Ранне-классический период
· Бурный рост греческих полисов после греко-персидских войн
· широкое строительство общественных архитектурных сооружений, создание монументальной скульптуры и фресок, которые утверждали силу и значение греческих городов-государств, достоинство, величие и красоту человека.
· Черты архаической условности некоторое время еще давали о себе знать, но это были теперь только лишь быстро уходящие в прошлое пережитки архаической традиции
Монументальный и общественный характер архитектуры греческой классики, ее тесная связь с жизнью коллектива свободных граждан, с государственными культами богов, олицетворявших единство полиса
· Ведущую роль играл дорический ордер.
· Периптер стал господствующим типом здания в греческой монументальной архитектуре.
Ø Подобные святилища окружались колоннами по всему своему периметру.
Ø Перед его главным фасадом обычно стояло шесть колонн.
· храмы стали менее вытянутыми, более цельными
· В больших храмах внутреннее помещение — наос — обычно разделялось двумя продольными рядами колонн на три части.
· В небольших храмах зодчие обходились без внутренних колонн, подпирающих перекрытие наоса.
· Исчезло применение на торцовых фасадах колоннад с нечетным числом колонн, мешавшее расположению входа в храм в центре фасада.
Ø Обычным соотношением числа колонн торцового и бокового фасадов стало 6 к 13 или 8 к 17
· В глубине центральной части наоса, обрамленной внутренними колоннадами, прямо против входа находилась статуя божества.
Строго продуманная система расположения и соотношения всех элементов конструкции храма вела к созданию образа величавого, ясного и простого.
|
- Выработка постоянной системы частей ордера и их формы происходила одновременно со все более свободным и многообразным построением их пропорциональных соотношений.
храм Афины Афайи на острове Эгине 490 г. до н. э.
Ø Отношение колонн — 6 к 12. Колонны стройны по пропорциям, но антаблемент еще непомерно тяжел.
Ø Храм был построен из известняка и покрыт расписанной штукатуркой.
Ø Фронтоны были украшены выполненными из мрамора скульптурными группами
Ø Расположение храма на верху высокого берегового склона хорошо показывает, как умели греческие зодчие связывать строгую дорическую архитектуру с окружающим пространством природы.
храм Посейдона в Пестуме (Великая Греция)
Ø Невысокий стилобат, низкие, но широкие ступени подчеркивают впечатление спокойной, уравновешенной силы.
Ø Колонны (отношение 6 к 14) сравнительно массивны; сильный энтазис создает ощущение упругого напряжения колонны, словно с усилием подъемлющей перекрытие.
Ø Все основные элементы архитектурной композиции резко выражены, архитектурные детали только выявляют основные отношения архитектурного строя, и это тоже усиливает впечатление сосредоточенной мощи.
Храм Зевса в Олимпии
Ø классический дорический периптер (отношение колонн 6 к 13), построенный из твердой породы известняка (ракушечника), что давало возможность добиться почти чеканной точности и чистоты исполнения деталей.
Ø Пропорции храма отличались строгостью и ясностью.
Ø Храм был украшен большими скульптурными группами на фронтонах.
|
Ø Метопы наружного фриза, как и в большинстве храмов ранней классики, были лишены скульптурных украшений.
Ø Сюжеты этих рельефов были тесно связаны с общественным назначением храма, бывшего центром обширного архитектурного ансамбля Олимпии — священного центра общеэллинских спортивных состязаний.
Классический период
Высокая классика
· ясные и строгие архитектурные сооружения господствовали над окружающим пространством, внося в него упорядоченный гармонический строй.
· Впервые в эпоху Перикла была широко осуществлена правильная (регулярная) планировка городов по единому продуманному замыслу.
· Восстановление городов Ионии, разрушенных во время войны персами, поставило перед зодчеством задачу строительства по единому плану. Здесь и возникли первые в истории архитектуры опыты общей планировки, на которые опирался в своей деятельности Гипподам.
· Главным образом планировка сводилась к общей разбивке кварталов, причем при планировании улиц учитывался характер рельефа местности, а также направление ветров.
· В Афинах и при Перикле сохранилась старая, нерегулярная планировка. Но город украсился многочисленными новыми сооружениями: крытыми портиками (стоями), дававшими тень и защиту от дождя, гимнасиями — школами, где богатые юноши обучались философии и литературе, палестрами — помещениями для обучения мальчиков гимнастике и т. д.
· самым главным сооружением эпохи Перикла был новый ансамбль Афинского акрополя, который господствовал над городом и его окрестностями.
|
Чувство связи архитектуры с пейзажем, с окружающей природой — характерная черта греческого искусства. Она получила свое последовательное развитие в годы расцвета классики. Греческие архитекторы превосходно умели выбирать места для своих построек. Храмы строились на скалистых мысах, на вершинах холмов, в точке схода двух горных гребней, на террасах горных склонов.
Поздняя классика
Распад полиса повлек за собой утрату идеала свободного гражданина. Вместе с тем трагические конфликты общественной действительности вызывали появление более сложного, чем раньше, взгляда на явления общественной жизни, обогащали сознание передовых людей того времени. Обострение борьбы материализма и идеализма, мистики и научных методов знания, бурные столкновения политических страстей и одновременно интерес к миру личных переживаний характерны для полной внутренних противоречий общественной и культурной жизни 4 в. до н.э.
· В течение первой трети 4 в. в архитектуре наблюдался спад строительной деятельности, отражавший экономический и социальный кризис
· Памятники 4 в. до н.э. следовали принципам ордерной системы. Все же они существенно отличались по своему характеру от произведений высокой классики.
· Строительство храмов продолжалось, но особенно широкое развитие по сравнению с 5 в. получило строительство театров, палестр, гимнасиев
· в монументальной архитектуре появились сооружения, посвященные возвеличению отдельной личности, и притом не мифического героя, а личности монарха-самодержца
Примеры:
К середине. 4 в. до н.э. относится ансамбль святилища Асклепия в Эпидавре, центром которого был храм бога-врачевателя Асклепия, но самым замечательным зданием ансамбля был построенный Поликлетом Младшим театр, один из красивейших театров древности.
· места для зрителей (театрон) располагались по склону холма. Всего было 52 ряда каменных скамей, которые вмещали не менее 10 тыс. человек.
· Эти ряды обрамляли орхестру — площадку, на которой выступал хор.
· Концентрическими рядами театрон охватывал более полуокружности орхестры.
· Со стороны, противоположной местам для зрителей, орхестра замыкалась скеной
· Из внутренних помещений скены на орхестру вело несколько выходов.
· Театр в Эпидавре был с исключительным художественным чутьем вписан в силуэт пологого склона холма. Скена, торжественная и изящная по своей архитектуре, освещенная солнцем, красиво вырисовывалась на фоне синего неба и далеких контуров гор и в то же время выделяла из окружающей природной среды актеров и хор драмы.
В «Филиппейоне » нашли свое выражение другие стороны развития архитектуры второй половины 4 в. до н.э.
· Филиппейон был сооружен в 30-е годы 4 в. до н.э. в Олимпии в честь победы, одержанной в 338 г. македонским царем Филиппом над войсками Афин и Беотии, пытавшимися бороться с македонской гегемонией в Элладе.
· Круглый в плане наос Филиппейона был окружен колоннадой ионического ордера, а внутри украшен коринфскими колоннами.
· Внутри наоса стояли статуи царей Македонской династии, выполненные в хрисоэлефантинной технике, до тех пор применявшейся только при изображении богов.
· Филиппейон должен был пропагандировать идею главенства Македонии в Греции, освятить авторитетом священного места царственный авторитет особы македонского царя и его династии.
Пути развития архитектуры малоазийской Греции несколько отличались от развития архитектуры собственно Греции. Ей было свойственно стремление к пышным и грандиозным архитектурным сооружениям.
Наиболее ярко особенности развития малоазийской архитектуры сказались в построенном около 353 г. до н.э. архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском Мавзолее — гробнице Мавсола, правителя персидской провинции Карий.
· Высота Мавзолея, вероятно, достигала 40 - 50 м.
· Само здание представляло собой довольно сложное сооружение, в котором сочетались местные малоазийские традиции греческой ордерной архитектуры и мотивы, заимствованные у классического Востока. В 15 в.
· Мавзолей был сильно разрушен, и точная реконструкция его в настоящее время невозможна
· В плане он представлял собой приближающийся к квадрату прямоугольник. Первый ярус по отношению к последующим выполнял роль цоколя.
· Сочетание давящей силы и огромных масштабов цокольного этажа с пышной торжественностью колоннады должно было подчеркнуть могущество царя и величие его державы.
Таким образом, все достижения классического зодчества и искусства вообще были поставлены на службу новым, чуждым классике общественным целям, порожденным неотвратимым развитием античного общества. Развитие шло от изжившей себя обособленности полисов к мощным, хотя и непрочным рабовладельческим монархиям, дающим возможность верхушке общества укрепить устои рабовладения
Эллинизм
Для культуры эллинизма характерны два важнейших момента:
· во-первых, широчайшее распространение греческой культуры по всем областям эллинистического мира, в результате чего к лучшим достижениям классической Греции в области науки, литературы и изобразительного искусства оказались приобщенными народы и племена, населявшие грандиозную по размерам территорию эллинистического мира - от Сицилии на западе до Средней Азии и Индии на востоке, от Боспорского царства в Северном Причерноморье до Нубии в экваториальной Африке.
· Второй важнейший момент - объединение элементов греческой культуры с местными, главным образом восточными культурными традициями.
· Значительную роль в развитии культуры эллинизма играли большие города. Для этого времени характерно широкое развитие градостроительства: старые города перестраивались, а в важных стратегических и торговых пунктах основывались новые.
Эллинистическая архитектура переживала бурный подъем в конце 4 и в 3 в. до н.э., в период возникновения целого ряда новых столиц, торговых, административных и военно-стратегических центров. В последующие века, с приближением кризиса, охватившего государства эллинистического мира, размах строительной деятельности стал падать
Для эллинистического градостроительства характерно выделение административного и торгового центра города.
· Храм, который в классическую эпоху был главным городским сооружением, в рассматриваемый период стал только частью общего центрального ансамбля, включавшего также административные сооружения, базилику, библиотеку, гимнасий и другие постройки.
· Установился новый принцип архитектурного решения главной площади - агоры, - которая окружалась крытыми портиками, придававшими ей замкнутый характер
· Широко вводились в архитектурные ансамбли произведения монументальной скульптуры - колоссальные статуи и многофигурные группы.
В эллинистическую эпоху были разработаны принципы парковой архитектуры. Воздвигались огромные инженерные сооружения, например знаменитый Фаросский маяк в Александрии.
Для эллинистического зодчества показательно не только увеличение размеров общественных сооружений, но и существенное изменение самого характера архитектурных решений
· в строительстве храмов наряду с периптером широкое распространение получил более пышный и торжественный диптер.
· Вместо строгого дорического чаще применялся ионический ордер.
· Важную роль в эллинистических сооружениях стала играть стена. В связи с этим элементы ордера начали утрачивать свое конструктивное значение
в середине 2 в. до н.э., раздираемые политическими и социальными противоречиями, Греция и Македония, несмотря на попытки упорного сопротивления, сделались добычей более могущественного рабовладельческого государства - республиканского Рима.
Больше всего пострадала от экономического и политического упадка Греции архитектура: в эпоху эллинизма центры нового строительства передвинулись на Восток.
известная афинская постройка эллинистического времени - Башня ветров, сооруженная в середине 1 в. до н.э.
· представляет собой небольшую восьмигранную башню высотой 12,1 м, поставленную на трехступенчатое основание.
· Снаружи на башне были помещены солнечные часы, внутри - механизм для водяных часов - клепсидры.
· Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики.
· Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров
Своеобразным сооружением был так называемый Арсинойон на острове Самофраке - храм, выстроенный в 281 г. до н.э. Арсиноей, дочерью египетского царя Птолемея Сотера, и посвященный «великим богам».
· Храм представлял собой цилиндрическое в плане сооружение диаметром в 19 м.
· Наружная стена храма членилась на два яруса; нижний ярус был глухим, выложенным из квадров мрамора, второй ярус состоял из 44 столбов, поддерживавших антаблемент и коническую кровлю; промежутки между столбами были заложены мраморными плитами.
· Это же членение на два яруса сохранялось внутри здания.
Представление о грандиозных масштабах и роскоши эллинистической храмовой архитектуры дает новый храм Аполлона в Дидимах близ Милета, строившийся свыше 150 лет.
· Он представлял собой громадный диптер ионического ордера (109x51 м) с 10 колоннами по поперечной и 21 колонной по продольной стороне.
· С фасада его помещался глубокий пронаос с тремя рядами колонн.
· Наружное оформление храма было очень богато. Фриз был украшен гигантским рельефом, разнообразными рельефными украшениями были оформлены базы и даже плинтусы колонн.
В период Эллинизма прогрессивные принципы греческой архитектуры распространились по огромной территории; существенное значение они имели в развитии зодчества различных народов и в послеэллинистическое время. Накопленный эллинистическими зодчими опыт в решении таких важных вопросов, как принципы градостроительства, проблемы архитектурного ансамбля и парковой архитектуры, имел чрезвычайно большое значение для архитектуры Древнего Рима и для зодчества последующих эпох.
Источники
Мусатов А.А. Архитектура античной Греции и античного Рима - Учеб. пособие. – М.: Архитектура-С, 2006. –144 с.: ил.
Всеобщая история архитектуры. Том 2. Книга 1. Архитектура Древней Греции. Под общ. Ред. В.Л. Блаватского, В.Ф. Маркузона, Б.П. Михайлова, В.Н. Сарабьянова, Е.Г. Чернова. Авторы книги: Н.Е. Роговин, В.Ф. Маркузон, С.И. Сахаров при участии В.Д. Блаватского, С.А. Кауфман, М.М. Кобылиной. - М: Издательство Академии архитектуры СССР, 1949.
Всеобщая история искусств. Т. I. Искусство Древнего мира. Ю.Д. Колпинский; под общ. Ред. А.Д. Чегодаева – М.: «Искусство», 1956.