Информационные технологии. Для реализации информационных технологий обуче­ния требуется




В последние годы понятие «компьютерные техноло­гии» обучения все чаще заменяют термином «информаци­онные технологии» (НИТ — новые информационные тех­нологии). Все информационные технологии связаны с компьютерным обучением.

Для реализации информационных технологий обуче­ния требуется:

♦ создать технологические условия, аппаратные и про­граммные средства, телекоммуникационные системы, обес­печивающие выполнение указанных условий;

♦ обеспечить индустриально-технологическую базу для производства в рамках международного разделения труда;

♦ обеспечить первоочередное развитие опере­жающе­го производства информации и знаний;

♦ подготовить квалифицированные кадры;

♦ реализовать комплексное внедрение инфор­мацион­ных технологий в сферу производства, управления, образо­вания, науки, культуры, транспорта, энергетики.

Международные образовательные учреждения разра­ба­тывают новые направления деятельности для создания ус­ловий перехода на информационные технологии:

- совершенствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних учебных заведений по информатике и НИТ;

- переподготовка преподавателей в области НИТ;

- информатизация процесса обучения и воспитания;

- оснащение системы образования техническими сред­ствами информатизации;

- создание современной национальной инфор­ма­цион­ной среды и интеграция в нее учреждений образования;

- создание на базе НИТ единой системы дистанцион­ного образования в стране.

На повестке дня стоит интеграция страны в мировую информационную систему и обеспечения доступа к совре­менным информационным супермагистралям, к междуна­родным банкам данных в области образования, науки и промышленности, культуры и здравоохранения.

Наискорейший способ включения в мировую образова­тельную систему — создание учебным заведениям страны условий для использования глобальной сети Интернет, считающейся моделью коммуникации в условиях глобаль­ного информационного общества.

Интернет создан в США в 70-е годы, сейчас с установ­лением мировой схемы адресов и обязательной системы распределения кодов Интернет получил широкое распро­странение в системе высшей школы и научно-исследова­тельских учреждений. Вплоть до начала 90-х годов Интер­нет оставался преимущественно компьютерной сетью, с по­мощью которой ученые обменивались результатами своих работ, а студенты различных университетов поддерживали связь друг с другом. В настоящее время Интернет позволя­ет использовать гипертекстовую информацию в средствах мультимедиа. Рассмотрим, что это такое.

Гипертекстовые системы в компьютерных обучающих программах — одна из составляющих информационных технологий — применяются при разработке справочных систем, систем коллективного принятия решения, обуча­ющих систем, систем электронной документации и ди­агностики. Применение гипертекстовой технологии в обучении привело к созданию нового класса программ учебного назначения: электронных книг, электронных энциклопедий.

Термин «гипертекст» введен в 1963 году для обозначе­ния понятия — «комбинации текста на естественном языке со способностью компьютера осуществлять интерак­тивный выбор следующей порции информации или дина­мичного воспроизведения нелинейного текста, который не может быть напечатан обычным способом на листе бума­ги», «гипертекст — способ хранения и манипулирования информацией, при котором она хранится в виде сети свя­занных между собой узлов». Гипертекстовый документ имеет связи между отдельными небольшими фрагментами (слово, фраза, часть рисунка, пиктограмма) одного кадра и другим кадром или определенным местом в кадре. Эти фрагменты на экране дисплея выделяются цветом или дру­гими средствами и называются «опорными или выделенны­ми фрагментами, кнопками». Выбор такой кнопки вызыва­ет на экран содержание связанного с ней элемента (кадра, узла). Вызванный кадр также может содержать выделенные фрагменты. Читатель документа, таким образом, просматри­вает документ в интересующей его последовательности.

Первоначально понятие «гипертекст» относилось толь­ко к информации, представленной в виде текста. Однако сейчас оно распространилось и на информацию, представ­ленную в графической форме. Применение гипертекстовой технологии к работе с информацией представлено не толь­ко в виде компьютерных сред, но и других сред — муль­тимедиа. Мультимедиа — это бурно развивающаяся об­ласть информатики. Продукты мультимедиа применяют многообразные разновидности информации: компьютер­ные данные, теле- и видеоинформацию, речь и музыку. Такое объединение ведет к использованию разнообразных технических устройств регистрации и воспроизведения информации, допускающей управление от компьютера телевизором, видеомагнитофоном, аудиосистемой, проигрыва­телем компакт-дисков СД, магнитофоном и электронны­ми музыкальными инструментами.

Мультимедиа — средства по своей природе интерактив­ны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, учебная информация может пода­ваться и письменным текстом, и речью, с видеосюжетом и музыкальным сопровождением, причем обучаемый сам активно определяет характер и объем получаемой информации.

Такие широкие возможности привлекают много пользо­вателей, так в США системой Интернет пользуется более 80% населения, более 20% — в других зарубежных стра­нах. Трудности взаимодействия с Интернет могут быть вызваны языковым барьером, высокой ценой, взимаемой за пользование Интернет, сравнительной длительностью ожиданий информации, боязнью ввода информации в Ин­тернет, связанная с обеспечением безопасности информации и предотвращения нелегального доступа к ней. Несмотря на это значение Интернет для целей образования очевидно.

Для работы используются в основном коммутируемые телефонные линии и специальная телефонная сеть. Скорость передачи ин­формации считается довольно высокой — в течение не­скольких ми­нут информация доходит до любого уголка мира.

С 2005 года в Азербайджане разрабатывается система дистан­ционного образования (СДО). Она не заменяет, а дополняет очную и заочную формы обучения. СДО — это гибкая, адаптивная, модульная технология обучения. Она ориенти­рована на потребителя, опирается на НИТ и коммуникаци­онные технологии, считается экономически эффективной. Дистанционное образование незаменимо в рыночной эко­номике при высокой степени перепрофилирования и вы­нужденной миграции населения. Россия участвует в разра­ботке глобального международного проекта «Всемирный технологический университет», «Дистанционное образование в новой информационной среде». На конгрессе ЮНЕСКО было решено учредить в Москве Институт ЮНЕСКО по политике в области образования и новых информацион­ных технологий.

Таким образом, информационные технологии способ­ствуют формированию единого образовательного простран­ства в рамках всего мирового сообщества. Посто­янно развивающийся информацион­ные технологии оказывают социализирующее воздействие на личность (skype, whatsaap, instagram, viber, facebook, twitter, tango и т.д.).

В современный период встает необходимость разрабо­тать и применять открытые системы интенсивного обу­чения. Эти системы дают студенту возможность выбора подходящей ему технологии обучения и разработки ин­дивидуальной программы формирования и актуализации личности. Но реализация синтеза открытых систем ин­тенсивного обучения возможна лишь при соблюдении ряда условий. Это:

всесторонний учет характеристик педагогичес­кой среды, в которой будет проходить процесс обучения: содержательные характеристики педагогической среды оп­ределяются знаниями, умениями и навыками, познаватель­ным и культурным потенциалами, формами и методами организации обучения и самостоятельной работы студентов;

♦ соблюдение принципа адаптации процесса обуче­ния к личности студента, этот принцип реализуется на практике через нелинейное структурирование дисциплины (составление ее внешнего и внутреннего модулей) и состав­ление разветвленной программы ее изучения студентами;

♦ ускорение индивидуального освоения студента­ми общенаучных и специальных знаний благодаря про­ектиро­ванию «логического конструкта» дисциплины, в котором, даны базовые знания в свернутом виде.

Алгоритм проектирования обобщенного логического конструкта дисциплины включает следующие процедуры:

1) представление содержания в виде системы отдель­ных элементов;

2) проектирование матрицы взаимосвязей элементов содержания для выделения базисных знаний;

3) моделирование базисных знаний в символической, графической или иной форме;

4) преобразование модели базисных знаний с целью выделения наиболее общих понятий и системных связей между ними;

5) формирование общих структур познавательной де­ятельности, характерных для данной области научного знания;

6) разработка системы частных задач, решаемых общи­ми способами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: