Методика и последовательность проведения исследований




Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ИСТОРИИ И

ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

 

 

Направление: История

Профиль: Отечественная история

 

 

ОТЧЕТ ПО АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Объект: Территория Казанского богородецского девичьего моностыря города Казани

 

 

Студент: II курса Нигматуллин Айдар Фанисович

Группы: 04.2-602

«__» _______ 2017 г. __________________

 

Научный руководитель

ассистент кафедры истории Татарстана,

археологии и этнологии

«15» июля 2017 г. конец практики (А.М. Имамутдинова)

 

Заведующий кафедрой

Истории Татарстана,

Археологии и этнологии

д-р ист. наук, профессор

«__»__________2017 г. _______________________ (А.Г. Ситдиков)

 

Казань 2017

 

Оглавление

1. Введение…………………………………………………………………2

2. Основная часть…………………………………………………………..3

3. Методика и последовательность проведения исследований…………6

4. Описание материалов раскопок………………………………………...7

5. Заключение……………………………………………………………….8

6. Список использованных источников и литературы…………………...9

 

 

Введение

Время проведения практики: 03.07.17-15.07.17 года

Объект исследования: Территория Казанского Богородецкого девичьего монастыря города Казани.

Состав практикантской группы:

1.Абызова Екатерина Юрьевна
2. Асафова Валентина Евгеньевна
3. Газизова Дилия Инсафовна
4. Нигматуллин Айдар Фанисович
5. Петрова Снежана Вячеславовна
6.Рубанова Полина Ивановна
7. Садыков Айнур Завдатович
8.Сафиуллина Луиза Ирековна
9. Фролов Матвей Вячеславович
10. Хайруллин Рузаль Наилевич
11. Хакимов Нияз Айдарович
12. Хасанов Тимур Наилевич
13. Хикматова Алсу Зуфаровна
14. Чичирова Евгения Александровна
15.Шипшова Аделя Анатольевна
16. Минуллина Алия Ильшатовна

Доставка на место практики: общественный транспорт.

Руководитель: А.М.Имамутдинова

График работы: 08.00-17.00 часов.

Режим дня: 08.00-17.00 часов.

Обед: 12.00-13.00 часов.

Выходные дни: воскресенье.

Бытовые особенности: по месту жительства.

 

 

Основная часть

Казанско-Богородицкий монастырь - православный монастырь в Казани, место обретения Казанской иконы Божьей Матери. Находится в нескольких минутах ходьбы от Казанского кремля, к востоку от кремлевской горы, на улице Большая Красная.

 

8 июля 1579 года 10-летняя девочка Матрона обрела икону на месте, указанном ей во сне. Рассказ об этом и о первых чудесах от иконы впервые составил очевидец событий священник Ермолай - будущий патриарх Гермоген († 1612), прославленный Церковью как священномученик. Обретение чудотворной иконы всего через 27 лет после взятия Казани русскими войсками было воспринято современниками как символическое событие огромного значения. В том же 1579 году, по государеву указу Ивана IV Грозного, на месте обретения был основан девичий Богородицкий монастырь.

Первой монахиней в нём, по преданию, стала сама девочка Матрона, получившая после пострига имя Мавра (дальнейшая судьба её, к сожалению, неизвестна).

 

Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву Казанскую икону, по благословению местоблюстителя патриаршего престола (после мученической смерти Гермогена) казанского митрополита Ефрема.

Подлинник иконы после похода 1612 году был возвращён в Богородицкий монастырь Казани (в Москве, в Казанском соборе на Красной площади, был установлен лишь почитаемый список, хотя некоторые москвичи впоследствии были склонны принимать за подлинник именно его).

Приток паломников сделал Богородицкий монастырь известной святыней Среднего Поволжья.

По реформе Екатерины II (1764), поделившей все обители России на штаты (классы), он был причислен ко второму классу, а в 1809 году - к первому, самому высшему. Число монахинь и послушниц постепенно выросло от 100 с лишним в начале XIX века до 500 к моменту революции.

Территория монастыря занимала несколько гектаров. Его архитектурный ансамбль по размерам и роскоши не имел себе равных в Поволжье.

Главный собор, где и пребывала икона, был построен в стиле классицизма в 1798-1808 гг. (по проекту знаменитого русского архитектора И. Старова) на месте обветшавшего каменного собора 1590-х гг. Его площадь составила 49 на 43 м, а высота - 44 м. Облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами - со всех сторон, кроме алтаря.

Никольский храм к северу от него (1810-1816 гг.) и Крестовоздвиженский к

югу (1882-1884 гг.) также были возведены в стиле классицизма, но имели по одному большому полусферическому куполу. 2 основных корпуса - Настоятельский и Никольский (1820-е - 1840-е гг.), составили собой гигантский полукруг, замкнувший классический ансамбль в единое целое.

В этот ансамбль XIX века вошли 2 более древних сооружения - 55-метровая колокольня, одна из самых высоких в Казани, и маленькая Софийская

 

надвратная церковь (обе - середина XVII в.).

После закрытия в сентябре 1918 года Казанского Кремля и его храмов в монастырь были перенесены главные уцелевшие святыни Казанской епархии: мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских.

Хотя монастырь был упразднён, в течение всех 1920-х годов действовала официально зарегистрированная православная община. В 1931 году общину перевели в Петропавловский собор, после чего большая часть ансамбля обители подверглась разрушению.

С 1942 году на территории бывшей обители размещалась табачная фабрика; западная часть разорённого ансамбля позже была застроена 5-этажными домами; в Крестовоздвиженском храме находился филфак Казанского педагогического института (ныне - университета).

В 1994 была возвращена верующим Софийская церковь, в 2004-2005 гг. возвращён и отреставрирован большой Крестовоздвиженский храм. 21 июля 2005 г. патриарх Всея Руси Алексий II передал Казанской епархии возвращённый Папой Римским так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери. Этот список был помещён именно в Крестовоздвиженском храме. По определению специалистов, он был написан в России в конце XVII или 1-й половине XVIII века (неизвестно точно, в каком монастыре он находился, за рубеж попал после революции). И по стилю, и по размерам он никак не может являться тем подлинником Казанской иконы, который был обретён в 1579 году. Подлинник бесследно исчез в 1904 году - он был похищен из собора Казанского монастыря вором Чайкиным. Злоумышленник был пойман, но заявил на следствии, что изрубил и сжёг икону в печи, так как ему была нужна лишь драгоценная риза.

Тем не менее, Ватиканский список почитается и считается чудотворным, и его нахождение на месте обретения Казанской иконы видится вполне

 

 

логичным. Ежедневно к нему приходят сотни, а в некоторые дни и тысячи паломников со всей России и из-за рубежа.

Монастырь был крупнейшим в Казани и одним из самых больших женских монастырей России. Численность его сестер перед революцией насчитывала более 500 человек. Примечательно так же то, что «подпольная» монашеская община на территории уже закрытого монастыря продолжала существовать до 60-х годов XX в. Связано это с тем, что большинство монахинь остались жить и работать, в новом советском обществе, около своей родной обители.

Монастырь с 2005 года возрождается как мужской, хотя до революции был женским. Братия его пока насчитывает всего несколько человек.

 

Методика и последовательность проведения исследований

Раскопки на нашем участке велись следующим образом. Сначала наша группа шла за нужным инвентарём (Лопаты: штыковые и зачистные и носилки), затем мы должны были снимать слой земли в 17 см, попутно проверяя эту землю на наличие находок. В случае нахождения чего либо находка записывалась в паспорт. Уже проверенная земля свозилась на тачках и носилках в общий отвал. Кроме того производились замеры уровня снятой земли. Для измерения глубины использовался нивелир.

После того, как на всём секторе снят слой в 18 см, на нём начиналась зачистка снимались ещё 2 необходимых сантиметра земли. После чего производилось нанесение информации на карту. К такой информации относятся, например остатки деревянных зданий или свидетельства нахождения сарая с животными (по наличию и количеству навоза), или кострища (по наличию угля). Эти зоны, обведённые контурами, потом зарисовывались на карту сектора, как и места нахождения уникальных находок.

Кроме этого, после зарисовки на секторе происходила фотосъемка некоторых наиболее информативных объектов. После сбора необходимых данных данный сектор снова подвергался снятию очередного слоя. Так

 

продолжалось до того, пока полностью не откроется так называемый материк поверхность, не поддававшаяся человеческой обработке.

В это время, все находки, включая уникальные, которым давали отдельный паспорт, отправлялись на «камералку», где их отмывали и определяли ценность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: