1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности: моделирует свое поведение и может выбирать разные социальные роли; обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов; выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создаёт необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит "вторую природу" - культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек | - существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); | существо универсальное (способное к любому виду деятельности); | существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). |
В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Виды потребностей человека.
Биологически е (органические, материальные) - потребности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные - потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании.
Духовные (идеальные, познавательные) - потребность в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.
Биологические, социальные и духовные потребности человека взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая (разработана американским психологом А.Маслоу).
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т.д. Экзистенциальные (лат. existentia - существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т.д. | Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности. Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте. Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации. |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие. Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Интерес (лат. interest - иметь значение) - целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
- по их носителю: индивидуальные, групповые, всего общества;
- по направленности: экономические, социальные, политические, духовные.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь,
характер деятельности и т.д.
От интереса следует отличать склонность.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой. |
Целеполагание в деятельности. | Целесообразность в поведении. |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения). | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы. |
Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. | Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью раннее созданных средств. |
Продуктивный, творческий, созидательный характер. | Потребительский характер: не создает ничего нового по сравнению с тем, что дано природой. |