Гуманно-личностный подход




Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной сово­купности качеств личности. Мера этого развития провоз­глашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руково­дителя, воспитательного учреждения в целом.

Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способ­ности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы — разбу­дить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможно­сти, использовать их для более полного и свободного раз­вития личности.

Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспита­тельном процессе — это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических техно­логий. Он объединяет следующие идеи:

• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

• гуманизацию и демократизацию педагогических от­ношений;

• отказ от прямого принуждения как метода, не даю­щего результатов в современных условиях;

• новую трактовку индивидуального подхода;

• формирование положительной Я-концепции.

Новый взгляд на личность представляют следующие позиции:

• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе — полноценная человеческая личность;

• личность является субъектом, а не объектом в педа­гогическом процессе;

• личность — цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

• каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются выс­шие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, со­весть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отно­шений. Личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитатель­ного процесса.

Гуманное отношение к детям включает:

• педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

• оптимистическую веру в ребенка;

• сотрудничество, мастерство общения;

• отсутствие прямого принуждения;

• приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

• уравнивание ученика и учителя в правах;

• право ребенка на свободный выбор;

• право на ошибку;

• право на собственную точку зрения;

• соблюдение Конвенции о правах ребенка;

• стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограни­чивать, а предоставлять свободу выбора.

Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего ре­зультата средства. Проблема — не в абсолютизации прин­ципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы обш;ественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

• требовательность без принуждения, основанная на доверии;

• увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

• замена принуждения желанием, которое порождает успех;

• ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

• применение косвенных требований через коллектив.

Новая трактовка индивидуального подхода состоит в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Новая трактовка индивидуального подхода включает:

• отказ от ориентировки на среднего ученика;

• поиск лучших качеств личности;

• применение психолого-педагогической диагнос­тики личности (интересы, способности, направленность, Я-концепция, качества характера, особенности мысли­тельных процессов);

• учет особенностей личности в учебно-воспитатель­ном процессе;

• прогнозирование развития личности;

• конструирование индивидуальных программ разви­тия, его коррекция.

Необходимо формирование положительной Я-концепции личности. Я-концепция — это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на ос­нове которых она строит свое поведение.

В школьные годы Я-концепция — основа внутренне­го стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положи­тельным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает ус­пеху, ухудшает результаты, способствует изменению лич­ности в отрицательную сторону.

Личностный подход включает как одну из важнейших задач формирования у ребенка положительной Я-концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо:

• видеть в каждом ученике уникальную личность, ува­жать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети та­лантливы» — вот убеждение учителя);

• создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизне­деятельность, учеба приносили ребенку радость («Учиться победно!»);

• исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать при­чины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ушерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»);

• предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности («В каж­дом ребенке — чудо; ожидай его!»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: