СТИЛИ ЖИЗНИ И ЦВЕТА ЛЮБВИ




Типы и личности

Человек не из одного какого-нибудь побуждения состоит, человек - целый мир. Федор Достоевский Человека встречаешь и спрашиваешь себя, на кого он похож. И только уверившись, что существенное в этом человеке не его подобие с другими, а отличие от всех, начинаешь с интересом узнавать его и понимать в своеобразии. Михаил Пришвин Многие люди уверены, что геев можно безошибочно распознать поженственной внешности, высокому голосу и мягким манерам, а лесбиянок - поагрессивности и мужеподобию. Это, конечно, иллюзия. Стопроцентный "натурал"может иметь женственную внешность и высокий голос, а мускулистое телободибилдера - быть внешней оболочкой, скрывающей застенчивую женственность игомоэротизм. Разумеется, в любом стереотипе есть какое-то зерно истины. Многиемужчины-гомосексуалы в детстве отличаются мягкими, женственными чертамилица; своим матерям, сверстникам и посторонним наблюдателям они кажутсяменее маскулинными, но более красивыми или "хорошенькими", чем обычныемальчики. Взрослые геи также нередко отличаются более легкой, изящной фигурой.Например, при сравнении 318 молодых (от 18 до 22 лет) канадских геев= итакого же числа гетеросексуалов, первые оказались в среднем на 1.5 см нижеростом и на 5 кг легче вторых, а половое созревание они пережили на 1.2 годараньше. Теоретически, эти три свойства (более легкий костяк, менее развитаямускулатура и более раннее сексуальное созревание), которые большехарактерны для женщин, чем для мужчин, могут быть показателямибиологической, телесной феминизации геев. Но нельзя исключить ипсихологических факторов: подобно женщинам, "голубые" больше обычных мужчинзаботятся о своей внешности, особенно о весе, строже соблюдают диету и т.д.Однако эти факты могут оказаться и случайными. Чтобы проверить этипредположения, нужны объективные антропометрические исследования на большихвыборках. К тому же за средними показателями скрываются громадные индивидуальныеразличия. На любой геевской тусовке можно встретить не только изящных,похожих на мальчиков, мужчин, но и толстых, грубых и волосатых (один изпоказателей маскулинности) мужиков. Сами геи распознают "своих" - этуспособность, в основе которой лежит тренированная интуиция, они называют"гейдар" или "геевский радар" - не столько по телесному облику, сколько потонким психологическим признакам: особый взгляд, походка, жесты, манеры,повышенное внимание к привлекательным мужчинам и т.д. Некоторые из этихпризнаков возникают автоматически, сами собой, но большая частьвырабатывается путем подражания в процессе общения с себе подобными: надо желюдям как-то обозначить, сделать себя узнаваемыми. Социально-демографический профиль геев тесно связан с особенностями ихобщества. Западноевропейские и американские геи - преимущественно горожане.27% американских геев и лесбиянок (и только 18% гетеросексуалов) живут вгородах с населением свыше 3 млн., а 61% - свыше 1 млн. жителей. В большихгородах у них есть свои излюбленные районы проживания, где они составляютзначительное меньшинство, а то и большинство населения (например, в ЗападномГолливуде). Но, как мы видели выше, это объясняется не тем, что геирождаются в больших городах, а миграционными процессами и поиском себеподобных. Уровень образования американских, канадских и немецких геев значительновыше среднего. Например, среди восточногерманских геев доля интеллигентоввдвое превышала средние показатели по ГДР, а в ФРГ высшее и среднееспециальное образование имели 59% опрошенных гомосексуалов. Это объясняется главным образом психологическими факторами. По многимпсихологическим тестам (особенно по направленности интересов)гомосексуальные мужчины больше похожи на женщин, чем на гетеросексуальныхмужчин, а лесбиянки - наоборот. В детстве эти различия проявляются особенносильно. Школьные отметки "голубых" мальчиков, как правило, выше среднегоуровня. Возможно, дело не столько в способностях, сколько в том, что умаленьких геев есть дополнительный стимул к учебе и интеллектуальномуразвитию: поскольку многие из них не могут преуспеть в типичной мальчишескойдеятельности, спорте и соревновательных играх, они вынуждены искать другиепути самореализация. При этом художественно-гуманитарные интересы у них решительнопревалируют над практическими и естественнонаучными. Гомосексуальныемальчики везде и всюду предпочитают силовым и соревновательным видам спортаактерскую деятельность или танцы. Это сказывается и на будущей профессиональной деятельности. Средиамериканских геев больше людей, имеющих собственное дело, и лиц такназываемых свободных профессий (18% против 11% в среднем по США). Многиемужчины-геи предпочитают работе на производстве индустрию развлечений исферу обслуживания (актеры, шоумены, дизайнеры, продавцы, парикмахеры ит.д.) В целом, это весьма успешная социальная группа, хотя представление,будто все они богаты, не соответствует действительности и продиктовано взначительной мере завистью. Личные установки и ценности американских геев отличаются от типичныхдля "стопроцентного американского мужчины". Они гораздо больше "натуралов"озабочены собственным Я. Интроспекцию, потребность в самопознании призналиважной ценностью 43% геев и лесбиянок и только 23% гетеросексуалов. Так называемая "геевская чувствительность" проявляется в повышеннойэмоциональной возбудимости, ранимости и чувствительности к стрессам.Некоторым из них жизнь кажется слишком напряженной, они хотят сделать ееболее спокойной, избегая рискованных профессий и лишней ответственности.Многие геи испытывают недоверие к миру и окружающим людям, подозревая их вовраждебном к себе отношении (такая настороженность, коренящаяся в их личноми историческом опыте, типична для всех дискриминируемых меньшинств). В то жевремя их отличает повышенный артистизм. Геи больше обычных мужчин заботятся о своей физической форме, состоянииздоровья и внешности, включая одежду, придают больше значения личномуобщению, охотнее выходят за рамки повседневности, выше ценят воображение иличное творчество. Это типично не только для художников, но и для самыхобычных геев-потребителей. Эгоцентризм и гедонизм, жажда удовольствий,новизны, развлечений и приключений часто приходят в противоречие с нормамитрадиционной буржуазной морали. В отличие от типичного мужчины-"трудоголика", целиком поглощенногокарьерой и зарабатыванием денег, геи умеют ценить разнообразный досуг,вкусную пищу, путешествия в дальние страны и т.п. Они тратят значительнобольше времени на посещение магазинов и получают от этого большеудовольствия, чем "натуральные" мужчины, внимательнее следят за модой,покупают больше предметов роскоши, книг, произведений искусства, чаще ходятв театры. Эстетические качества обиходных вещей для них часто важнееутилитарных. В одном исследовании профессиональных интересов, "реальные"ценности предпочли 3% геев и 23% "натуралов", а художественныесоответственно - 30% и 15%. В одежде геи чаще предпочитают новые, необычные,подчас вызывающие модели. Однако маркетинговые исследования показывают, чтов сфере потребления, как и во всем остальном, геи не образуют единой группыи принадлежат к разным субкультурам. Однозначного объяснения "геевской чувствительности" не существует. Одниученые считают, что геи от природы обладают повышенными художественнымиспособностями, благодаря особому сочетанию в их психике мужских и женскихчерт, которое помогает им преодолевать половую ограниченность. Другиеобъясняют высокий удельный вес гомо= и бисексуалов среди артистов ихудожников тем, что эти занятия дают им больше свободы, чем другие сферыжизни, жестко подчиненные полоролевым стандартам. Как писал американскийписатель Томас Вулф, "юноше, похожему на девушку, не место среди бойскаутов,он должен уйти на Парнас". Кроме того, наличие в отрасли себе подобныхобъективно облегчает продвижение и карьеру. Третьи полагают, что маргинальное положение невольных аутсайдеров всочетании с повышенной чувствительностью дает геям особое видение мира,благоприятствующее художественным открытиям. По словам американского писателя Дэвида Левитта, гомосексуальность,сделавшая его изгоем, одновременно заставила его посмотреть на мир как бы состороны и увидеть то, чего не видят другие. С этим мнением согласны многиедругие писатели-геи. Однако важна не сама по себе сексуальная маргинальность, аиндивидуальная способность творческого ее осмысления. Кроме того, если геевский творческий потенциал создается прежде всегосоциальным гнетом, то по мере его ослабления он также будет ослабевать.Сходные взгляды высказывались и по поводу евреев. Тогда получается, что"еврейство" создается антисемитизмом, а "гейность" - гомофобией. В общем,спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство, а товарищу Макашову -за наше светлое будущее! Как бы ни относиться к этим теориям, нужно помнить, что свойстваопределенной популяции или культуры не обязательно являются также свойствамивсех принадлежащих к ней индивидов. "Голубое сообщество" психологически также разнородно, как и социально-политически. Среди геев есть не только либералы и "леваки", но и консерваторы,фашисты и антисемиты. Антисемитом, причем не интеллектуальным, азоологически-нутряным, был, например, неоднократно цитируемый в этой книгеЕвгений Харитонов. В отличие от старой литературы, предполагавшей наличие единого типа"гомосексуальной личности", современная психология считает, чтогомосексуальные мужчины и женщины так же различны и многообразны, как и ихсексуальное поведение и интересы. На биологическом уровне анализа, эти индивидуальные особенностикоренятся прежде всего в процессах половой дифференциации. Обследовав группугомо= и бисексуалов на депрессию, тревожность и близкие к ним симптомы,американские сексологи нашли, что эти болезненные симптомы сильнее всеговыражены у гендерных дисфориков. Это вполне понятно. Любой мальчик, проявляющий склонность к женским ролям и занятиям илиявное отсутствие интереса к мужским ролям и занятиям, вызывает общественноенеодобрение и это неизбежно порождает у него какие-то психологическиетрудности. Однако проблемы, связанные с недостатком маскулинности,сравнительно легко разрешимы: став взрослым, такой мальчик может найтиподходящий для себя стиль жизни, избегать специфически мужских профессий итаким образом добиться жизненного успеха и избежать депрессии. Напротив, гендерный дисфорик, который хотел бы родиться девочкой, неможет осуществить свою мечту: даже смена пола удовлетворит его желания лишьчастично и с опозданием, поэтому ему труднее избежать депрессии. Дело нестолько в том, что он объективно "женственнее" других мальчиков, сколько втом, что он с раннего детства испытывает в связи с этим социальные ипсихологические трудности. Эта тенденция характерна и для гомосексуалов: феминизированный,женоподобный гей имеет больше психологических проблем, чем тот, кто можетлегко сойти за "натурала"; это может сказываться и на его сексуальномсценарии, и на свойствах его личности. Та же зависимость, но с противоположным знаком, существует и улесбиянок. В прошлом веке их также считали психически больными инепригодными для "нормальной" жизни. Однако первые же сравнительныеисследования лесбиянок и "натуральных" женщин показали, что лесбиянки нетолько не более невротичны, чем гетеросексуальные женщины, но часто дажелучше них приспособлены к жизни в обществе, где господствуют мужчины. С появлением новых методов измерения фемининности, маскулинности иандрогинности, выяснилась несостоятельность и многих других стереотипов. Поданным многих исследований, лесбиянки выглядят более энергичными исамостоятельными, чем обычные женщины, а их представления о своейсексуальной идентичности, зависят, как и у мужчин, прежде всего отгосподствующих социальных стереотипов и нормативных ожиданий, причемгендерные/половые свойства для них часто важнее сексуально-эротических. Лесбийская идентичность, как и геевская, не является монолитной и увсех одинаковой. Хотя типичные "лесбийские автобиографии" воспроизводят одини тот же тип и процесс развития (непохожесть на других, мужеподобие,напряженные отношения с ровесницами и т.п.), за общими чертами скрываютсясущественные индивидуальные и социально-классовые различия. Прежде всего бросаются в глаза о социально-психологические различиямежду маскулинными, мужеподобными "буч" и подчеркнуто женственными "фем".Это разные типы женщин, с разными потребностями и стилями жизни. Посколькумужеподобные "бучи" более видимы, массовое сознание склонно принимать залесбиянок только их. Классическая схема сексологии начала XX века, покоторой хищная мужеподобная "извращенка" совращает невинную жертву,полуженщину-полуребенка, до сих пор популярна в обществе. Продолжается и спор о том, является ли разница между "буч" и "фем"врожденной или это просто сексуально-ролевые различия. Некоторые радикальныелесбиянки отвергают этот вопрос с порога, как нечто оскорбительное, но онтак же правомерен, как обсуждавшийся выше вопрос о психологическихособенностях феминизированных мужчин-геев. Не говоря уже о гипотетических,но более чем вероятных связях между телосложением и психикой, мужеподобныедевочки имеют гораздо меньше шансов быть принятыми сверстницами и этонакладывает отпечаток на все их психическое развитие. "Бучи" раньше "фем"осознают и открыто декларируют свою гомосексуальность и значительно большепредставлены в политической и общественной сфере. Невротических реакций,характерных для феминизированных мужчин, у них нет, наоборот, они частоявляются лидерами не только в женских, но и в смешанных группах. Однако ссексуальной ориентацией это не связано. Сравнивая степень социальнойприспособленности маскулинных, фемининных и андрогинных (это измерялосьспециальными тестами) мужчин и женщин, психологи нашли, что маскулинностьдля женщины во многих ситуациях выгоднее, чем высокая фемининность.Социальное раскрепощение женщин также благоприятствует этому. Различия между "буч" и "фем" не следует абсолютизировать. Многиелесбиянки не причисляют себя ни к одной из этих категорий. Например, средиопрошенных в 1989/90 американских лесбиянок 18.5% определили себя как "фем",14.7% как "буч", 47.9% сочли себя андрогинными, а 18.8% не нашли подходящегоопределения. Как и у обычных мужчин и женщин, различия в телосложении,психологии и сексуальном поведении лесбиянок сплошь и рядом не совпадают.Хотя по своим общепсихологическим свойствам, "бучи" выглядят болеемаскулинными, "фем" - более фемининными, а андрогинные лесбиянки - болееандрогинными, существенной разницы в семейном статусе, отношениях с матерью,домашних ролях или в сексуальной практике (интенсивность половой жизни,способность испытывать оргазм, инициатива, сексуальная техника, получаемоеудовольствие и выполнение инсертивной "мужской" роли), между этими тремятипами женщин не выявлено. Внешние формы поведения, одежда, манеры и прочеечаще всего подстраиваются под глубинные психологические свойства. Короче говоря, геи и лесбиянки имеют некоторые типичные групповыеособенности, но эти особенности не универсальны. Существуют разныепсихологические типы геев и лесбиянок, а за типами надо видеть личности. Этокасается и сексуального поведения.

Секс, любовь и фантазия

Любовь, смотря по свойствам своего предмета, может быть и худшей из душевных страстей, и благороднейшим деянием. Франческо Петрарка ... В культурном отношении однополая любовь явно так же нейтральна, как и другая; в обеих все решает индивидуальный случай, обе родят низость и пошлость, и обе способны на нечто высокое. Томас Манн Феноменологически, по типу переживания, однополая любовь ничем неотличается от разнополой. Предметом любви является не пол, а конкретныйиндивид, точнее - его образ. Гомоэротические тексты, в которых отсутствуетпрямое указание на пол любимого, без малейшего труда принимаются за описаниеи выражение гетеросексуальных чувств, и наоборот. Иначе Пушкина читали быодни "натуралы", Кузмина - только геи, а Пруст, превративший Альфреда вАльбертину, был бы никому не нужен. Главное - не объект, а субъект желания.Говоря словами Александра Володина, Дульцинея может быть какой угодно, былбы Дон Кихот Дон Кихотом. Но если существуют разные типы или "цвета" любви,причем разные люди неодинаково склонны к ним и это до некоторой степенизависит от их половой принадлежности, однополая любовь также может иметьсвою специфику. Главная экзистенциальная проблема любви - как слиться с другимсуществом и в этом слиянии утратить и затем заново обрести себя - воднополом варианте выглядит несколько иначе, чем в разнополом. Женщинавсегда остается для мужчины Другой, с ней можно слиться только на мгновение,но при этом всегда остается различие и даже полярность. Влюбленный мужчинажаждет общаться с женщиной, обладать ею или отдаваться ей, ревнует ее кдругим, но он никогда не идентифицируется с нею, не мечтает стать ею илитаким, как она. Она - Другая, уподобиться ей невозможно. В однополой любви присутствует иллюзия безграничности: влюбленныймечтает обладать предметом любви и одновременно - уподобиться ему илиуподобить его себе. Грани между "быть" и "иметь" здесь зачастую размыты инеопределенны. Герои романа французского писателя Мишеля Турнье "Метеоры" однояйцовыеблизнецы Жан и Поль настолько похожи и близки друг к другу, что их называютобщим именем "Жан-Поль". Как большинство близнецов, мальчики в детстве имелисексуальные контакты друг с другом, позже их эротически привлекают одни и теже люди и с кем бы они ни общались, в конечном счете, их мысли и желанияобращены друг к другу. Чтобы разорвать эту связь, Жан пытается жениться, ноПоль разрушает его план. Любовь, связывающая близнецов, пишет Турнье, этопривязанность к собственному подобию, где Другой - точная копия Я.Разнополая пара, напротив, держится на различии и взаимодополнительности.Гомосексуальная же пара стоит на полпути между этими полюсами, стараясь какбы создать близнецовую ячейку, но из разнородных элементов. Отвергаяпродолжение рода, развитие и время, гомосексуал постоянно и безуспешно "ищетбрата-близнеца, с которым он мог бы слиться в бесконечном объятии". Нерасчлененность потребности "быть" и "иметь" обнаруживается чуть ли нев каждой гомосексуальной автобиографии. Десятилетний Жене впервые осозналсебя, когда однажды, увидев мальчика на велосипеде, вдруг почувствовалстрастное влечение к нему и не мог решить, чего ему больше хочется: бытьэтим мальчиком или иметь его. Первое эротическое чувство пятилетнего Мисимы при виде юноши-золотаря:"Хочу быть таким, как он", и тут же: "Хочу быть им". "Я никогда не хотел трахать их, потому что хотел быть ими", -вспоминает свои впечатления в школьном спортзале Пол Монетт. "Нет ничего более волнующего, чем воспринимать тело мужчины и думать,что между ним и тобой нет разницы" (Марсель Жуандо). "Я люблю то, на что мне хотелось бы походить" (Сомерсет Моэм). "Ничего не знать о другом, кроме его тела. И его имени... Целиком войтив тело другого и одеться в него. Уйти и жить одетым в другого, в другом.Войти в него, как в новую пижаму. Стать другим. Другим, любимым. Так малодругих". (Ив Наварр). "Я хочу быть тобой... Я хочу быть с тобой или быть хотя бы твоимсовершенным зеркалом. Я хочу раствориться в каждой клеточке твоей ДНК... Ты не представляешь, Денис, как я безумно хочу стать твоим ровесником,играть с тобой в футбол, ходить в бассейн... кто знает, что еще... Я хочунаучиться правилам твоей игры. Игры в жизнь." (Дмитрий Бушуев). "Знаешь, как тяжело понять и принять всю прелесть мужского одиночества.Одиночества в другом, никому не понятном смысле этого слова, кроме геев.Одиночества, когда ты с ним - один на один. И он - такой же, как ты, и ты -такой же, как он. Пара мужчин - как братья-близнецы, рожденные в однойутробе, встретившись один раз, чувствуют друг друга, знают друг о друге. Этобольше, чем любовь, это труднее, чем любовь, это сильнее, чем любовь. Этововсе не любовь." (Влад Юркун) Нарциссическое упоение собственным телом, напряженный аутоэротизм иэксгибиционизм и одновременно - повышенная самокритичность, недоверие ксебе, постоянная игра со смертью, страстный поиск. Другого и желаниераствориться в нем или подчиниться ему... Фрейд и психиатры, которых сегодняобвиняют в гомофобии, не придумали эти симптомы, а только гипертрофировалиих, недооценив, с одной стороны, их связь с социальными факторами,затрудняющими геям принятие себя, а с другой стороны - наличие огромныхиндивидуальных различий и вариаций (один любуется в зеркале своей красотой,другой - своим безобразием), не связанных с сексуальной ориентацией. Я думаю, что индивидуальные различия между геями в этом отношениизначительно больше, чем групповые различия между геями и гетеросексуалами.Гомосексуальный Вертер психологически ближе к гетеросексуальному Вертеру,чем к гомосексуальному Дон Жуану. Философия и психиатрия склонны драматизировать особенности однополойлюбви. Но их можно рассматривать и в комическом ключе. Ленивые и предубежденные полицейские, не желая утруждать себяраскрытием направленных против геев преступлений, охотно списывают их на"патологически сильную гомосексуальную ревность", порождающую кровавыеразборки. Большей частью, это выдумки. Поскольку в гомосексуальныхотношениях желание обладать партнером уравновешивается идентификацией с ним,а общество не дает "голубым" тех исключительных "прав" друг на друга,которые существуют в гетеросексуальном браке, геи относятся к нарушениямнормы сексуальной исключительности терпимее гетеросексуалов, а сила и формыпроявления ревности у них столь же индивидуальны. Геи часто отбивают друг удруга любовников, не доверяют друг другу, сплетничают, ссорятся из-запривлекательных молодых людей. Эти измены и перемены сразу же становятсяизвестны всем и каждому, драматизируются и театрализуются. Иной раз всечлены "голубой" компании успели переспать друг с другом и при случае готовыпойти по новому кругу. По словам Эдмунда Уайта, геевская "ревность (я не хочу, чтобы ты спал сэтим парнем) на самом деле может быть замаскированной формой желания илизависти (мне самому хочется спать с этим парнем). Много лет назад я былбезнадежно влюблен в человека, который не хотел спать со мной, а сам былотчаянно влюблен в третьего парня. Мне так и не удалось соблазнить своеголюбимого, зато я получил довольно тщеславное и философское утешение,переспав со своим соперником. Он предпочел меня мужчине, которого я любил, итаким образом я стал соперником собственного возлюбленного. Подобный кульбитвозможен только в геевской жизни". Тщеславный "золотой мальчик" блондин Мелсон предпочитал жить сбрюнетами, потому что не мог вынести мысли, что его партнер покажетсякому-то более красивым, чем он сам. А Уистан Оден однажды признался друзьям, что оказался "в тройнойпеределке: сексуально ревную, как жена, тревожусь, как мама, и соперничаю,как брат". Столь же противоречиво выглядит соотношение любви и чувственности. С одной стороны, гомосексуальное желание, вследствие объективных исубъективных трудностей его реализации, часто переживается и еще чащепритворяется по преимуществу духовным. "Если страстное преклонение, хотя бы в самой чистой форме, направлено кженщине, оно бессознательно стремится к обладанию телом - к этомуестественному символу самого тесного слияния. Но духовная страсть,привлекающая мужчину к мужчине, - какого выхода ищет она? Беспокойно бродитона вокруг предмета обожания, давая вспышки экстаза и никогда не находяполного удовлетворения" (Стефан Цвейг). По мнению Томаса Манна, однополая любовь "почти обязательно - во всякомслучае, более обязательно, чем "нормальная", - обладает духовностью". На самом деле, это верно только для меньшинства геев. Мужскаясексуальность по самой своей природе более телесна, чувственна иэкстенсивна, чем женская. Всюду и везде мужчины имеют больше сексуальныхпартнеров, чаще меняют их, легче вступают в случайные, безлюбовные связи ит.д. Это имеет под собой не только социальные (господствующее положениемужчин), но и биологические основания (биологическая функция самца -оплодотворить как можно больше самок, остальное его зачастую не касается). Сексуальная активность и число партнерш большинства "натуральных"мужчин регулируется институтом брака, моральными обязательствами, нежеланиембрать на себя ответственность за рождение детей (пока не было эффективнойконтрацепции) и другими социальными и культурными факторами. У геевнекоторых из этих ограничений нет, их сексуальная активность, включаяколичество и сменяемость партнеров, выглядит исключительно гедонистической,оставляя далеко позади даже самых завзятых гетеросексуальных донжуанов. В 1971 г. каждый седьмой опрошенный немецкий гомосексуал имел в течениежизни свыше 600, а некоторые (среди 31-35-летних таких было 11%) - свышетысячи партнеров. В 1987 г, под влиянием эпидемии СПИДа, среднее числопартнеров за последний год у немецких гомосексуалов снизилось в два споловиной раза (с 14.3 до 5.5 человек), а доля мужчин, имевших в течениегода свыше 100 партнеров, уменьшилось с 5.7% до 1.7%. Соответственноизменились их установки и представления о норме. Тем не менее ихсексуальность остается экстенсивной. Если среди гетеросексуальных немецкихстудентов в 1981 г. больше 5 партнерш за последний год имели около 5%, тосреди гомосексуалов таким числом партнеров мог похвастаться каждый второй.Почему? Потому что геям труднее найти постоянного партнера или таков ихсвободный выбор? Однозначного ответа на этот вопрос нет, но важнее всего то,что за средними цифрами скрываются совершенно разные типы личности и стилижизни. По данным крупного британского исследования, среднестатистическийанглийский гей имел в течение жизни 38 партнеров, за последние пять лет -16, за последний год - 4 и за последний месяц - одного. Но в нижней четвертивыборки соответствующие цифры составляют 12, 5, 2 и 1, а в верхней - 181,40, 10 и 2, максимальные же показатели - 25000, 1500, 300 и 40 партнеров.Хотя таких "максималистов" очень мало и психологически они представляютсобой особую группу, ориентированную на экстенсивную сексуальную жизнь, онисущественно влияют на средние показатели. При качественном анализе картина еще больше осложняется. Что значит"случайный секс" или "случайный партнер"? Множественность связей? Ихкраткосрочность? Отсутствие избирательности? С кем попало? Где попало?Анонимность, отсутствие интимности? Сколько раз (или времени) нужнопереспать с человеком, чтобы можно было считать его постоянным партнером?Это совершенно разные вопросы. Мужской секс имеет целый ряд культурных (и одновременнопсихологических) градаций: 1. Одноразовый секс в общественных туалетах, где партнеры даже не видятдруг друга (среди респондентов Кинзи этот опыт имели 10%). 2. Сексуальные контакты с незнакомыми мужчинами в банях, саунах,парках, на пляжах, "плешках", в темных комнатах баров и дискотек. 3. Одноразовый секс в более или менее комфортных условиях, дома или вгостинице. 4. Сексуальное партнерство, где люди связаны между собой только болееили менее регулярным сексом. 5. Более или менее длительные партнерские отношения, предполагающиекакие-то взаимные обязательства. 6. Сожительство с общим проживанием и домохозяйством. 7. Юридически оформленное домашнее партнерство или брак. Проще всего сказать: "это хорошо, а это плохо". На самом деле эти типыотношений (они есть и в гетеросексуальной среде) отвечают разнымпсихологическим потребностям, а степень их распространенности зависит отмножества конкретных условий. Возьмите хотя бы "туалетный" секс. "Вонючие храмы Приапа", как назвалпарижские писсуары Харольд Норс, были важным элементом мужскойгомосексуальной культуры с момента своего возникновения. Многие психиатрывидят в этом свидетельство эмоциональной ущербности и неспособности геев кпсихологической интимности, любви и принятию связанных с ними обязанностей.Но в условиях дискриминации и полицейских преследований у гомосексуаловчасто не было выбора; сегодня в цивилизованных странах, где мужчинам нечегобояться, удельный вес "туалетных" контактов стал гораздо меньше. Тем неменее они существуют. Как замечает американская писательница Камилла Палья, "анонимный секс втемном закоулке - уплата дани мечте о мужской свободе (в России это назвалибы членскими взносами - И.К.). Незнакомый чужой мужчина - это странствующийязыческий бог, а алтарем, как и в древности, может быть любое место, где тыпреклоняешь колени. Натуральные мужчины, посещающие проституток, так жегероически стараются освободить секс от эмоций, долга, семьи, другимисловами, - от общества, религии и детородной Матери Природы". Многих мужчин, независимо от их сексуальной ориентации и социальныхусловий, в сексе больше всего привлекают новизна, доступность, разнообразиеи безответственность. Гомосексуальность лишь гипертрофирует это. Что анонимный секс - не столько гомосексуальный, сколько мужскойфеномен, экспериментально подтвердил психолог Дарил Бем. Он предложил своимстудентам анонимно ответить на вопрос, хотели бы они посетить некоебанно-спортивное заведение, где можно без огласки, на добровольных началах,заниматься безопасным гетеросексуальным сексом. Посетить такое заведениеединожды пожелали в 2.3 раза, делать это "иногда" - в 4 раза и ходить тударегулярно - в 16 раз больше мужчин, чем женщин! Одноразовый секс ради удовольствия не столь безличен, как его рисуютморалисты, а отсутствие интимности и любви кое-кому заменяет своеобразноечувство мужской солидарности: "Я ощущаю чувство братства со всеми мужчинами,с которыми я трахался". Своеобразная поэтика одноразового секса хорошо описана в короткихрассказах современного французского писателя Рено Камю (родился в 1946, попрофессии - преподаватель философии) "Трики". Английское слово "трик"обозначает одноразового сексуального партнера. Рассказы Камю - простофрагменты из жизни, дневниковые записи. Рено встречается с мужчиной, приводит его к себе или идет к нему; ониосматривают и ошупывают друг друга, о чем-то разговаривают, большей частьюни о чем, раздеваются, занимаются сексом, спят и расстаются, чтобы, заредкими исключениями, больше никогда не встретиться. Ни любви, ни исповедей,ни переживаний. Каждый эпизод существует сам по себе: новый партнер - всегдановое отношение. Это не порнография, автор не старается развлечь иливозбудить, а скупые мужские дневниковые записи. На первый взгляд, все просто и стандартно. Камю "снимает" молодыхмужчин строго определенного типа, сильных, мускулистых, обязательноволосатых. Тем не менее каждый случай индивидуален. При всей егоскоротечности, этот секс весьма избирателен. Хотя двое мужчин ничего незнают и не хотят знать друг о друге, кроме того, что они возбуждают другадруга, их встреча по своему индивидуальна, и каждый в ней без словраскрывается. При этом действует принцип равенства: мужчины предлагают, ноне навязываются, часто застенчивы, боясь нарваться на отказ. В постели Реновнимательно следит за реакциями партнера, стараясь угадать и сделать то, чтоему приятно. Полностью уважается право на уход, настаивать на чем-то непринято. Хочешь - пожалуйста, не хочешь - твоя воля. Прочитав книгу, представляешь не только автора, но и некоторых"триков". Однако секс с многими случайными партнерами несет в себе смертельнуюэпидемиологическую угрозу. Почти все люди, ведущие такой образ жизни,периодически лечатся от венерических заболеваний, многим пришлось заплатитьза этот опыт собственной жизнью или жизнями своих близких. Он почтинеизбежно вовлекает человека в криминальную среду, сексуальный контакт илиего попытка нередко заканчивается ограблением, избиением и даже убийством.Велики и его психологические издержки - отчуждение, безлюбовность, дефицитчеловеческого тепла и интимности, "голубое одиночество". Сменяющиеся партнеры приносят приятное разнообразие, но интимность исамораскрытие требуют постоянства и исключительности. "Это - как путешествие... Только ты освоился на новом местом - гдежить, где питаться, что смотреть и чего не смотреть, как уже пора уезжать. Иты начинаешь все сначала в другом городе" (Эндрю Холлеран). Кочевая жизнь приятна не всем и не всегда. Мои ночные дороги, Мои хожденья без толку: Так носит голодной зимою По лесу старого волка. Мои оскалы и рыки, Чтоб спрятать слезы и горечь, А в след мне слышатся крики, Что я последняя сволочь. Уткнуться лицом в снег талый - Закрыть глаза и забыться. Мне нужно от вас так мало, Чтоб было кому присниться... (Влад Юркун) В откровенно сниженной, сугубо сексуальной форме то же самое пишетЯрослав Могутин: я себе нравлюсь таким как ты ты себе нравишься таким как я кончая в рот другу друг мы образуем замкнутый круг. Голубые мужчины не хуже остальных различают "любовь" и "секс" и так жеточно мечтают о "настоящей", всепоглощающей любви. Потребность любить и бытьлюбимыми безоговорочно назвали важнейшим условием своего личного счастья 70%восточногерманских геев, причем ориентация на любовь статистическикоррелирует с силой влечения и с постоянством сексуальной ориентации. Однакоудается это далеко не всем. С суждением "Я чувствую себя в последнее времяодиноким" согласились в четыре раза больше гомо=, чем гетеросексуалов (29% и7% процентов). У самих же геев острота переживания одиночества зависит впервую очередь от наличия постоянного партнера: среди имеющих постоянногопартнера сильное одиночество чувствуют 9%, а среди не имеющих - 57%. Отэтого же зависит чувство счастья (45% против 6%) и сексуальнойудовлетворенности (66 % против 9%). Иными словами, потребность в стабильныхпарных отношениях психологически автономна от сексуальных потребностей изависит не от сексуальной ориентации, а от типа личности. Техника однополого секса так же многообразна, как и гетеросексуальная.Отсутствие у однополых пар анатомической взаимодополнительности гениталийкомпенсируется повышенной эмпатией, т.е. способностью настроиться наэмоциональную волну партнера, почувствовать, что именно доставляет томуудовольствие и действовать соответственно этому. Вообразить себя на местечеловека своего пола легче, это обогащает эротический репертуар геев илесбиянок, тем более, что геи в среднем эмоционально чувствительнее обычныхмужчин. Это дополняется специфическими коммуникативными средствами. В гетеросексуальном мире многие сленговые эротические словатабуированы, "мужской" язык неприемлем и оскорбителен для женщин, а другогословаря у людей нет. Геи обладают развитой эротической лексикой и свободнеевыражают свои сексуальные чувства и переживания. Хорошо развита у них иневербальная коммуникация. В барах и дискотеках мужчины могут почти ничегоне говорить, в некоторых ситуациях разговаривать вообще не принято, всепроисходит молча, разве что "спасибо" в конце, тем не менее они отличнопонимают друг друга. Секс сам по себе - мощное средство общения,позволяющееся выразить самые разнообразные чувства и потребности - желание,нежность, ласку, заботу, господство, подчинение, интерес, скуку, ненависть,удовольствие, любовь. В геевской субкультуре эротические предпочтения нередко обозначаютсяспециальными опознавательными знаками. Отправляясь на поиски секса, мужчиныпоказывают, что именно они хотят или готовы делать, с помощью специальныхзнаков, размещенных по разным сторонам тела. Левая сторона обозначаетактивную, правая - пассивную, рецептивную сексуальность. Серьга или ключ набоку слева или кольцо на левой руке означают желание играть активную,доминантную роль. Предпочитаемый вид сексуальной активности обозначаетсяцветом: белый цвет означает мастурбацию (белый платок слева - мужчина хочет,чтобы мастурбировали его, справа - готовность мастурбировать партнера),голубой - оральный секс, синий - анальный секс, черный - садомазохистскиескло


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: