Совместная продуктивная деятельность




В последние годы в связи с достижениями психологии общения акцент смещается на проектирование способов учебного диалога: диалог между преподавателем и студен­том, студентов друг с другом, группы студентов и препода­вателя призван улучшать усвоение, влиять на мотивационную сферу познавательной деятельности учащихся и на контрольно-оценочую. Этим усиливается тенденция плани­ровать обучение как творческий процесс, не сводимый к освоению готовых правил решения разнообразных задач. Концепцию совместной продуктивной деятельности пре­подавателя со студентами и студентов друг с другом (со­кращенно СПД). В качестве единицы проектирования учебной ситуации выделяется четыре взаимосвязанные переменные: содержание учебного предмета, структурированное в соответ­ствии с целями обучения; условия, организующие усвоение учебного содержания и обобщенных способов учебной дея­тельности; систему учебных взаимодействий преподавателя со студентами и студентов руг с другом, изменяющихся в определенной логике по мере освоения новой деятельности; динамику указанных переменных в их взаимосвязи на про­тяжении всего процесса обучения. Организация ситуации СПД предполагает четыре основных требования:

1) включение участников с самого начала обучения в творческую продуктивную деятельность; 2) совместное планирование учащимися и преподавателями системы промежуточных задач (творческих и репродуктивных), необходимых для движения к намеченному продукту, т.е. умение преподавателя направлять совместную деятель­ность не только на выполнение технологической работы, но и прежде всего на совместное формирование мотивационно-смысловой сферы; 3) такое сотрудничество в учебной деятельности, в котором каждый, ориентируясь прежде всего на смысловую ее сторону, мог бы определять свой вклад в эту деятельность; 4) закономерная перестройка по ход обучения исходных взаимодействий по этапам: введе­ние в деятельность; действия, разделенные между препо­давателем и учащимися; имитируемые действия; подер­жанные действия; саморегулируемые, а затем самопобуж­даемые действия.

Опыт говорит о том, что, проектируя учебные ситуации в стратегии СПД, преподаватель стремится вовлечь в сферу внимания цели и смыслы учебно-профессиональной дея­тельности. Этому служит фаза введения в деятельность. Нацеливание не на собственное умение, а на совместно до­стигаемый результат деятельности приносит немедленное эмоциональное принятие задачи студентами. Добившись этого, педагог уже не боится идти на конфликтные ситуа­ции, когда студенты (или значимая их часть) выбирают, к какого рода действиям они присоединяются (к новым, только что намеченным, или старым, апробированным в предыдущем опыте); будут ли они вместе с педагогом искать способы решения задач или примут пассивную позицию объекта управления; будут ли они действовать как партнеры, помогая друг другу, или индивидуально. Разуме­ется, здесь преподаватель применяет такие приемы, как поощрение, внимание, активизация сокровенных чувств и надежд, доверие, моральная поддержка и т. п. Таким обра­зом, основным объектом усилий преподавателя выступает не столько освоение учебного содержания, сколько развива­ющаяся учебно-профессиональная позиция студентов. Увязывая на всех этапах учебные и профессиональные цели (свои и студентов), цели овладения деятельностью в учебно-профессиональном партнерстве и усвоения норм социального взаимодействия, преподаватели обогащают план своей работы целями разных аспектов.

Концепция СПД органично вписывается в «педагоги­ку сотрудничества», основные идеи которой представлены ниже…

Основные идеи педагогики сотрудничества

2. Идея трудной цели. Нужно ставить перед студента­ми более сложную цель, указывать на ее исключительную трудность и внушать уверенность в том, что цель будет до­стигнута, тема хорошо усвоена.

3. Идея опоры. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опорных сигналов, особым образом рас­положенных и показывающих логику изучаемого матери­ала в виде компактной образной (иногда разноцветной) опорной схемы, которая сильно облегчает запоминание и понимание материала и полностью исключает возмож­ность зубрежки.

4. Идея свободного выбора. Дается ученикам сто задач, чтобы они сами выбирали для решения любые из них и в любом количестве. Свобода выбора — самый простой путь развития творческой мысли.

5. Идея крупных блоков. Материал сводится в круп­ные блоки, можно увеличить объем изучаемого материа­ла, легче установить логические связи, выделить ведущую мысль, тенденцию.

6. Идея диалогических размышлений. Диалог препода­вателя со студентами, доброжелательное и внимательное отношение к высказываниям студентов, поощрение идей, мыслей студентов, даже неудачных и неверных, поощрение активности студентов, сотрудничество преподавателя со студентами в поиске решения учебных проблем, задач спо­собствует развитию умственных способностей.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: