкисекс-меньшинств", - "всяких пенкиных и моисеевых". По словам газетногоотчета, "вялое сопротивление "духу цензуры" оказал только МстиславРостропович, сказав: "Лишь благодаря знакомству с творчеством Элтона Джона японял, что такое "рок". Представление, что все люди делятся на "гомофилов" и "гомофобов",вообще не соответствует истине. Большинству россиян сюжеты, связанные ссексуальной ориентацией, глубоко безразличны и когда их преподносят как едвали не главный вопрос эпохи, это вызывает у них раздражение. Например, основатель интернетской "Лиги сексуального большинства"Кирилл Готовцев ничего не имеет против однополой любви, но ему "кажетсяобидным и несправедливым то количество событий, которое некоторая частьнаселения устраивает вокруг своей сексуальной ориентации. Я уверен, что онотого не стоит. Мне почему-то кажется, что мы имеем дело с некоторойспециальной формой расизма, когда несколько людей, обнаружив у себя то, чемони непохожи на большинство, начинают по этому признаку кучковаться итребовать от остальных чего-то там, на том основании, что они особенные.Хотя из общества они выделили себя сами". Думаю, что если бы Кирилл лучше знал историю и сумел поставить себя наместо людей, которые много лет были "неназываемыми" и теперь пытаютсянаверстать упущенное, он отнесся бы к ним, как и к прочим меньшинствам,снисходительнее. Принадлежность к большинству - привилегия, котораянакладывает и определенные моральные обязательства. Тем не менее этапроблема реальна. Некритическое копирование американского опыта "сексуальногоосвобождения" так же непригодно для России, как и некоторые экономическиемодели. Российские "голубые" интеллектуалы и художники не выходят со своимисексуальными исповедями на публику не только потому, что боятся последствий,но и потому, что предпочитают не выставлять свою личную жизнь напоказ.Коммерциализация "голубого", как и всякого прочего, секса, их шокирует, апретензии самопровозглашенных лидеров раздражают: "Я не хочу принадлежать ник какой субкультуре. Я знаю, что это модно на Западе, но из того, что япредпочитаю спать преимущественно с мужчинами-геями, не вытекает, что я хочуобщаться в первую очередь с ними же". Как считает редактор журнала "РИСК" Дмитрий Кузьмин, "гей-движение иgay community - явления для России нехарактерные и неактуальные, но это неспецифика российских геев, а специфика российского общества вообще, вкотором советская эпоха выработала стойкое недоверие к любой общественнойактивности, к любым объединительным порывам и т.п. И даже тем, чей кругобщения почти исключительно гомосексуален, мысль о какой-тоинституционализации этого положения вещей представляется вполне нелепой.Принципиально нынешний расклад всех устраивает: минимум необходимой геевскойинфраструктуры (бары, дискотеки, журналы и т.п.), а все остальное общение -чисто приватным образом. Другое дело - что в настоящий момент эта самаяинфраструктура плохо развита: два-три клуба на всю Москву и пяток - на всюРоссию, - это невозможно мало (просто потому, что у геев тоже бывают разныевкусы и интересы, в конце концов, разный возраст, - потому и клубы да барыим нужны разные), а кроме того, хотелось бы, как минимум, свои библиотеки икнижные магазины, свой медицинский центр и психотерапевтическую службу... Ноидея gay community, насколько я понимаю, носит гораздо более тотальныйхарактер, вплоть до голубого баскетбольного клуба и обществагеев-филателистов. Это забавно, но не очень понятно для русского человека(может быть, вообще для европейца: по-видимому, американской культуресвойственна большая публичность личной жизни, отождествление понятий "нескрывать, не стесняться" - с одной стороны и "всем показывать" - с другой)." Вероятно, со временем российские геи и лесбиянки будут иметь не толькособственные коммерческие издания, бары и дискотеки, но и свои "общинные"консультативные и правозащитные центры. Однако едва ли это выльется всоздание таких организованных общин, как в США. А пока что... Дым Отечества нам сладок и приятен. Но некоторым он больно ест глаза. В ПОИСКАХ СЕБЯ "Я не такой, как другие" Кто знает, почему человеку свойственно любить так, а не иначе? Гомосексуальность была дана мне так же, как цвет моих глаз или количество моих ног. Уже ребенком я чувствовал, что меня привлекают мальчики... Я вынужден был приспособиться к этому, жить с этим, прекрасно понимая, что подобный образ жизни не принимается обществом. Жан Жене Гомосексуальность не выбирается, а вот гомосексуальные роли - вероятно, да. География и хореография нашего первого геевского опыта, если мы его продолжаем (а ты продолжаешь его только, если ты уже являешься гомиком) влияет на весь наш последующий опыт. Нед Рорем На вопрос "Когда и как вы узнали о своей гомосексуальности?" геи илесбиянки иногда отвечают контр-вопросом: "А когда и как вы узнали о своейгетеросексуальности?", на который ни один "натурал" ответить не может. Нопри всей моральной корректности такой вежливой отповеди - не задавай другомуинтимных вопросов, которых ты не задавал самому себе, - между становлениемгетеро= и гомосексуальной идентичности есть принципиальная разница. Поскольку воспитание детей всегда "гетероцентрично", нацелено наформирование гетеросексуальности, - "всякий нормальный мужчина испытываетвлечение к женщинам, и наоборот", - "натуральным" мальчикам и девочкам неприходится "открывать" свою сексуальную идентичность, они не задумываются оней, а принимают, усваивают ее в готовом виде, как нечто само собойразумеющееся. Собственная сексуальная идентичность становится для ребенкапроблемой, только если у него что-то неладно, например, если еготелосложение или поведение не соответствуют общепринятым представлениям иполоролевым ожиданиям, заставляя окружающих людей, а затем и его самогозадуматься: "настоящий" ли он мальчик или девочка? Так как детские иподростковые представления о "мужественности" часто нереалистичны изавышены, эта проблема возникает у многих мальчиков, но далеко не так остро,как у геев, и без "сексуальных" обертонов. Сексуальная идентичность геев и лесбиянок проблематична изначально,всегда. Они не находят, а открывают и в известном смысле создают ее,необходимый объем индивидуального творчества здесь гораздо больше. Вспоминаясвое детство, многие геи и лесбиянки отмечают, что с раннего детстваотличались от сверстников своего пола: одевались не в ту одежду, любили нете игры, выбирали не тех партнеров и т. д. Разумеется, речь идет не осексуальности, а просто о несовпадении поведения и интересов ребенка с тем,что характерно для большинства детей его пола. Особенно остро возникают этипроблемы у тех мальчиков и девочек, телосложение и внешность которых такжене соответствуют стереотипу (женственный мальчик и мужеподобная девочка). Вот как выглядят детские воспоминания сан-францисских геев и лесбиянокпо сравнению с контрольной гетеросексуальной группой. Таблица 1. Ретроспективная оценка своей непохожести на других детейсвоего пола (в процентах) мужчины женщины геи гетеро лесбиянки гетеро No = 686 No = 337 No = 293 No=140 Не получали удовольствия от деятельности, типичной для своего пола 6310 63 15 Получали удовольствие от действий, нетипичных для своего пола 48 11 8161 Не соответствовали нормам маскулинности или фемининности 56 8 80 24 Большинство друзей детства были противоположного пола 42 13 60 40 Разумеется, отнюдь не все геи бывают в детстве женственными, алесбиянки - мужеподобными. Почти половина сан-францисских геев имели вдетстве типично мужские повадки, интересы и деятельность; этого не могласказать о себе почти четверть контрольной группы. Тем не менее поведение,чувства и особенно образы Я многих гомосексуальных мальчиков и девочексильно отличаются от типичных для их "натуральных" сверстников и сверстниц.Это влияет и на их последующее поведение и самосознание. Американскийисследователь Фредерик Уитэм опросил 206 взрослых геев и 78 гетеросексуалов,интересовались ли они в детстве куклами, вышиванием и другими "девчоночьими"играми и занятиями; любили ли они переодеваться в женскую одежду;предпочитали ли играть больше с девочками, чем с мальчиками; не было ли уних женских, "девчоночьих" прозвищ; предпочитали ли они сексуальные игры смальчиками или с девочками. Разница оказалась огромной, особенно междукрайними группами исключительных гомо= и гетеросексуалов. Сходная картинаобнаружилось и в других странах, Бразилии, Гватемале и на Филиппинах. По мере взросления, признаки психологической "женственности" убольшинства геев ослабевают или исчезают. Из опрошенных 1500 чигагских геев,в детстве считались "неженками" 42%, в юности - 33%, а к моментуобследования - только 8%. Желание быть девочкой (женщиной) уменьшилось с 22%в детстве и 15% в юности до 5% у взрослых. Дружили преимущественно сдевочками (женщинами) в детстве 46%, в юности - 27%, а среди взрослых - 9%.Ослабление, убывание женственных черт (его называют дефеминизацией),происходит и у остальных мальчиков (в раннем детстве мальчики, как идевочки, находятся под женским, материнским, влиянием, и это сказывается наих поведении), но исходный, первоначальный уровень фемининности у"натуральных" мальчиков гораздо ниже, поэтому им легче ее изжить. Тем, у кого "женских" задатков изначально больше, преодолеть ихзначительно труднее, поэтому процесс дефеминизации у них затягивается,порождая устойчивые, иногда на всю жизнь, сомнения в своей маскулинности.Такие мальчики уютнее чувствуют себя в менее соревновательном женскомобществе и в то же время испытывают напряженный интерес и тяготение кмужскому началу, выступающему для них как недостижимый образец. В периодполового созревания эта тяга к мужскому началу нередко сосредоточивается накаком-то конкретном образе и эротизируется. Одних мальчиков влечет к болеестаршим, сильным, физически развитым подросткам и юношам, общение скоторыми, не обязательно сексуальное, приобщает их к вожделенноймужественности, в которой, как им кажется, им самим отказано. Другие,напротив, тянутся к младшим, более слабым и нежным мальчикам, среди которыхони чувствуют себя увереннее и мужественнее, чем среди ровесников. Этосоздает благоприятный эмоциональный фон для формирования гомоэротизма ивыбора соответствующего объекта привязанности - более старшего и сильногоили, напротив, мла


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: