Особенности дошкольного возраста (3-6 лет)




ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведе­ния и деятельности людей.

− 3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: не­послушание, упрямство, негативизм, строптивость, «об­зывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм — восхваляет себя).

ИГРЫв одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

− 5-6 лет — гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование от­ношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-со­ревнования»;

− Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИ­ЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,

− Развитие способностей рисования, музыкальных способно­стей (понимать музыку, петь, танцевать), разви­тие творчества;

− ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

− Развитие восприятия (усвоение перцептивных дей­ствий, ус­воение перцептивных эталонов), внимания, па­мяти (от непроиз­вольных форм к произвольным формам), развитие воли;

− любознательность (в 4-5 лет — «почемучки»);

− развитие воображения (от репродуктивных форм к творчес­ки продуктивному воображению: выполняет по­знавательно-интел­лектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний че­рез воображаемую ситуацию));

− Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нор­мами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕ­СКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, со­провождает дея­тельность ребенка, помогает ему планировать дей­ствия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

− Развитие понятий (в 3-5 лет слова — как ярлыки, заменя­ющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают су­щественные признаки предметов – конкрет­ные понятия);

− Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиа­же), постепенный переход к операционному уровню;

− Интерес к половым органам, к рождению детей:

а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);

б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;

− Формирование инициативности, целеустремленно­сти, ак­тивности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития — формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию об­разцам;

− формирование готовности к школе.

− формирование новообразований:

- возникновение первого цельного детского мировоз­зре­ния попытка осмыслить закономерные отно­шения (Пиаже показал, что у ребенка складывается арти­фикалисткое мировоззрение — все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — ре­зультат деятельности людей — «луну сделали космонавты»);

- возникновение первичных морально-этических поня­тий (что такое хорошо и что такое плохо);

- возникновение соподчинения мотивов (можно на­блюдать пре­обладание обдуманных действий над импуль­сивными, появле­ние чувства долга по отношению к другим людям);

- возникновение произвольного поведения (появля­ется стрем­ление управлять собой и своими поступками);

- возникновение личного сознания (начало само­оценки, начи­нает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хо­роший, злой, добрый и т.п.).

- Формирование готовности к школе, которая прояв­ляет­ся не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат об­щего психического разви­тия ребенка, комплексный пока­затель психической зрелости, умственного, эмоциональ­ного и социального развития ребенка:

− произвольность поведения — умение контролиро­вать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрос­лого, подчиняться правилам;

− учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);

− эмоциональная устойчивость;

− в интеллектуальной сфере — концентрация внима­ния, по­нимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-об­разного мышления, наличие фонематического слуха, способнос­тей к обобщению, рациональный подход к действительности, ло­гическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);

− уме­ние использовать в деятельности знаково-сим­волические сред­ства; замещение (употребление заместите­лей, которые выполня­ют ту же функцию, что и замещае­мый предмет); кодирование, схе­матизация и моделирова­ние;

− в личностной и социальной сфере — способность к сотруд­ничеству со сверстниками, сформированность от­ношения к взрос­лому как к учителю, уровень самосозна­ния, позволяющий прояв­лять критичность к своим зна­ниям и действиям, умение учитывать позицию другого че­ловека, ориентироваться на социальные нор­мы.

Особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА

— перестройка познавательных процессов — формиро­вание произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произ­вольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механичес­кой памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИ­ЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТ­НЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую сту­пень и связанная с этим перестройка всех остальных про­цессов и состав­ляет основное содержание умственного развития в младшем школь­ном возрасте.)

развитие саморегуляции, произвольности поведе­ния, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хоте­лось бы: обу­чаются в определенной степени управлять своим поведением;

— развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою дея­тельность)

— формируется внутренний план действий (ребенок уже мо­жет выполнять действия про себя – умственные действия)

— развитие саморегуляции поведения, воли,

— усвоение умений чтения, письма, арифметических вы­чис­лений, накопление знаний,

— овладение навыками домашнего труда,

— расширение сферы общения, появление новых авто­ритетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,

— Игры развивающие занимают второе место после учебы,

— Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.

— Формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство непоноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: