ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ




ИГРЫДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об отдельных признаках растений, даже знакомых им. Поэтому в играх с детьми второй младшей группы надо не только уточнять названия, но и помогать малышам выделять и определять свойства и качества различных овощей и фруктов.

В средней группе дети больше знают об овощах и фруктах, чем малыши. Поэтому игры на различение ово­щей и фруктов можно не проводить. Задание «найди по названию» дают только в том случае, если детей знакомят с новыми растения­ми или если не все они усвои­ли некоторые растения. Де­тям предлагают более слож­ные задания по выделению и правильному определению признаков и качеств ово­щей и фруктов. Можно вво­дить задания на нахождение предметов по запаху.

Найди, что покажу*

Дидактическая за­дача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанно­го и спрятанного воспита­телем.

Правило. Под салфет­ку заглядывать нельзя.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для вос­питателя) накрыть салфет­кой.

Ход игры. Воспита­тель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называ­ется».

Дети по очереди выпол­няют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добав­ляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окрас­ке. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.

Найди, что назову*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правило. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, по­мидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, вели­чина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по вели­чине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из де­тей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «По­катай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пы­тается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

Второй вариант.

Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

Третий вариант.

Игра оборудуется и проводится так же, как и в пер­вых двух вариантах. Здесь решается задача —закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы раз­ной окраски в соответствии с окраской предмета.

Угадай, что в руке

Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с пред­метом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нель­зя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, от­веденные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

Примечание. Игра рекомендуется для детей 3—4 лет


Чудесный мешочек

Первый вариант.

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанно­го предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, за­тем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрач­ный).

Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

Второй вариант (для детей средней группы).

Дидактическая задача. Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, кото­рые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость — и просит: «Найди в мешочке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твер­дое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

Сначала в мешочек опускают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.


Угадай, что съел

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Угадывание на вкус.

Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, раз­личные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

Найди, о чем расскажу*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Угадывание растения по опи­санию признаков.

Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а по­том назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Опиши, я отгадаю*

Дидактическая задача. Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Загадывание взрослому за­гадок.

Правила. Нельзя называть то, что описывают. От­вечать на вопросы воспитателя четко и правильно.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают на столе. Стул воспитателя ставят так, чтобы растения ему не были видны.

Ход игры. Педагог говорит детям: «Из овощей, что лежат на столе, выберите один. Я буду спрашивать, какой он, а вы отвечайте. Только не говорите его назва­ние. Я попробую отгадать по вашим ответам». Затем воспитатель начинает задавать вопросы в определенной последовательности: «Какой по форме? Везде, как шарик? Ямки есть? Какого цвета?» И т. д.

Дети подробно отвечают на вопросы. После того как ребята расскажут о характерных признаках предмета, воспитатель отгадывает загадки.

Опиши, мы отгадаем

Первый вариант.

Дидактическая задача. Описать предметы и найти их по описанию.

Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правила. Дать описание подробно и четко в при­нятой последовательности.

Ход игры. Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ре­бят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному ребенку загадать за­гадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель преду­преждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последо­вательность описания, сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе.

Примечание. Последние две игры рекомендуется проводить с детьми 4—5 лет

ИГРЫПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Комнатные растения меньше знакомы младшим до­школьникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цве­ток», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети младшей и средней групп на занятиях по озна­комлению с природой и в играх должны усвоить:

1. Названия комнатных растений (для младшей груп­пы— 1—2, затем в каждой группе прибавляется еще 2—3 названия).

2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами расти­тельного мира: «как дерево», «как травка».

3. Знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вна­чале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные — овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий); уметь рассказать о цветах: на­звание окраски в пределах основ­ных цветов, количество на цвето­ножке (много, один).

Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность зада­ний в играх с комнатными расте­ниями нужно изменить по сравне­нию с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо по­казать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Пер­вые задания («найди такой же» нахождение предметов по сход­ству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится зада­ча: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ста­вят задачу — найти растение по названию.

Дети средней группы уже име­ют некоторое представление о комнатных растениях, поэтому в их игры с этим материалом можно вводить более сложные задания, например предложить найти рас­тения по описанию взрослого. За­тем нужно повторить задания, помогающие ребятам самим -описать растение. Таким образом воспитатель обратит внимание дошкольников на от­личительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр с предметами раститель­ного мира необходимо, чтобы педагог как можно чаще их называл.

Игры с заданием «найти растение по названию» труд­нее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их прово­дят после того, как дети узнают о растениях.

Что изменилось.*

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения (по 3—4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.


Найди такой же

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3—4 оди­наковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рас­смотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А за­тем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-

ли прежде, сравнивая их расположение с порядком расте­ний на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).


Угадай растение по описанию*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают не­сколько комнатных растений (2—3) с заметными отли­чительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое ра­стение

Ход игры. Воспитатель начинает подробно расска­зывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педа­гог обращает внимание детей на форму листьев (круг­лые, овальной формы — как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цве­тоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спра­шивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой ком­нате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка!*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование. На столе расставляют 4—5 рас­тений

Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспита­тель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? — спрашивает воспи­татель.— Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находя­щееся в групповой комнате.


Найди растение по названию*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного рас­тения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное расте­ние, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей вы­полнить задание. Если детям трудно будет найти на­званное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с пре­дыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложнен­ным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо опи­сания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Чего не стало!

Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля).

Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.

Правило. Смотреть, какое растение убирают, нельзя.

Оборудование. На стол ставят 2—3 хорошо зна­комых детям по прежним играм растения.

Ход игры. Воспитатель предлагает малышам по­смотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает. Когда дети откроют глаза, педагог спрашивает: «Какого расте­ния не стало?» Если получен правильный ответ, растение ставят на место, и игра повторяется с другим предметом.

Примечание. Приведенные выше игры рекомендуются для детей 3—4 лет.


Опишите, я отгадаю*

Дидактическая задача. Найти растение по описанию взрослого.

Игровое действие. Угадывание растений по за­гадке-описанию.

Правило. Сначала надо найти растение, о котором расскажут, а потом назвать его.

Ход игры. Воспитатель описывает одно из растений, находящихся в групповой комнате. Дети должны найти его по описанию, а если оно им знакомо, то назвать. Те растения, названия которых дети еще не знают, вос­питатель называет сам.

При описании следует использовать общепринятые термины: «форма листа», «окраска цветов» и т. д. Это поможет детям выделить отличительные и общие при­знаки растения.


Найди, о чем расскажу*

Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.

Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребен­ка воспитатель просит выбрать и показать детям расте­ние, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже — на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Игру можно повторить.


Загадай, мы отгадаем

Первый вариант.

Дидактическая задача. Описать предметы и найти по описанию.

Оборудование. На стол ставят 3—4 растения.

Игровое действие. Загадывание и отгадывание загадок о растениях.

Правило. Описывать растение нужно, не называя его.

Ход игры. Один ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Дети договариваются, о каком растении и что будут говорить. Водящий возвращается, и дети описыва­ют ему задуманное. Внимательно прослушав рассказ, водящий должен назвать и показать растение.

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному из детей описать ка кое-нибудь растение, стоящее на столе. Остальные долж­ны узнать растение по рассказу и назвать его.


Продайте то, что назову*

Дидактическая задача. Найти предмет по названию.

Игровые действия. Выполнение ролей покупа­теля и продавца.

Правила. Покупатель должен назвать растение, но не показывать его. Продавец находит растение по на­званию.

Оборудование. Подобрать комнатные растения, полевые и садовые цветы. Разложить и расставить их на столе.

Ход игры. Один ребенок — продавец, остальные — покупатели. Покупатели называют растения, которые хо­тят купить, продавец находит их и выдает покупку. В слу­чае затруднения покупатель может назвать признаки растения.

Примечание. Последние три игры рекомендуются для детей средней группы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: