Формирующее (формативное) оценивание




Формативное оценивание – это процесс целенаправленного и непрерывного наблюдения над учеником в процессе обучения. Формативное оценивание – «это неформальное» (большей частью без оценок) оценивание. Оно проводится на основе критериев, и сопровождается процессом обратной связи.

Мониторинг развития ученика (формативное оценивание) создает условие правильной ориентации учебного процесса, определяет потребности по использованию различных методов и ресурсов, по представлению ученику дополнительной возможности для его развития. Мониторинг развития, направленный на реализацию принятых стандартов (формативное оценивание), обеспечивая развитие каждого ученика индивидуально, имеет важное значение в обучении. Этот мониторинг создает благоприятное условие для урегулирования процесса обучения, обеспечения развития ученика, удовлетворения потребности учащихся, не умеющих добиваться успеха, и в целом, для обеспечения возможностей каждого ученика. В этом смысле результаты фактической деятельности учащихся превращаются в реальный индикатор для учителя.

Мониторинг может проводиться в разных формах, но независимо от формы проведения, он должен носит регулярный характер. Информация, собранная в процессе мониторинга имеет важное значение в урегулировании процесса обучения, в ориентировании деятельности учителя. На основе этой информации учитель находит ответе на нижеследующие вопросы и приходит к выводу:

- усвоили ли учащиеся весь материал на должном уровне?

- нужно ли повторить какую-то часть?

- оправдала ли себя применяемая стратегия?

- было ли обеспечено привлечение всех учащихся к процессу обучения?

Цель формативного оценивания заключается во введении изменений и исправлений в деятельности учителя и учащихся в учебном процессе. Коррекция деятельности учителя или учителя и учащихся имеет виду постановку вопросов с целью улучшения совместных учебных результатов.

Формативное оценивание помогает наблюдать процесс продвижения учащихся к учебным целям, и дает возможность учителю на первичным этапе учебного процесса производить коррекции, а также формирует у ученика чувство ответственности к своей учёбе.

Основная цель оценивания учебных достижений учащихся – это определение соответствия полученных учебных результатов к заранее планированным учебным целям. С целью эффективного оценивания учебных достижений учащихся учитель должен компетентно использовать разные виды оценивания (диагностическое, формативное и суммативное):

Формативное оценивание:

- используются в каждодневной практике (на каждом уроке, каждый день);

- применяется в форме, которая приемлема и для ученика, и для учителя.

Формативное оценивание – это оценивание развития учащихся с целью введения изменений на первом этапе в процессе преподавания и обучения. Кроме этого, формативное оценивание дает возможность учащимся познать и наблюдать свое личное развитие, а также с помощью учителя планировать будущие шаги. Формативное оценивание – это значит быть всегда рядом с учеником и вести его к успехам.

 

Критерии оценивания достижений

Учащихся

Все виды оценивания, особенно формативное оценивание, предусматривают использование хорошо разработанных критериев для организации оценивания работ учащихся. Оценивание на основе критериев делает этот процесс для всех участников процесса обучения прозрачным и ясным. Критерии обеспечивают объективность оценивания. Основой для разработки критериев оценивания достижений учащихся являются цели обучения.

Каждая цель должна отражаться на критериях оценивания, и оцениваться в конце урока. Критерии могут быть разработаны учителем или учащимися.

Совместная (учитель - ученик) разработка критериев способствует формированию у учащихся позитивного отношения к оцениванию, и повышению ответственности за достижение результата. При разработке критериев оценивания нужно всегда помнить о целях и содержании обучения. Содержание критериев должно быть ясным и для учащихся, и для их родителей, т.е. должно быть доступно пояснено. С критериями нужно ознакомить учащихся в начале урока (задания). Их можно разместить на рабочих листах учащихся, на доске или на видном месте в классе. Критерии создают возможность учащимся более объективно оценивать работу и ее качество. Усвоенное самооценки, на основе достигнутых в школьные годы критериев, сопровождает человека всю жизнь. Эффективно разработанные критерии оценивания и их разделение по категориям ориентируют учащихся к тому, что и как оценивать, и облегчает выполнение работы. Разделение критериев на категории (их градация) – это описание ожидаемого результата по разным уровням. Насколько точно будут представлены критерии, отражающие эти уровни, настолько больше возможностей будет у ученика для успешного выполнения задания. Если точнее выразиться, градация критериев – это описание шаг за шагом процесса выполнения задания.

 

Самооценивание учащихся

Привлечение ученика в процесс самооценивания создает условие для него быть равноправным партнером учителя в этом процессе, и соответственно этому нести ответственность за свою учебу. В некоторых случаях, используя групповую форму обучения, нужно дать ученику возможность, чтобы он смог оценить свои достижения в учебе. Для этого нужно готовить форму – бланку для оценивания, и после завершения групповой работы предлагается ученикам индивидуально, самостоятельно заполнять ее.

Самооценивание – это процесс, направленный на накопление и анализ информаций о сильных и слабых сторонах ученика, его возможностях и проблемах. Использование формативного оценивания предусматривает использование методов самооценивания ученика, или его оценивание товарищами. Эти методы способствуют еще более эффективному самооцениванию. Когда учащиеся имеют навыки самооценивания и взаимного оценивания, не возникает проблема, связанная с надежностью и адекватностью. И очень важно разъяснять учащимся, что оценивание проводится не на основе чувств и отношений, а на основе критериев. Оценивание достижений для учащихся отражает нижеследующие вопросы:

- поставленные цели;

- критерии;

- существующий уровень;

- пути устранения различия между целью и существующим уровнем.

Эффективное самооценивание предусматривает нижеследующее:

- информировать ученика о том, как нужно оценивать свою деятельность;

- развитие критического мышления;

- беспристрастность;

- сосредоточение внимания ученика на своих целях.

Умение самооценки у учащихся должно формироваться во время оценивания своей работы на основе критериев. Это научит их видеть свою работу, как совокупность ряда умений. Самооценивание ученика должно проводиться раньше оценивания учителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: