I. Пояснительная записка
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа
Рабочая программа по учебному предмету Русский язык (обучение грамоте, письмо) составлена на основе:
· Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования;
· Основной образовательной программы начального общего образования школы;
· Примерной программы по предмету Русский язык (обучение грамоте, письмо);
· Авторской программы Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособи я для учителей общеобразоват. организаций/В. П. Канакина, В.Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014.
1.2. Обеспеченность УМК:
· «Прописи» В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова в 4-х частях, Москва «Просвещение» 2016;
· Поурочное планирование «Русский язык: обучение грамоте(обучение письму)» 1 класс В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова, Волгоград «Учитель» 2015
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы
Цели:
· ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и формировать на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
· формировать коммуникативную компетенцию учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
· развивать личность ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами пропедевтического курса русского языка;
Задачи:
· развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
· овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
· воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
· овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
· развитие умений слушания и говорения;
· расширение активного словаря обучающихся;
1.4. Сроки реализации программы:
Согласно учебному плану на изучение русского языка в 1 классе отводится 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 115 часов(23 недели) на изучение курса Обучение грамоте(письмо) и 50 ч (10 недель) на изучение русского языка. Рабочая программа рассчитана на один 2016-2017 учебный год.
II. Планируемые результаты
Личностные результаты
· применять гигиенические правила письма при выполнении заданий;
· принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
· внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков;
· внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
2.2. Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· принимать учебную задачу урока;
· осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
· обозначать условным знаком (точкой) наиболее удавшийся элемент, букву;
· ориентироваться на лучший вариант в процессе письма;
· оценивать свою работу;
Познавательные УУД:
· классифицировать предметы их по группам;
· называть группу предметов одним словом;
Коммуникативные УУД:
· отвечать на вопросы учителя;
· осваивать, воспроизводить и применять правила работы в группе;
· воспроизводить и применять правила работы в парах;
· работать в паре: анализировать работу товарища и оценивать её по критериям, данным учителем;
2.3. Предметные результаты:
Общепредметные результаты освоения программы
· ориентироватьсяв первой учебной тетради;
· правильно располагать учебную тетрадь на рабочем месте;
· демонстрировать правильное положение ручки при письме;
· воспроизводить с опорой на наглядный материал гигиенические правила письма;
· называть письменные принадлежности с опорой на иллюстрации прописи;
· обводить предметы по контуру;
· находить элементы букв в контурах предметных картинок, данных на страницах прописи.
· обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения руки, штриховать;
· писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами;
· чередовать элементы узоров, ориентируясь на образец;
· писать элементы букв, ориентируясь на образец и дополнительную линию;
· соблюдать наклон, указанное направление движения руки, выдерживать расстояние между элементами;
· находить недостающие детали в изображённых предметах и воссоздавать рисунок по заданному образцу;
· сравнивать элементы письменных и печатных букв;
· находить на рисунке предметы, названия которых соответствуют заданным схемам, обосновывать свой выбор.
Обучающиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться:
· составлять предложения с опорой на заданную схему;
· составлять предложения к иллюстрациям, данным в прописи;
· соотносить предметную картинку и схему слова;
· воспроизводить сказку по серии сюжетных картинок; инсценировать сказку.
В конце 1 классе обучающиеся научатся:
· называть буквы русского алфавита;
· выделять признаки гласных и согласных звуков;
· выделять гласные ударные и безударные;
· выделять согласные твердые, мягкие, звонкие, глухие;
· делить на слоги;
· правилу переноса;
· правилам написания сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Обучающиеся получат возможностьиметь представление:
· о грамматических группах слов;
· о различии предложений по цели высказывания;
· о признаках текста и его оформлении;
· об основных признаках согласных звуков и букв.
Обучающиеся научатся:
· вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
· различать гласные и согласные звуки и буквы;
· правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
· обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и и мягким знаком;
· делить слово на слоги;
· выделять в слове ударный слог;
· переносить слово по слогам;
· вычленять слова из предложений;
· четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединения, слова;
· правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
· писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов;
· употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения.
· писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
· устно составлять текст из 3-5 предложений на определенную тему;
· правильно писать формы букв и соединения между ними;
· уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение;
· Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала;