ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ




 

Курск – 2014

УДК

ББК

 

Рецензенты:

Меньшикова М.А., доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления персоналом Курского государственного университета;

 

Сезонова О.Н.

Формализация и инновационный характер профессиональных компетенций как инструмент развития в контексте современной управленческой парадигмы: Монография / О.Н. Сезонова. – Курск, 2014. – 116 с.

 

 

В монографии выявлено место и роль компетентностного подхода как методологической основы развития профессиональных компетенций кадров, проведен контент-анализ понятийно-категориального аппарата исследования. Определены концептуальные основы развития профессиональных компетенций кадров через систему профессионального образования. Проведен анализ образовательного потенциала региона в области формирования профессиональных компетенций кадров.

Монография предназначена для широкого круга читателей: научно-практических работников, преподавателей, аспирантов и специалистов предприятий.

 

 

© Сезонова О.Н., 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение  
1. Компетентностный подход – методологическая основа развития профессиональных компетенций кадров  
2. Понятийно-категориальный аппарат исследования  
3. Концептуальные основы развития профессиональных компетенций кадров через систему профессионального образования  
1. 4. Образовательный потенциал региона в области формирования профессиональных компетенций кадров  
Заключение  
Список используемой литературы  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуализация компетентностного подхода обусловлена глобализацией социально-экономического пространства, активным внедрением новых технологий, увеличением уровня неопределенности окружающей среды с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационных потоков, появлением новых профессий, которые обладают специфическими требованиями. Рассмотренные факторы указывают на необходимость формирования личности, обладающей стрессоустойчивостью, ответственностью и способностью принимать конструктивные и компетентные решения в различных ситуациях. Все это приводит к необходимости разработки новых методических подходов по совершенствованию направлений, форм и методов профессиональной подготовки кадров, отвечающих требованиям социально-экономического развития, национальной образовательной доктрины, а также потребностям динамически развивающегося рынка труда.

В этой связи одной из основных задач является повышение научной обоснованности использования компетентностного подхода в системе управления человеческими ресурсами. Решению данной задачи должно способствовать совершенствование теоретико-методического инструментария применения принципов компетентностного подхода в практической деятельности, которое позволит создать основу для развития системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров, отвечающую требованиям развития региона.

Компетентностный подход как таковой выступает предметом научного интереса широкого круга отечественных и зарубежных исследователей. Среди них: В.И. Байденко, И.Ю. Беликова, М.И. Гаврилова, Н.В..Демьянченко, О.В. Зданович, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Калекин, В.В. Семина, А.В. Хуторской, Р. Увайт, Д. Макклелланд, Р. Бояцис, М. Бомензат, Р. Янсен, Дж. Чиверс, Л.М. Спенсер-мл. и С.М. Спенсер и другие.

Особенности компетентностного подхода заключаются в его категориальном аппарате, который представляет собой совокупность взаимосвязанных дефиниций, таких как «компетенция», «компетентность», «квалификация», «профессионализм», «обучаемость», «профессиональное развитие». В работах С.И. Глухих, М.В. Дубовой, А.Б. Звездовой, В.Г..Орешкина, М.В. Казакова, И.В. Коняхиной, Л.А. Кравцовой, Д.Н..Лащенова, Т.С. Скрипки, Т.В. Хлоповой, А.В. Шабуровой представлено множество разнообразных трактовок основополагающих категорий компетентностного подхода.

Признавая теоретико-методическую и практическую ценность выполненных исследований, можно утверждать, что до настоящего времени проблема развития и практического применения компетентностного подхода до конца остается нерешенной.

Целью исследования является определение перспективных направлений развития принципов компетентностного подхода и их практического применения в рамках развития профессиональных компетенций кадров в регионе.

Объектом исследования являются профессиональные компетенции кадров в современных условиях развития региона.

Предметом исследования является изучение тенденций и основных принципов функционирования компетентностного подхода в рамках его практического применения.

В качестве теоретической и методической базы выступают фундаментальные научные труды зарубежных и отечественных авторов в сфере компетентностного подхода. Эти труды послужили основой для обобщения накопленных знаний в исследуемой области и отправной точкой для выявления актуальных задач и определения путей их решения. В процессе исследования широко использовались методы сравнительного анализа, ретроспективного экономического анализа, экономической статистики, а также эвристические методы. Для обработки исходных данных использовался пакет прикладных программ Microsoft Office Excel и SPSS Statistics 17.0.

Информационная база исследования включает законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, материалы периодических изданий и конференций.

Научная новизна исследования заключается в формализации и определении инновационного характера профессиональных компетенций как инструмента управления человеческими ресурсами, в рамках развития социально-экономических систем.

В монографии отражены следующие наиболее существенные научные результаты исследования:

- уточнена трактовка понятия «компетентностный подход», позволяющая выявить целевой характер и методологическую составляющую реализации компетентностного подхода в виде использования совокупности методов и приемов воздействия на способности личности;

- проведена количественная оценка текстовой информации о компетентностном подходе с использованием контент-анализа, позволяющая определить пределы и перспективы практического использования компетентностного подхода, а также сделать вывод о расширении границ применимости полученных результатов при исследовании профессиональных компетенций;

- обосновано содержание категориального аппарата компетентностного подхода, включающего в себя такие понятия как, «компетенция», «компетентность», «квалификация», «креативность» и «конкурентоспособность работника», а также их многокритериальную модель;

- составлена научно обоснованная система классификации компетенций, позволяющая определить уровень компетентности кадров того или иного предприятия или организации;

- разработана система концептуальных основ развития профессиональных компетенций, учитывающая специфику развития системы профессионального образования и позволяющая сформировать современную непрерывную систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

- определены перспективные направления развития профессиональных компетенций, позволяющих выявить диспропорции регионального развития социально-экономических систем, на основе расчета научно-образовательного потенциала региона и кластеризации высших учебных заведений Центрального федерального округа.

Содержащиеся в монографии теоретические, методические и практические положения, выводы и рекомендации могут быть использованы для определения перспективных направлений развития и применения принципов компетентностного подхода в области управления человеческими ресурсами, а также служить основанием для внедрения новых технологий непрерывного образования в практику переподготовки и повышения квалификации специалистов в регионе.

 

 

1. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАДРОВ

За все время развития компетентностного подхода исследователей всегда окружал ряд проблем, которые прежде всего связаны с многообразием трактовок основных категорий, что осложняет его восприятие. В связи с этим в данной работе представлен анализ теоретических аспектов развития компетентностного подхода в различных областях знаний.

Рассмотрение проблематики компетентностного подхода в сфере экономики и управления необходимо начать с рассмотрения зарубежных школ, которые занимались формированием его теоретических основ. При этом важно отметить, что первое упоминание компетентностного подхода как частного проявления системного подхода возможно отнести к середине XX века. На наш взгляд, все многообразие теоретических положений можно представить в виде двух групп. Первая группа связывает изучение компетентностного подхода с экономическими проблемами (американская и французская школы), вторая – рассматривает его как образовательную составляющую (английская и немецкая школы) (см. рис. 1).

Рассматривая американский подход, можно отметить, что представители данной школы связывают термин «компетенция» с поведенческими характеристиками человека, к которым можно отнести самосознание, саморегуляцию и социальные навыки; считается, что их формирование происходит через обучение и развитие.

Так, весомый вклад в развитие теории компетентностного подхода внес Р..Увайт, представитель американской школы, который в 1959 году предложил использовать термин «компетенция» для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц [ 35, с. 246 ]. Впоследствии на основании учений Р. Увайта Д..Макклелланд в начале 70-х годов предложил теорию о значении мотивации и компетентности в области экономического управления, которая была успешно применена на практике.

Рис. 1. Зарубежные научные школы изучения компетентностного подхода

 

В 1982 году В. Макелвил публикует теоретическое исследование в рамках изучения компетентностного подхода, где под термином «компетенция» он понимает сферу деятельности, в которой человек обладает знанием и опытом, совокупностью полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации [33, с. 102]. Другим представителем данной школы можно считать Р. Бояциса, который рассматривал компетенцию как «основную характеристику личности, которая лежит в основе эффективного и превосходного выполнения работы» [12, с. 82].

Дальнейшее развитие компетентностного подхода связывают с Л.М..Спенсером-мл. и С.М. Спенсером, которые, основываясь на результатах исследования Р. Бояциса, разработали «Словарь компетенций», где представили свою трактовку термина «компетенция». Согласно словарному толкованию, компетенция – базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях [70, с. 9].

Для французской школы характерно биполярное направление компетентностного подхода, где компетенция рассматривается с одной стороны, как универсальный признак личности, а с другой – как индивидуальные способности, которые проявляются в процессе выполнения работы.

В 80-х годах XX века началось становление и развитие компетентностного подхода во Франции, популярность которого пришлась на 90-е годы. Многие предприятия стали активно использовать систему индивидуальной оценки компетенций, так как она была более гибкой для процесса управления. В это время появляются инструменты для развития и измерения компетенций, а сами компетенции все больше акцентируются на управлении человеческими ресурсами [12, с. 83]. Наиболее важным представителем данной школы можно считать французского экономиста Г..Канака. Основываясь на проведенном анализе, он доказывал необходимость развития компетенции каждого сотрудника предприятия. Вместе с этим компетенция фирмы представляла собой рациональное сочетание знаний и способностей, рассматриваемых на небольшом промежутке времени, которыми обладают работники организации [34, с. 55]. Наиболее полно, по нашему мнению, определяет компетенцию М. Бомензат, рассматривая ее как результат от взаимодействия совокупности факторов: знаний (результаты образования), навыков (результаты опыта работы и профессионального обучения) и коммуникации (умения общаться, работать в команде) [67, с. 129].

Наряду с другими зарубежными школами в 80-х годах ХХ века начала развиваться английская школа, которая основывалась на применении компетентностного подхода к профессионально-техническому образованию и обучению с целью создания системы профессиональных компетенций [12, с. 82]. При определении компетенций английские исследователи обращали внимание не на личностные характеристики, а на свойства самой деятельности. При этом главная роль отдается профессиональным стандартам, которые впоследствии принимают вид компетенций.

Проведя анализ предшествующих попыток понять сущность компетенций, Г. Читхэм и Дж. Чиверс разработали целостную модель профессиональной компетентности, включающую в себя пять наборов связанных компетенций и компетентностей [41, с. 166]. В дальнейшем в Великобритании термин «компетенция» стал включать в себя не только функциональные компетенции, но и базисные знания.

Рассматривая различные сферы применения компетентностного подхода, необходимо обратить внимание на немецкую школу, которая также начала развиваться в 80-х годах. Именно в немецкой системе образования впервые появилось понятие «ключевые компетенции», включающее индивидуальные компетенции, которые формулируются как способность к сотрудничеству, гибкость, этичность, независимость в решении проблем [41, с. 167]. Спустя десятилетие, в 1996 году, немецкая система образования приняла компетентностный подход. Основной упор, прежде всего, делается на учебные планы профессионального обучения, в которых стали указывать не только стандартную типологию профессионально-технических компетенций, а также личностные и социальные компетенции.

В российской практике понятие «компетентностный подход» более широкое распространение получило сравнительно недавно, в основном это связано с проблемами модернизации российского образования. Первоначально оно было нормативно закреплено в ряде официальных документов: Национальная доктрина образования призвана обеспечить подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий [4]; Концепция модернизации российского образования до 2010 года предполагает развитие ключевых и профессиональных компетенций личности на всех ступенях образования [6]; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года одной из своих задач ставит обеспечение инновационного характера развития базового образования на основе компетентностного подхода и взаимосвязи академических знаний и практических умений, а также совершенствование национальной системы квалификаций, отвечающей рынку труда, разработку системы профессиональных стандартов и создание системы оценки профессиональных качеств работников, основанной на определении их компетентности и способности гибко реагировать на изменения требований к уровню их квалификации [5, с. 42].

Например, согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 годы, основное внимание при определении компетентностного подхода уделяется формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, в целом определяемые в некоторой степени показателями качества образования ключевые компетентности [6].

Изучение литературных источников по исследуемой проблематике позволяет сделать вывод о том, что существует множество трактовок понятия «компетентностный подход». Вместе с тем формулировки и раскрытие содержания компетентностного подхода различны (см. табл. 1).

Анализ множества понятий «компетентностный подход» показывает, что в экономической литературе сложилось два подхода к его трактовке. Наиболее распространенным из них выступает понимание компетентностного подхода как итоговой характеристики развития индивидуальности, измеряемой либо суммой знаний, познавательных и созидательных способностей, либо поведенческими критериями эффективной самостоятельной организации деятельности. Другой подход – подразумевает развитие общих принципов определения целей образования и проектирования многоуровневого образования, а также моделирования результатов образования как норм качества.

Таблица 1. Трактовки понятия «компетентностный подход»

Авторы Определение
Зеер Э.Ф. [28, с. 54] Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности
Лебедев О.Е. [36, с. 68] Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов
Ермаков Д.С. [25, с. 10] Компетентностный подход – это метод моделирования целей и результатов образования как норм его качества, отражение результата образования в целостном виде как системы признаков готовности выпускника к осуществлению той или иной деятельности
Калекин А.А. [35, с. 245] Компетентностный подход – ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда
Хуторской А.В. [78] Компетентностный подход – это обобщенное условие способности человека эффективно действовать в производственной сфере
Дубова М.В. [24, с. 59] Компетентностный подход – способ обучения, ориентированный на овладение учащимися ключевыми компетенциями, являющимися универсальными для освоения различных видов деятельности, а также требующими умений использовать средства, адекватные складывающейся ситуации
Старова Н.М. [71, с. 25] Компетентностный подход – организация образовательного процесса, при котором образовательным результатом являются компетенции выпускника, определяющие способность будущего специалиста реализовать на практике свою компетентность
Макелвил В. [33, с. 102] Компетентностный подход – модель образовательного процесса, при котором человек овладевает знанием и опытом, совокупностью полномочий, прав и обязанностей должностного лица, общественной организации
Янсен Р. [81] Компетентностный подход – это подход, основной целью которого является определение важнейших поведенческих критериев, необходимых для эффективной самостоятельной организационной деятельности
О.В. Налиткина [46, с. 172] Компетентностный подход выступает оправданной прагматичной реакцией на конкретный социальный заказ, предполагает, прежде всего, разработку системы обеспечения качества подготовки будущих специалистов, отвечающих потребностям современного мирового рынка труда

На наш взгляд, многообразие взглядов можно представить в следующем определении компетентностного подхода. Компетентностный подход – совокупность методов и приемов воздействия на способности личности с целью интеграции знаний, умений, опыта и творческого потенциала для успешной профессиональной деятельности в той или иной отрасли экономики.

Уточненная нами трактовка понятия «компетентностный подход» позволяет выявить, во-первых, целевой характер компетентностного подхода и методологическую составляющую его реализации в виде использования совокупности методов и приемов воздействия на способности личности, во-вторых, более четко обозначить предметные результаты компетентностного подхода – интеграцию знаний, умений, опыта и творческого потенциала для успешной профессиональной деятельности в той или иной отрасли экономики.

Совершенно очевидно, что применение принципов компетентностного подхода требует перевода в количественные показатели текстовой информации о компетентностном подходе. В нашем исследовании для решения этой задачи был проведен контент-анализ, позволивший определить пределы и перспективы практического использования компетентностного подхода, а также сделать вывод о расширении границ применимости полученных результатов при исследовании профессиональных компетенций.

Следует заметить, что контент-анализ в той или иной степени был использован в социологических исследованиях [20, с. 66], а позднее – современными учеными - экономистами. С учетом этого опыта, в работе предложено пять этапов проведения контент-анализа, через которые сделана попытка раскрыть существенные проявления «компетентностного подхода» (см. рис. 2).

Объектом исследования стали публикации, отвечающие запросу «компетентностный подход», имеющие полный текст и открытый доступ пользователю научной электронной библиотеки eLibrary.ru за 2003–2013 годы, а выборкой явились заголовки статей, аннотации и ключевые слова. В результате исследования было определено 2425 публикаций, отражающих сущность компетентностного подхода в различных сферах деятельности, из которых случайным образом было отобрано 5% статей, необходимых для проведения контент-анализа.

 

Рис. 2. Этапы проведения контент-анализа

 

В ходе проведения анализа были определены основные категории, имеющиеся в публикациях и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые в целом отражают программу проводимого исследования. Такими категориями стали слова «компетенция», «компетентность» и словосочетание «компетентностный подход». За единицу анализа были приняты слова и словосочетания, соответствующие категориям анализа и производные от них. Также в рамках проводимого исследования были установлены единицы счета – число определенных слов или их сочетаний, которые отражают количественную меру единицы анализа и позволяют регистрировать частоту появления признака категории анализа в текстах публикаций.

Третий этап проводимого исследования заключался в составлении ряда исследовательских инструментов, необходимых для дальнейшего проведения контент-аналза. Первым из них является классификатор контент-анализа, предназначенный для фиксации единиц анализа, выражающих основные категории, используемые в исследовании (табл. 2).

Таблица 2. Классификатор контент-анализа

Категория анализа Единица анализа
1. Компетентностный подход 1. Контекстно-компетентностный подход
2. Статегически-компетентностный подход
3. Компетентностно-ориентированный подход
2. Компетенция 1. Модель компетенций
2. Профессиональные компетенции
3. Корпоративные компетенции
4. Общие компетенции
5. Ключевые компетенции
6. Образовательные компетенции
7. Общекультурные компетенции
3. Компетентность 1. Компетентностная модель
2. Профессиональная компетентность
3. Универсальная компетентность
4. Предметная компетентность

Вторым используемым инструментом в рамках проведенного исследования является бланк контент-анализа, который отражает сведения об анализируемых документах и количество случаев употребления в них определенных единиц анализа, показывающих сущность определенных ранее категорий. Фрагмент полученного бланка представлен в таблице 3.

Таблица 3. Бланк контент-анализа (фрагмент)*

Перечень источников информации Частота присутствия основных категорий
Компетентност-ный подход Компетен-ция Компетент-ность
       
Акулова О.В. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2003. – Т. 3. – №6. – С. 17–26.      
Зеер Э.Ф. Образование и наука. – 2004. – №3(27). – С. 42­–52.      
Зеер Э., Сыманюк Э. Высшее образование в России. – 2005. – №4. – С. 23–30.      
Белых И.Л. Вестник КрасГАУ. – 2006. – №11. – С. 407–409.      
Абакумова Н.Н., Истомина Н.Н. Вестник Томского государственного университета. – 2007. – №297. – С. 33–38.      

 

Продолжение таблицы 3

       
Белкова Е. Вестник Академии Пастухова. – 2008. – № 3 – 4. – С. 2–4.      
Овчинникова И.В. Вестник НОУ «ОНУТЦ ОАО «Газпром». – 2009. – № 2 (6). – С. 14–16.      
Моложавенко В.Л., Фугелов Т.А. Среднее профессиональное образование. – 2010. – №6. – С. 7–10.      
Денисова А.Л., Стеблянский Н.В. Перспективы науки. – 2011. – №3. – С. 15–18.      
Ломакина Г.Р. Теория и практика общественного развития. –2012. – №12. – С. 217–220.      
Зеленский В.Е. Пищевые ингредиенты, сырье, добавки. – 2013. – №2. – С. 2–8.      

* Составлено автором

С целью выявления приоритетов развития компетентностного подхода в отечественной практике были систематизированы по периодам и направлениям исследования результаты, полученные в ходе заполнения бланка контент-анализа. Из основных выделенных категорий анализа наиболее часто встречаемые – словосочетание «компетентностный подход» и производные от него (табл. 4).

Таблица 4. Распределение категорий контент-анализа по периодам*

Категории Годы Всего
2003 – 2005 2006 – 2008 2009 – 2011 2012 – 2013
Компетентностный подход          
Компетенция          
Компетентность          
Всего          

*Составлено автором

Статьи с этой категорией встречаются на протяжении всего исследуемого периода, при этом с каждым годом количество упоминаний понятия «компетентностный подход» увеличивается, что свидетельствует о растущей актуальности данного направления в научной сфере. Что касается категорий «компетенция» и «компетентность», то они также встречаются на протяжении всего исследуемого временного периода. Среди ранее выделенных единиц анализа наиболее часто упоминаются следующие единицы: «модель компетенций» – 18 раз, «профессиональная компетентность» – 17 раз, «профессиональная компетенция» – 13 раз и «компетентностная модель» – 10 раз. Несмотря на схожесть данных категорий анализа, большинство авторов рассматривают их как самостоятельные. Так, Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк обозначают термином «профессиональная компетентность» интегративную целостность и действенность знаний, умений, навыков вообще, а термином «профессиональная компетенция» интегративную целостность, действенность знаний, опыта в профессиональной деятельности [30, с. 25]. И.А. Зимняя в своих исследованиях, рассматривая термины «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность», принципиально разводит данные понятия, говоря о том, что «компетентность по сравнению с компетенцией гораздо шире и включает наряду с когнитивно-знаниевым мотивационный, отношенческий, регулятивный компоненты» [31, с. 7].

На этапе систематизации полученных результатов все проанализированные публикации были разделены на три блока, каждый из которых раскрывает сущность и развитие компетентностного подхода в той или иной сфере деятельности (см. табл. 5). Проведенный анализ публикаций позволил выявить тематические разделы, представляющие наибольший интерес для исследователей.

Более 65% проанализированных статей приходится на блок «Народное образование. Педагогика». Начиная с 2003 года появилось большое количество публикаций отечественных исследователей, отражающих принципы становления и развития новой образовательной парадигмы, основанной на компетентностном подходе; прежде всего это связано со вступлением России в Болонский процесс. Более 30% проанализированных публикаций рассматривают сферу высшего профессионального образования. Данному направлению в исследовании компетентностного подхода посвящены работы таких авторов, как А.А. Вербицкий, Л.В. Будяк, И.Л..Белых, Р.Г. Ломакина, В.С. Сенашенко и других.

Таблица 5. Распределение направлений исследования по периодам*

Направление исследования Годы Всего
2003 – 2005 2006 – 2008 2009 – 2011 2012 – 2013
I. Экономика. Экономические науки
1. Общие вопросы экономики труда          
2. Трудовые ресурсы / управление персоналом          
3. Интеллектуальный капитал / управление знаниями          
II. Промышленное производство
4..Пищевая и перерабатывающая промышленность          
5..Другие виды промышленности          
III. Народное образование. Педагогика
6..Общие вопросы народного образования и педагогики          
7..Среднее профессиональное образование / педагогика СПО          
8..Высшее профессиональное образование / педагогика ВПО          
9. Образование взрослых / повышение квалификации / самообразование          
Всего          

*Составлено автором

Также не менее актуальным направлением в области образования является проблема создания единого терминологического аппарата компетентностного подхода, нашедшая свое отражение в работах А.А..Коростылева, О.Н. Ярыгина, М.И. Иголкиной, О.В. Налиткиной, И.А.Зимней, В.В. Семиной.

Реализация принципов компетентностного подхода не только затрагивает сферы среднего и высшего профессионального образования, но и проникает в область повышения квалификации и переподготовки кадров, при этом заменяя традиционные процессы обучения на непрерывное профессиональное образование (см. например: Е.А. Тенилов «Внутрифирменная организация повышения квалификации специалистов на основе компетентностного подхода» // Человек и образование. – 2010. – №2. – С. 98–102; Н.А. Рыбакина «Компетентностный подход как основа реализации непрерывного образования» // Вестник Воронежского государственного технического университета. – 2013. – Т. 9. – №3-2. – С. 109–112 и другие).

Несмотря на раннее становление компетентностного подхода в области экономики и управления, связанное с именами Д. Макклелланда, Р. Бояциса, Л. Спенсера и других зарубежных исследователей, в российской практике заметное развитие рассматриваемый подход приобрел лишь в начале 2000-х годов, что было связано с появлением первых публикаций. За последние пять лет существенно возросло количество публикаций, которые отражают возможности реализации принципов компетентностного подхода в управлении кадрами организации. К ним можно отнести работы А.В. Черепанова «Формирование профессиональных компетенций управленческих кадров современной организации», В.Е. Зеленского «Квалификационно-компетентностный подход в кадровом обеспечении предприятий отрасли», О.Л. Чулановой «Развитие компетентностного подхода в управлении персоналом: основные подходы» и другие.

К относительно новым направлениям исследования проблем реализации принципов компетентностного подхода можно отнести сферу промышленного производства. Данной проблематике посвящены работы таких отечественных авторов, как О.В. Леонова, О.В. Колосова, А.М. Смирнова, О.Е. Гаврилова, Л.Л. Никитина, В.И. Богданова, Ф.Т. Шагеева и другие.

Проводя контент-анализ названий, аннотаций к статьям и их содержания в области исследований по проблематике профессиональных компетенций, можно сделать вывод, что пищевая и перерабатывающая промышленность как объект изучения требует дальнейшего исследования особенностей компетентностного подхода как одного из наиболее актуальных и востребованных механизмов совершенствования управления интеллектуальным капиталом. Среди всей выборки публикаций для контент-анализа нами была выявлена лишь одна статья, посвященная подготовке профессионально компетентных инженерных кадров, способных к эффективному управлению производственным процессом и содействию успешного развития пищевого предприятия [18, с. 60] (рис 3).

Рис. 3. Распределение направлений исследования компетентностного подхода в период 2003 – 2013 гг.

Таким образом, контент-анализ публикаций, посвященных вопросам становления и развития принципов компетентностного подхода, позволяет сделать ряд выводов, касающихся перспективных направлений исследования данной проблематики.

Во-первых, основополагающей целью компетнтностного подхода является стремление к решению определенных задач, связанных, прежде всего, с формированием у индивида определенных качеств, необходимых для реализации профессиональной деятельности, и созданием унифицированных критериев и параметров оценки результатов обучения, которые могли бы быть интерпретированы и применимы в любой сфере деятельности.

Во-вторых, одним из условий, способствующих процессу реализации компетентностного подхода, является его введение не только в нормативную, но и в практическую составляющую образования.

В-третьих, категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения).

Данные обстоятельства обусловливают необходимость более детального исследования категориальной базы компетентностного подхода, что является частной исследовательской задачей следующего параграфа исследования.

 

2. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Всестороннее раскрытие содержания компетентностного подхода и правильное понимание его терминологического аппарата в настоящее время приобретают все большую актуаль<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: