Различные формы учебной деятельности




 

Личностноориентированный подход в учебном процессе требует интенсивное построение отношений учитель-ученик, ученик- ученик. С этой целью в отличие от традиционного обучения на современном уроке, построенном на основе принципов активного обучения, наряду с индивидуальной и коллективной форм работ широко применяются еще и работы с парами и малыми группами.

Работа с коллективом. При этойформе работы обеспечивается развитие таких умений учащихся, как работать в коллективе, заниматься совместной деятельностью и умение в общение.

Индивидуальная работа. При этой форме работы создаются условия для определения потенциальных возможностей учащихся, и их самостоятельной деятельности.

Работа с парами. При этой форме работы появляется возможность для оказания помощи друг другу, сотрудничеству, проявлению чувства ответственности и разделению ответственности, проведению обмена мнениями. К примеру, можно такие задания, как обсуждение текста интервью, анализ письменной работы партнера, подготовка ответов на вопросы учителя, составление вопросов и др. Выбор формы работы для каждого урока нужно осуществлять исходя из цели урока. И для достижения цели учитель должен выбрать самую эффективную форму работы.

Теоретические исследования и практический опыт по­казывают, что знание предмета оказывается более проч­ным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. В этой ситуации в процессе обучения возникают отношения учащихся между собой по поводу предмета, то есть по схеме: субъект (студент) — объект (предмет) — субъект (студент). При этом в ходе обучения знания должны быть получены учащимися более или ме­нее самостоятельно. Правильное соотношение деятельно­сти и общения позволяет органично сочетать обучающую и воспитывающую функции учебного процесса. Преиму­щества индивидуально-групповой формы обучения особен­но наглядно проявляются при умело разработанной мето­дике интенсивного обучения иностранному языку с ис­пользованием игровых ситуаций и ролевых игр.

При групповом интенсивном обучении возникает учеб­ный коллектив, благотворно влияющий на становление лич­ности каждого. Чисто индивидуальная работа по схеме «преподаватель — учащийся» лишает учебный процесс важнейшего звена — межличностного общения и меж­личностного взаимодействия через обучение. Межлично­стный контекст порождает в группе особую ауру, которую А. С. Макаренко называл атмосферой «ответственной зави­симости». Без нее немыслимы активизация личностных качеств учащихся и плодотворная воспитательная работа преподавателя.

Учебную группу следует прежде всего рассматривать как коллектив, занимающийся совместной учебной дея­тельностью, а процессы общения в группе во время заня­тий — как процессы, формирующие межличностные отно­шения в этом творческом коллективе.

При интенсивном групповом обучении общение ста­новится необходимым атрибутом учебной деятельности, а предметом общения являются ее продукты: учащиеся непосредственно в процессе усвоения знаний обменивают­ся результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют. Межличностное общение в учебном про­цессе повышает мотивацию путем включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в уче­нии. Все это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Групповое обучение возможно, если:

-Общая познавательная задача решается общими уси­лиями студенческой группы.

- Если каждая микрогруппа получает задание, являю­щееся составной частью общегрупповой задачи.

- Каждая микрогруппа в зависимости от количества членов и уровня их подготовки получает задания опреде­ленной степени трудности. С заданием должны ознако­миться все члены группы, каждый приступает к решению и должен сообщить свой результат; если результат совпал с результатами остальных, группа перехо­дит к решению следующей задачи, если не совпал, группа присту­пает к обсуждению.

-Во время работы групп преподаватель ходит по ауди­тории, следит за работой групп, удалось ли группе найти самый рацио­нальный путь решения, не остались ли какие ошибки неисправлен­ными, в случае затруднения педагог включается в работу группы.

-Для предметов физико-математического цикла груп­повую работу целесообразно использовать для закрепле­ния матери­ала, а для гуманитарного цикла групповую ра­боту можно исполь­зовать при изложении нового мате­риала, носящего проблемный характер.

- При групповой работе усиливается активность, инте­рес и уровень получаемых знаний и развивается уме­ние делового общения, взаимодействия с людьми при ре­шении разнообразных проблем.

- Около 40% учебного времени полезно отводить на группо­вую работу.

- Оптимальная численность микрогруппы – 3-5 чело­век. С возрастанием численности группы ее продуктив­ность снижается.

- По физико-математическим предметам целесооб­разно со­здавать микрогруппы с примерно одинаковым уровнем знаний и умений и давать задания группе с уче­том уровня подготовки ее членов.

- Нужно в каждой группе выделять «ответственного ру­ково­дителя», который руководит работой группы, про­цессом обмена и обсуждения информации. Выбор «руко­водителя» полезно предо­ставить самой группе, возможно наличие «технического» и «эмо­ционального» лидера в микрогруппе.

- Необходимо изучить и учитывать характер межлично­стных отношений между студентами для пра­вильного комплектования групп; в одну группу не вклю­чать студентов, которые взаимно отвергают друг друга; студентов малопопулярных, неуважаемых

направлять в такие группы, в которых отношение к ним было ней­тральным.

- При дифференцированной групповой работе каж­дому сту­денту даются индивидуальные задания с учетом его способ­ностей и знаний.

- Каждой группе дается набор учебных материалов для ра­боты, где указаны цель задания, перечень литера­туры и матери­алов, которыми должны пользоваться сту­денты, порядок выполне­ния задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки.

- Для организации рабочего места используют легкие сто­лики, которые сдвигаются так, чтобы могли вместе ра­ботать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от дру­гой.

При организации коллективной работы учащихся воз­никает ряд трудностей организационного, педагогиче­ско­го и социального плана. Чтобы групповая работа по добы­ванию новых знаний была по-настоящему продуктив­ной, нужно предложить учащимся совместную деятель­ность — интересную, личностно и социально значимую, обществен­но полезную, допускающую распределение функций по ин­дивидуальным способностям.

К понятию «интенсификация обучения» примы­кает понятие «активизация обучения». Под активиза­цией учебной деятельности понимается целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разра­ботку и использование таких форм, содержания, при­емов и средств обучения, которые способствуют повы­шению интереса, самостоятельности, творческой ак­тивности студента в ус­воении знаний, формировании умений, навыков в их прак­тическом применении, а также формировании способно­стей прогнозировать производственную ситуацию и при­нимать самостоя­тельные решения.

Одним из наиболее перспективных направлений раз­вития творческих способностей личности, столь необходи­мых современному специалисту, является проблемное обучение.

 

Интенсификация обучения

Интенсификация обучения — это передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний.

Для успешной интенсификации учебного процесса сле­дует разрабатывать и внедрять научно обоснованные мето­ды руководства познавательным процессом, мобилизую­щие творческий потенциал личности.

Повышение темпов обучения может быть достигнуто путем совершенствования содержания учебного материала и методов обучения.

Рассмотрим вкратце параметры, способствующие опти­мизации содержания учебной дисциплины. Совершенство­вание содержания предполагает как минимум:

— рациональный отбор учебного материала с четким выделением в нем основной, базовой части и дополнитель­ной, второстепенной информации; соответствующим обра­зом должна быть выделена основная и дополнительная литература;

— перераспределение по времени учебного матери­ала с тенденцией изложения нового учебного материала в начале занятия, когда восприятие обучаемых более активно;

— концентрацию аудиторных занятий на начальном этапе освоения курса с целью наработки задела знаний, необходимого для плодотворной самостоятельной работы;

— рациональную дозировку учебного материала для многоуровневой проработки новой информации с учетом того, что процесс познания развивается не по линейному, а по спиральному принципу;

— обеспечение логической преемственности новой и уже усвоенной информации, активное использование ново­го материала для повторения и более глубокого усвоения пройденного;

— экономичное и оптимальное использование каждой минуты учебного времени.

Совершенствование методов обучения обеспечивает­ся путем:

— широкого использования коллективных форм по­знавательной деятельности (парная и групповая работа, ро­левые и деловые игры и др.);

— выработки у преподавателя соответствующих навы­ков организации управления коллективной учебной дея­тельностью студентов;

— применения различных форм и элементов проблем­ного обучения;

— совершенствования навыков педагогического общения, мобилизующих творческое мышление обучаемых;

— индивидуализации обучения при работе в студенчес­кой группе и учет личностных характеристик при разра­ботке индивидуальных заданий и выборе форм общения;

— стремления к результативности обучения и равно­мерному продвижению всех обучаемых в процессе позна­ния независимо от исходного уровня их знаний и индиви­дуальных способностей;

— знания и использования новейших научных данных в области социальной и педагогической психологии;

— применения современных аудиовизуальных средств, ТСО, а при необходимости — информационных средств обучения.

Интенсификацию обучения можно считать одним из перспективных направлений активизации учебной дея­тельности. Процессы интенсификации базируются на вза­имодействии индивидуально-психологических и коллек­тивно-психологических факторов в учебной деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: