№ | Этапы | Пример |
1. | Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию | Политическая сфера:закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д. |
2. | Идентификация терминов и понятий в высказывании | «Нет общества без права» (Папиниан) |
3. | Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии | С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (цивилизованное) общество не может существовать без законов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость правовых институтов. Другой вариант: в высказывании «просвечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни общества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представлением не соглашаться |
4. | Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта | На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человеческого общества. Вместе с тем в истории различных цивилизаций право играло неодинаковую роль. На Западе со времен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом контексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчиненную роль, стремясь построить общество на основе высоких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, коммунистический эксперимент и пр.) |
Примерный план рецензирования эссе
Данная разработка применяется для подготовки учащихся к выполнению одного из типов заданий части С в ЕГЭ по обществознанию - написанию эссе. В практике работы учителя по данному направлению возникают значительные трудности в работе с учащимися. Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования, которые предъявляются к написанию эссе в рамках ЕГЭ, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В своей практике я стараюсь не только включать в текущий учебный процесс задания на написание эссе, но стараюсь научить ребят критически анализировать как собственные «пробы пера», так и работы одноклассников.
Для того, чтобы акцентировать внимание учащихся на основных требованиях к написанию эссе при рецензировании своей или чужой работы, на мой взгляд, помимо тех критериев, которые изложены в большинстве сборников для подготовки к ЕГЭ, возможно использовать и предложенную мной разработку. Внимательно прослушав эссе одноклассника и заполнив данную таблицу (изложив свои мысли по предложенному плану в тезисах и набросках), учащийся получает опорную схему для устного анализа и оценки работы товарища. Кроме того, данную разработку может использовать и сам учитель для более тщательной проверки творчества учащихся. Предлагаю вариант памятки с «подсказками», которые помогут учащимся сориентироваться.
Примерный план рецензии на эссе (памятка для учащихся)
Вопросы | + | - |
Отразил ли автор эссе структурные требования к данному виду работы (см. требования к написанию эссе) | В данном эссе автор проанализировал проблему, поднимаемую в цитате, высказал собственную точку зрения по данному вопросу... | Тем не менее, не были использованы сведения об авторе цитаты, отсутствуют примеры, подтверждающие значимость проблемы... |
Употребление понятий соответствующего курса (исторических, обществоведческих) | В работе автор грамотно использовал такие понятия, как... | Однако такие важные для данной темы понятия, как..., использованы не были |
Наличие внутренних связей в эссе, лаконичность переходов в изложении пунктов плана | Автор эссе, освещая различные пункты плана, изложил свои мысли, логично связав содержание частей между собой | Повествование велось несвязно |
Общее впечатление, оценка: понятна ли суть проблемы, удалось ли автору заинтересовать, удивить содержанием своей работы | Данное эссе вызывало у меня интерес (удивление), заставило задуматься над такими проблемами, как... | Недостатки работы, на которые автору следует обратить внимание в будущем... |
Итоговая отметка в баллах |