ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ИГРА, освоение норм поведения и деятельности людей.
− 3-4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых» («Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм — восхваляет себя).
ИГРЫв одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
− 5-6 лет — гармонизация отношений с взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры-соревнования»;
− Развитие конструкторских игр, развитие ПРАКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ,
− Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;
− ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
− Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам), развитие воли;
− любознательность (в 4-5 лет — «почемучки»);
− развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию));
− Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4-5 лет), затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;
− Развитие понятий (в 3-5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов – конкретные понятия);
− Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже), постепенный переход к операционному уровню;
− Интерес к половым органам, к рождению детей:
а) фаллическая стадия психосексуального развития (в 3-4 года);
б) формирование и преодоление Эдипова комплекса (в 5-6 лет), формирование внутренней совести, цензора, моральных суждений;
− Формирование инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо в случае негативного хода развития — формирование пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам;
− формирование готовности к школе.
− формирование новообразований:
- возникновение первого цельного детского мировоззрения попытка осмыслить закономерные отношения (Пиаже показал, что у ребенка складывается артификалисткое мировоззрение — все, что окружает ребенка, в том числе и явления природы — результат деятельности людей — «луну сделали космонавты»);
- возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
- возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
- возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
- возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).
- Формирование готовности к школе, которая проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения, а готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка:
− произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
− учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу);
− эмоциональная устойчивость;
− в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев);
− умение использовать в деятельности знаково-символические средства; замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
− в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.
Особенности младшего школьного возраста (6-11 лет)
ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — УЧЕБА
— перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической памяти), мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте.)
— развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;
— развитие рефлексии (умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность)
— формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя – умственные действия)
— развитие саморегуляции поведения, воли,
— усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний,
— овладение навыками домашнего труда,
— расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель), формирование отношений в учебном коллективе,
— Игры развивающие занимают второе место после учебы,
— Формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки.
— Формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей, формируются неверие в свои силы, чувство непоноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, «школьные неврозы».