Квалификационные характеристики
По должностям работников образования
(сборник «Кадры в образовании. Образцы должностных инструкций. Квалификационные характеристики.» Мн. 2007)
Педагог-психолог учреждения образования
Должностные обязанности
· Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия учащихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях.
· Проводит регулярные массовые обследования, выявления, учет лиц, нуждающихся в психологической помощи с целью контроля за ходом психического развития, процессами обучения и воспитания.
· Проводит необходимые психолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовку психологических заключений и рекомендаций.
· Ведет просветительскую работу среди учеников, родителей, учителей.
· Участвует в семинарах для психологов.
· Ведет консультационную работу.
· Планирует и организует профориентационные исследования и проводит профконсультации.
· Заботится о психическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей, психологически комфортной среды.
· Проводит психопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологического риска.
· Оказывает помощь семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов.
· Проводит психокоррекционную работу с целью устранения выявленных отклонений.
· Проводит работу по развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
· Принимает участие в создании благоприятного психологического климата в группах и коллективах.
· Проводит психодиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подростков и учащейся молодежи совместно с учителями-дефектологами, врачами, юристами и другими специалистами.
· Оказывает психокоррекционную помощь учащимся и воспитуемым с особенностями психофизического развития.
· Проводит научно-методическую работу, включающую формирование банка данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследованиях учителей, учеников и студентов, новых методиках диагностики.
· Разрабатывает и апробирует новые диагностические и коррекционные методики и программы.
· Принимает участие в психологической экспертизе педагогических инноваций, решений, предложений, учебников и обучающих программ, тестовых методик и др.
· Принимает участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме па работу и при аттестации педагогических кадров.
· Взаимодействует с центрами коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки, переподготовки и повышения квалификации психологов.
Ведет документацию по установленной форме и использует ее по назначению.
Должен знать:
нормативные правовые акты и другие методические материалы по вопросам образования, воспитания, прав и свобод личности;
нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости учащихся (воспитанников) и их социальной защиты;
общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, основы дефектологии, психотерапии, сексологии;
методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;
современные методы индивидуальной и групповой профконсультации; диагностики, коррекции нормального и аномального развития ребенка;
основы трудового законодательства;
правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.
Квалификационные требования
Педагог-психолог учреждения образования высшей квалификационной категории: высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования I квалификационной категории не менее 3 лет.
Педагог-психолог учреждения образования I квалификационной категории: высшее психологическое образование и стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования II квалификационной категории не менее 3 лет.
Педагог-психолог учреждения образования II квалификационной категории: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки, стаж работы в должности педагога-психолога учреждения образования не менее 2 лет.
Педагог-психолог учреждения образования: высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование и сертификат о прохождении интегрированного курса психологической подготовки без предъявления требований к стажу работы.