Методы косвенного воздействия на учащихся




Их воспитательная роль скрыта, незаметна. Это опос­редованное влияние на учащихся, их самовоспитание в со­зданных педагогом воспитательных ситуациях риска, по­мощи слабым и др.

Выделяют следующую классификацию методов воспи­тания, учитывающую специфику развития нашего обще­ства (табл. 3).

Таблица 3

Методы воспитания

Классифи­ка­ция групп ме­тодов по целевой на­правлен­ности Классификация по отношению к развитию ребенка
  Методы организации жизнедеятельности и общения Методы про­свещения, убе­ждения и фор­мирова­ния соз­нания Методы стимулирова­ния общения и деятель­ности
Побуждаю­щие методы Положит, перспекти­ва Пример Педагогиче­ское тре­бование Под­ражание Создание учебной ситуации Разъяснение Беседа Инфор­миро­вание Пример Похвала Положительная пер­спектива Позитивные стимулы Просьба Побуж­дение
Методы ори­ен­тировки и фор­мирова­ния ка­честв личности Исходное требование Игра Приучение Уп­ражнение ктд Требование-норма Приучение Беседа Убежде­ние Лекция Диспут Поощрение Награждение Система перспективных линий Ситуация мораль­ного успеха Пример
Методы ин­ди­видуаль­ной корректи­ровки Требование-норма Коррекция Проектиро­вание успеха Информация Внушение Пе­реубежде­ние Разъяснение Соревнование Инди­вид.контроль Авторитет­ное мнение Личная пер­спектива Воспитывающая ситуа­ция
Методы са­море­гуляции, само­реали­зации Групповая Коллектив­ная игра Самоконтроль Самоанализ Самовоспи­та­ние Самонаблю­де­ние Самоубеж­де­ние Самооб­разо­вание Самоконтроль Самоанализ Самокритика Самообяза­тельство

 

Таким образом, в демократическом обществе, где шко­ла работает в гуманистической парадигме образования, методы воспитания более разнообразны и человечны; они больше рассчитаны на развитие личности ребенок, ее само­реализацию, на положительную перспективу и позитивные стимулы, чем на приказ, внушение, принуждение.

Среди множества ситуаций, создаваемых педагогами, можно считать ставшими классическими следующие.

Ситуация авансирования доверием (А.С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом еще не­окрепшей личности, но уже готовой оправдать его. Созда­ются условия для выражения доверия со стороны товари­щей или значимого для ребенка взрослого.

Ситуация непринужденной принудительности — это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в но­вых условиях, обеспечивающих активное участие каждо­го школьника в жизни коллектива, благодаря чему скла­дывается позиция субъекта, творческого соучастника.

Ситуация свободного выбора. В ней школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок.

Ситуация соотнесения предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становит­ся субъектом ситуации. В педагогической практике ситу­ация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллек­тив с другими во время обсуждения перспектив жизни кол­лектива. По отношению к личности педагог создает подоб­ную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к са­мосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).

 

Таблица 4

Классификация методов воспитания в зависимости от степени гуманизации и демократизации общества

Методы ав­то­ритарной педагогики Методы гумани­стической педа­гогики
Информирова­ние Педагогиче­ское требова­ние Упражнение Внушение Беседа Индивидуаль­ный контроль Наказание Подражание Осуждение Принуждение Исходное требо­вание Пример Создание учеб­ной ситуации Игра Приучение Убеждение Личный пример Лекция Поощрение Одобрение Упражнения ктд Коррекция Награждение Диспут Разъяснение Беседа Похвала Соревнование Система перспек­тивных линий Си­туация мо­рального успеха Воспиты­вающая ситуация Само­контроль Са­мо­анализ Самона­блюдение Само­воспитание Само­образование Самокритика Са­мообязательство Самоубеждение Самореализация Педагогическое сотрудничество

Ситуация соревнования предполага­ет не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официаль­ным признанием: призовое место, количество баллов, по­четная грамота и т.п.

Ситуация успеха наиболее широко используется в практике воспита­ния. Создается в том случае, когда нужно поддержать кол­лектив или отдельного школьника, закрепить положитель­ное в их развитии, преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объек­тивность успеха, но в противном случае это вызовет нега­тивные последствия в отношениях. Необходимым услови­ем является желание коллектива или личности достиг­нуть успеха, приложить усилия.

Ситуация творчества. Суть ее за­ключается в создании таких условий, в которых актуали­зируются выдумка, воображение, фантазия школьников, их способность к импровизации, умение выйти из нестандарт­ной ситуации.

Опытный педагог может предложить не один десяток и других ситуаций, ведь здесь перечислены наиболее ха­рактерные. К тому же ситуации могут возникать и сти­хийно, независимо от педагога. А методом будут только те ситуации, которые моделируются и управляются педаго­гом. Одни и те же ситуации могут выполнять различные функции: диагностика отношений, формирование отноше­ний и их корректировка. Чтобы ситуация была воспитывающей, она должна быть значимой для того, ради кого создается.

Выбор метода воспитания зависит от многих факторов, но главные из них: цель, возраст ребенка, его психологи­ческие особенности, уровень развития и воспитанности. Л.Н. Толстой подчеркивал, что воспитание детей есть толь­ко самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Самовоспитание — это не что-то вспо­могательное в воспитании, а его фундамент. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспиты­вает», — писал В.А. Сухомлинский.

Формы воспитательной работы весьма многообразны и динамичны во времени. Согласно «Философскому слова­рю», форма — это способ организации и способ существо- вания предмета, процесса явления. Форма воспитательной работы — это способ организации воспитательного процесса отражающий внутреннюю связь его элементов и характеризующий взаимоотношения педагогов и воспитанников. В педагогической литературе (З.И.Каралов, А.Гашимов, А.А.Агаев, Г.Г.Ахмедов, П.Б.Алиев и др.) обычно дается классификация форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся:

• массовая (фронтальная), групповая (кружковая),

• индивидуальная.

Встречается и другая классификация — в зависимости от методов воспитательного воздействия:

• словесная (лекции, конференции),

• практическая (экскурсии, конкурсы),

• наглядная (музеи, панно).

Формы воспитательной работы различают и по време­ни воздействия:

• урочные,

• внеурочные (в том числе внешкольные).

Эффективность различных форм воспитательной рабо­ты определяется контингентом, временем года, возрастом детей и личностью педагога.

К средствам воспитания в узком смысле этого слова относятся книги, кинофильмы, произведения живописи, живое слово учителя и все то, что необходимо для воспи­тательных целей. В широком понимании к средствам вос­питания относятся виды деятельности, способствующие формированию личности: учеба, обш;ественнополезный труд, игры, кружковая работа, спортивные занятия, художе­ственная самодеятельность. Выбор средств определяется возрастом учащихся, возможностями социума, вкусом детей, склонностями педагога.

Прием воспитания — это составная часть метода. Это лишь звено воспитательного процесса, одноактное дей­ствие. Например, метод поощрения включает такие при­емы: одобрение, похвала, благодарность, награда. А метод убеждения — внушение, разъяснение, беседу. Метод нака­зания может включать такие приемы, как замечание, пре­дупреждение, выговор, строгий выговор.

Прием педагогического воздействия — это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у учащихся возникают новые мысли и чувства, побуждаю- щие их к положительным поступкам и преодолению сво­их недостатков. Эти приемы воспитания можно разделить на две группы.

1. Приемы, корректирующие поведение, воодушевляю­щие учащихся, — радость, благодарность. Это созидающая группа приемов, так как они способствуют развитию новых положительных качеств и подавляют негативные начала в ребенке. Зарождаются новые мысли и чувства, новые мотивы поведения одерживают победу над недостатками и становятся ведущими в поведении учащихся. Это — убеждение, поощрение, внимание, забота, просьба, показ умений, побуждение гуманных чувств, проявление огорче­ния, моральная поддержка и укрепление веры в силы ре­бенка, доверие, организация успеха вучебе, вовлечение в интересную деятельность, нравственные упражнения, аван­сирование личности и т. п.

2. Приемы, помогающие исправить поведение, пробуж­дая отрицательные чувства ребенка, — стыд, раскаяние и др. Даже народная мудрость подсказывает жиз­ненность этих приемов: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом». Эта группа приемов называется тормозящими, так как они способствуют преодолению негативных ка­честв и расчищают почву для развития положительных. На основе негативных чувств у детей возникает намерение воздержаться от неблаговидных поступков.

Формы воспитания — способы организации воспита­тельного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термины «воспитательное мероприятие», «организационные формы воспитания». Мероприятие — организованное действие коллектива, направленное на до­стижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворче­ства, что способствует развитию личности, коллектива, раз­витию внутриколлективных отношений. Мероприятие ре­ализуется как целенаправленное взаимодействие педагога- воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспита­тельных задач.

В педагогической литературе единого подхода к клас­сификации форм воспитательной работы нет. Наиболее распространенной является классификация организацион­ных форм воспитания в зависимости от того, как органи­зованы учащиеся: массовые формы (участие всего класса), кружковая — групповая, индивидуальная. Заслуживает внимание подход к определению форм воспитательной ра­боты, связанный с направлениями воспитательной деятель­ности, например, для организации познавательно-развива­ющей деятельности учащихся более подходят такие фор­мы, как викторина, аукцион знаний, конкурс знатоков «Что? Где? Когда?», конкурс проектов, деловые игры, науч­ные конференции учащихся, конкурс изобретателей и фан­тазеров и т. п. При осуществлении задач нравственного воспитания могут применяться такие формы, как диспут, круглый стол, беседа на этические темы, телемост, акция милосердия, литературно-музыкальная композиция и т. п. Выбор форм воспитательной работы определяется на ос­нове научных принципов воспитания. Для каждого дет­ского коллектива следует выбирать наиболее подходящие формы. Чем разнообразнее и богаче по содержанию фор­мы организации воспитательного процесса, тем он эффек­тивнее. В основе выбора форм воспитательной работы дол­жна находиться педагогическая целесообразность.

Практика показывает, что часто применяемые одни и те же формы организации воспитательной работы теряют свою новизну, становятся трафаретными и в силу этого не дают ожидаемого эффекта. Опытные педагоги стремятся использовать многообразие форм воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: