II. Психологические требования к уроку




Психологическая цель урока:

1) проектирование развития учащихся в пределах изуче­ния конкретного учебного предмета и конкретного урока;

2) учет в целевой установке урока психологической за­дачи изучения темы и результатов, достигнутых в предше­ствующей работе;

3) предусмотрение отдельных средств психолого-педа­гогического воздействия, методических приемов, обеспечи­вающих развитие учащихся.

Стиль урока:

1) определение содержания и структуры урока в соот­ветствии с принципами развивающего обучения:

• соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

• определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

• планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе са­мостоятельного поиска;

• выполнение учителем и учащимися проблемно-эв­ристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

• учет контроля, анализа и оценки деятельности школь­ников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

• соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в свя­зи с проделанной работой, установки, стимулирующие ин­терес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и цринуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.);

2) особенности самоорганизации учителя:

• подготовить к уроку и главное — осознание психо­логической цели и внутренняя готовность к ее осуществ­лению;

• рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всем про­исходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);

• педагогический такт (случаи проявления);

• психологический климат на уроке (поддержание атмос­феры радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

1) Определение мер для обеспечения условий продук­тивной работы мышления и воображения учащихся:

• планирование путей восприятия учениками изучае­мых объектов и явлений, их осмысления;

• использование установок в форме убеждения, внуше­ния;

• планирование условий устойчивого внимания и со­средоточенности учащихся;

• использование различных форм работы для актуа­лизации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, инди­видуальный опрос, упражнения по повторению);

2) Организация деятельности мышления и воображе­ния учащихся в процессе формирования новых знаний и умений:

• определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», формулирования выводов);

• опора на психологические закономерности формиро­вания представлений, понятий, уровней понимания, позна­ния новых образов в организации мыслительной деятель­ности и воображении учащихся;

• планирование приемов и форм работы, обеспечива­ющих активность и самостоятельность мышления уча­щихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними дан­ными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуаль­ных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложне­ние заданий с целью развития познавательной самостоя­тельности учащихся);

• руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобща­ющему, оценочному, проблемному) и формированием уме­ний рассуждать и умозаключать;

• использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполне­ния, обучение отбору и систематизации материала, а так­же обработке результатов и оформлению работы);

3) Закрепление результатов работы:

• формирование навыков путем упражнений;

• обучение переносу ранее усвоенных умений и навы­ков на новые условия работы, предупреждение механичес­кого переноса.

Организованность учащихся:

1) отношение учащихся к учению, их самоорганизация и уровень умственного развития;

2) возможные группы учащихся по уровню обучаемо­сти, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

1) планирование урока в соответствии с индивидуаль­ными и возрастными особенностями учащихся;

2) проведение урока с учетом сильных и слабых уче­ников;

3) дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

III. Гигиенические требования к уроку:

1) соответствие классной мебели росту школьника.

2) температурный режим;

3) освещение;

4) физико-химические свойства воздуха (необходи­мость проветривания);

5) соблюдение правильной рабочей позы учащегося;

6) чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практичес­ких работ);

7) своевременное и качественное проведение физкульт­минуток;

8) предупреждение утомления и переутомления;

IV. Требования к технике проведения урока:

1) урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;

2) темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;

3) необходим полный контакт во взаимодействии учи­теля и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагоги­ческий такт и педагогический оптимизм;

4) доминировать должна атмосфера доброжелатель­но­сти и активного творческого труда;

5) по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и при­емы обучения;

6) обеспечить соблюдение единого орфографичес­кого режима школы;

7) учитель должен обеспечить активное учение каждо­го школьника.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1. Разработка системы уроков по теме или разделу.

2. Определение образовательно-воспитательно-раз­ви­ва­ю­щих задач урока на основе программы, методических по­собий, школьного учебника и дополнительной литературы.

3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд законченных в смысловом отноше­нии блоков, частей, выделение опорных знаний, дидакти­ческая обработка.

4. Выделение главного материала, который ученик дол­жен понять и запомнить на уроке.

5. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.

6. Нахождение связей данного материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.

7. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в не­стандартных ситуациях.

 

Анализ уроков

Существует множество подходов к анализу уроков не­зависимо от их формы.

В общем плане проведения анализа урока выделяют­ся пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, точнее, стиль деятельности педагога, органи­зация познавательной деятельности учащихся, организо­ванность учащихся, учет возрастных особенностей учащих­ся. По этим пунктам проводится полный или частичный анализ урока, т. е. наиболее значимых для конкретной ситуации его разделов. Рассмотрим подробнее этот подход на материале анализа «стиля урока» и «организации по­знавательной деятельности учащихся».

Стиль урока как объект анализа, предполагает ответы на два вопроса. Первый вопрос: в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего, обучения, а именно: «а) со­отношение нагрузка на память учащихся и их мыш­ление; б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой; в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска; г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учите­лем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует-формулирует, кто решает); д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оцен­ки, самоконтроля и самоанализа учащихся; е) соотноше­ние побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделан­ной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принужде­ния (напоминания об отметке, резкие замечания, нота­ции и т.п.)».

Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе стиля: каковы особенности самоорганизации учителя, т.е.:

«а) подготовленность учителя к уроку (степень овладе­ния содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ей осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале уроки и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, на­стойчивость в осуществлении поставленной цели, оптими­стический подход ко всему происходящему, педагогичес­кая находчивость и др.);

в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);

г) психологический климат в классе (как поддержива­ет учитель атмосферу радостного, искреннего общения ре­бят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения)».

Достаточно большой интерес представляет схема ана­лиза организации познавательной деятельности учащих­ся, в процессе которого учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения:

а) как он добивался нужной избирательности, осмыс­ленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные при­знаки от вариативных;

б) какие установки использовал и в какой форме (убеж­дение, внушение);

в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;

г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению).

Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и уме­ний предполагает ответы на вопросы:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, поня­тий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.п.);

б) на какие психологические закономерности формиро­вания представлений, понятий, уровней понимания, созда­ния новых образов опирался учитель в организации дея­тельности мышления и воображения школьников;

в) с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления уча­щихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и «лишними» дан­ными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

г) какого уровня понимания (описательного, сравни­тельного, объяснительного, обобщающего, оценочного, про­блемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке и как руководил учитель творческим воображени­ем учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материа­ла, а также обработке результатов и оформлению работы). Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учи­тель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми индивидуальными формами учебных заня­тий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-пси­хологические особенности учащихся не только при опреде­лении цели и стиля урока, но и в организации познаватель­ной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенно­стей учащихся.

Очевидно, что всесторонний охват всех основный объек­тов психологического анализа урока затруднителен в каж­дой конкретной его ситуации, но предоставлять их в сис­теме необходимо, при этом учитывая специфику учебного предмета. Общая схема анализа урока представлена в табл. 7.


Таблица 7.

Виды психо­логического анализа урока Задачи учи­теля по от­ношению к самому себе Задачи учителя по отношению к учащимся
Предвающий Постановка психологиче­ских целей урока (разви­тие по­знава­тельных ин­тересов к изу­чаемому предмету; сти­мулиро­вание мысли­тельной ак­тивности; раз­витие объе­ма па­мяти; фор­ми­рование вы­соких мо­ральных ка­честв и убе­ждений и т.д.) Психо­логиче­ское обоснова­ние целей, задач, этапов, форм работы, ме­тодических приемов   Соотнесение своих индиви­ду­ально-пси­хо­логических особенностей (темп речи, импульсив­ность и само­об­ладание, эмоциональ­ность и др.) с условиями реализации поставлен­ных целей Учет основных мотивов учебной деятельности (по­знавательных, коммуника­тив­ных, широко со­циальных) уча­щихся     Учет возрастных и индиви­дуально-психологических особенностей учащихся (мыш­ления, памяти и др. познаватель­ных процессов). Учет уровня предметной под­готовки к уроку. Учет межлично­стных отно­шений в группе
Текущий Постоянное наблюдение, фиксация, коррекция выпол­нения поставлен­ных целей, задач обуче­ния и про­цесса педа­гогиче­ского обще­ния   В случаях за­труднения, сбоя или не­предви­денной лег­ко­сти вы­полнения за­даний не­об­ходимо по­становка но­вых це­лей, ис­пользова­ние новых средств и способов обучения, т.е. пере­стройка хода урока Учет хода учеб­ной работы уча­щихся (их заин­тересо­ванности в уроке, мысли­тельной ак­тивно­сти, харак­тера усвоения ма­те­риала и т.д.)
Ретроспектив­ный Оценка соб­ствен­ной пе­даго­ги­ческой деятельно­сти (уда­ча, недос­татки, их при­чины, пути коррекции и совершен­ст­вования) Определение ре­ального продви­же­ния учащихся в общеобразова­тельном, воспи­тательном и практиче­ском планах, т.е. от­вет на вопрос, какова реальная польза от про­веденного урока

 

Контроль за состоянием преподавания и выполнения требований учебных программ рекомендует следующую схему ана­лиза урока:

1. Правильность определения и реализации учителем целей урока.

2. Научная содержательность урока.

3. Связь обучения с жизнью.

4. Оптимизация методов и средств обучения.

5. Активизация мыслительной деятельности учащих­ся и организация их самостоятельной работы.

6. Дифференцированный подход к обучаемым, индиви­дуализация обучения.

7. Формирование общенаучных умений и навыков.

8. Применение ТСО, вычислительной техники, дидакти­ческого и наглядного материала.

9. Развитие познавательных интересов и способностей учащихся.

10. Выполнение требований практической части учеб­ных программ.

11. Соблюдение требований возрастной и педагогичес­кой психологии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: